Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ВОЗБУЖДЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО СТ. 5.61 КОАП
С.Е. ЛИТУЧАЯ
Некоторые ученые утверждают, что при осуществлении надзора прокурор не вправе возбуждать в отношении граждан дела об административных правонарушениях, поскольку ст. 25 Закона о прокуратуре предусмотрено вынесение прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении исходя из характера нарушения закона должностным лицом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гальченко А. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2. С. 20 - 25.
Полагаем обозначенную точку зрения наиболее обоснованной. Резюмируя этот подход, некоторые ученые полагают, что в рассматриваемых полномочиях органов прокуратуры речь идет не об осуществлении прокурорского надзора за гражданами, а о полномочиях прокурора, закрепленных в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Эта норма предполагает вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении любого из субъектов административной ответственности.
Другие, в свою очередь, считают, что, закрепив возможность принятия мер реагирования в отношении физических лиц (ст. 5.61 КоАП РФ), законодатель тем самым предоставил прокурору полномочия по осуществлению надзора за ними <2>.
--------------------------------
<2> См.: Занин Т. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора? // Законность. 2015. N 9. С. 37 - 40.
Согласно ст. 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП, возбуждаются исключительно прокурором.
Т. Владыкина отмечает, что "прокурор выступает своеобразным и весьма надежным "фильтром", гарантирующим попадание мировому судье материалов, с очевидностью свидетельствующих о совершенном в отношении потерпевшего административном правонарушении - оскорблении" <3>.
--------------------------------
<3> Владыкина Т.А. Рассмотрение мировым судьей дел об оскорблении: эволюция законодательства и судебной практики // Мировой судья. 2014. N 7. С. 33 - 38.
На практике заявление о привлечении к административной ответственности за оскорбление подается гражданином в отдел МВД России, затем соответствующее должностное лицо (как правило, участковый уполномоченный полиции) осуществляет опрос потерпевшего, правонарушителя и свидетелей произошедшего. Впоследствии собранные материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.61 КоАП поступают в прокуратуру района, после чего следует "круг" аналогичных действий: опрос потерпевшего, правонарушителя и свидетелей произошедшего.
Органы прокуратуры не наделены полномочиями по осуществлению надзора за гражданами, в связи с этим проверки по сообщениям о правонарушениях указанной категории проводятся органами внутренних дел, а решение о возбуждении административных производств принимается прокурором <4>.
--------------------------------
<4> Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.60, 5.61 КоАП РФ (официальный сайт муниципального образования г. Муравленко) // URL: http://www.muravlenko.com/gorod/organizacii_i_predpriyatiya_goroda/pravoohranitelnye-organy/prokuratura-goroda/prokuratura-informiruet/15095-polnomochiya-prokurora-po-vozbuzhdeniyu-del-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-predusmotrennyh-stst-560-561-koap-rf.html (дата обращения: 11.01.2016).
Вместе с тем фактически после поступления из отдела МВД России материалов, свидетельствующих о наличии в действиях правонарушителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 КоАП, по доводам обращения гражданина прокурор организует проверку.
С целью исключения дублирования процессуальных действий и оперативного привлечения правонарушителей к административной ответственности целесообразно обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 ст. 5.61 КоАП в отношении граждан возложить на должностных лиц органов внутренних дел.
Ведь согласно п. 5 ч. 1 ст. 2, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" одно из основных направлений деятельности полиции - производство по делам об административных правонарушениях, и для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Более того, на основании п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 2.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
С учетом того что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 5.61 КоАП, помимо физических лиц выступают должностные и юридические лица <5>, в обязанности которых входит предупреждение или пресечение оскорбления (редакторы журналов, газет <6> и т.д.), в ст. 28.4 КоАП необходимо внести изменения путем указания на возможность возбуждения прокурором дел по ст. 5.61 КоАП исключительно в отношении должностных и юридических лиц.
--------------------------------
<5> См.: Шматова Е.С. Декриминализация оскорбления: правовой анализ // Российский следователь. 2013. N 15. С. 34 - 37.
<6> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 - 10: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. Б.В. Россинского. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014.
Пристатейный библиографический список
1. Владыкина Т.А. Рассмотрение мировым судьей дел об оскорблении: эволюция законодательства и судебной практики // Мировой судья. 2014. N 7.
2. Гальченко А. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2.
3. Занин Т. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора? // Законность. 2015. N 9.
4. Шматова Е.С. Декриминализация оскорбления: правовой анализ // Российский следователь. 2013. N 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.