Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
А.Н. ЛУКИНА
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации ведется активная работа по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Было принято решение о существенной переработке как Общей, так и Особенной части КоАП РФ.
Как отметил один из главных инициаторов административной реформы депутат Госдумы Владимир Плигин, в новой редакции Кодекса "меняется общая часть, в особенной части появляется существенное количество новых глав, отдельно решаются вопросы процедур и процесса" <1>. Было отмечено, что новая редакция КоАП РФ "ставит перед собой задачу создания превенции против развития криминальных и уголовно-правовых ситуаций. Санкции нового КоАП позволят декриминализировать многие деяния, которые сейчас есть в Уголовном кодексе РФ" <2>.
--------------------------------
<1> URL: http://rucodex.org/new-koap/index.html (дата обращения: 25.01.2016).
<2> Там же.
По нашему мнению, рассматриваемый в Государственной Думе Российской Федерации проект КоАП РФ в качестве главных задач должен решать вопросы по охране и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, общества и государства. Необходима и очевидна взаимосвязь проекта КоАП РФ с учетом проведенной судебной реформы (взаимосвязь со ст. 118 Конституции Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и федеральными законами).
Среди федеральных законов в рамках настоящей работы выделим два нормативных правовых акта, положения которых нуждаются в правовом регулировании нормами КоАП РФ: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О ГЧП").
Стоит отметить, что в настоящее время не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством вопрос об осуществлении контроля за реализацией государственно-частного партнерства органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления.
Осуществление контроля при государственно-частном партнерстве как функции органа власти не закреплено законодательством, что, по нашему мнению, является существенным пробелом российского правового регулирования.
Например, в Законе о концессионных соглашениях согласно ст. 9 концедент или уполномоченные им орган или юридическое лицо осуществляют контроль за исполнением условий концессионного соглашения, однако в комментируемом нормативном правовом акте, как и в других законах Российской Федерации, отсутствуют нормы, согласно которым осуществлялся бы контроль за нарушением порядка заключения концессионного соглашения со стороны органов исполнительной власти (нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, при проведении конкурса на право их заключения; отклонение заявки на участие в конкурсе, признание заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации, отстранение участника конкурса от участия в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в конкурсе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников конкурса, установленного конкурсной документацией о заключении концессионного соглашения).
ФЗ "О ГЧП" практически полностью повторяет положения ФЗ "О концессионных соглашениях", указывая на контроль со стороны публичного партнера за исполнением условий соглашения о ГЧП.
Возникает вполне правомерный вопрос о том, "кто же будет контролировать деятельность самих органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые выступают инициаторами заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве" <3>.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (в ред. от 22.05.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, на практике возникает ситуация, когда орган исполнительной власти обязан в соответствии с Законом о концессионных соглашениях проводить конкурс на право заключения концессионного соглашения или конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве в установленном законодательством порядке и сроки, однако в случае нарушения этого порядка ответственность за это для должностных лиц не предусмотрена.
Такая ситуация на практике способствует коррупции в сфере государственно-частного партнерства, выражающейся в злоупотреблении служебным положением при реализации проектов, предварительном согласовании сторонами концессионных соглашений условий проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений и условий самого концессионного соглашения. Государственное имущество и услуги, которые должно оказывать государство, в итоге переходят к юридическим лицам по конкурсам, которые проводятся формально.
Согласно изменениям, внесенным в Закон о концессионных соглашениях и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <4> Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5>, в случае включения объекта концессионного соглашения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта концессионного соглашения при условии добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения.
--------------------------------
<4> Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // РГ. 2014. N 6438.
Таким образом, мы видим, что, кроме пользования федеральным, региональным или муниципальным имуществом, а также предоставления услуг населению, концессионер получает право на выкуп объекта концессионного соглашения, иными словами, происходит отчуждение государственного или муниципального имущества в преимущественном порядке, т.е. без проведения аукциона, при том что порядок заключения концессионного соглашения, формирование его условий никем в настоящее время не контролируется и ответственность за нарушение законодательства в этой сфере не предусмотрена.
Указанная ситуация порождает, по нашему мнению, коррупцию в сфере государственно-частного партнерства, так как должностные лица органов исполнительной власти могут самостоятельно, без наступления правовых последствий формировать условия заключения концессионных соглашений и условия реализации таких соглашений, сами осуществляют контроль за исполнением условий соглашения, а далее это имущество может перейти частному лицу в преимущественном порядке путем приватизации.
Чтобы избежать коррупции при использовании договорной формы государственно-частного партнерства в виде правового средства - концессионного соглашения, а также соглашения о государственно-частном партнерстве, мы считаем необходимым использовать аналогию с законодательством в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:
1) наделить соответствующей компетенцией по осуществлению контроля за заключением концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве органы исполнительной власти - федеральную антимонопольную службу и определить орган исполнительной власти, который будет осуществлять регулирование в сфере заключения соглашений по государственно-частному партнерству на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и порядка заключения таких соглашений, при этом такой орган исполнительной власти не должен выступать концедентом, публичным партнером по таким соглашениям;
2) внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьи, предусматривающие административную ответственность для должностных лиц и органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации в случае нарушения порядка осуществления государственно-частного партнерства:
- предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о концессионных соглашениях и соглашения о ГЧП при принятии решения о способе и об условиях определения концессионера (аналогично ответственности, установленной ст. 7.29 КоАП РФ);
- внести изменения, предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением определения критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения и соглашения о ГЧП;
- внести изменения, предусматривающие ответственность при отказе или уклонении единственного участника конкурса на право заключения концессионного соглашения и соглашения о ГЧП от заключения таких соглашений (аналогично ответственности, установленной ст. 7.29.2 КоАП РФ);
- внести изменения, предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и соглашения о ГЧП (аналогично ответственности, установленной ст. 7.30 КоАП РФ);
- внести изменения, предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением порядка заключения, изменения концессионного соглашения и соглашения о ГЧП (аналогично ответственности, установленной ст. 7.32 КоАП РФ).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе":
- закрепить в качестве функции ФАС России осуществление контроля (надзора) в сфере государственно-частного партнерства, включая концессионные соглашения;
- закрепить в качестве полномочия ФАС России осуществление контроля за соблюдением органами исполнительной власти, частными партнерами, концедентами положений законодательства о государственно-частном партнерстве, включая концессионные соглашения;
- закрепить в качестве полномочия ФАС России возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях законодательства о государственно-частном партнерстве, включая концессионные соглашения.
По нашему мнению, принятие указанных изменений позволит исключить коррупциогенные действия со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления при проведении конкурсов на право заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, что позволит в первую очередь защитить права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих участвовать в государственно-частном партнерстве, а также позволит создать благоприятную среду для привлечения малого и среднего бизнеса в реализацию таких проектов, ведь, как отметил В.В. Путин, "все уровни власти должны сделать все, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным" <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://www.rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html (дата обращения: 25.01.2016)
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.