Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА
Т.И. ГУБАРЕВА
Административный арест долгое время считался самым суровым видом административного наказания. Однако с течением времени, изменением сущности некоторых видов общественных отношений, внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) данный вид административного наказания перестал быть столь суровым. В частности, с увеличением размеров административных штрафов по некоторым видам административных правонарушений некоторые граждане предпочли бы отбыть административное наказание в виде административного ареста, нежели нести обязанность по уплате крупного административного штрафа.
Строгость административного ареста обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что при его исполнении существенно ограничиваются такие конституционные права и свободы, как право на свободу передвижения, телефонных переговоров и др. В этой связи абсолютно оправданно исключительное право судьи на назначение данного вида административного наказания.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Таковыми являются, например, административные правонарушения, которые могут повлечь за собой общественно опасные последствия, что при наличии указанных последствий переведет их в разряд преступлений, а также грубые правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, посягающие на порядок управления и другие правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест назначается лишь в исключительных случаях, когда другие виды административных наказаний не обеспечат достижения целей административного наказания.
Часть 2 ст. 3.9 КоАП РФ предусматривает запрет на назначение административного ареста в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лиц, не достигших возраста 18 лет, инвалидов I и II групп, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
В этой связи судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, предусматривающее назначение административного ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств <1>. Кроме того, в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что судья не вправе заменить наказание в виде административного ареста другим, более мягким, если оно не предусмотрено санкцией применяемой статьи КоАП РФ, поскольку в противном случае нарушит ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ, в соответствии с которой за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи КоАП РФ. В этом случае у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу ч. 2 ст. 24.5 и п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела - передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ <2>. Верховный Суд РФ особо отметил, что в случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным ст. 28.2 ФЗ "О статусе военнослужащих", и в порядке, предусмотренном этим Законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.
--------------------------------
<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред. от 19.12.2013) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2016).
<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2016).
Хотя данная позиция Верховного Суда РФ высказана относительно военнослужащих, полагаем, что применение ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ к другим перечисленным категориям государственных служащих будет аналогичным.
По общему правилу срок административного ареста может составлять до 15 суток, причем срок административного задержания включается в срок административного ареста. Однако в 2013 году существенно расширился перечень административных правонарушений, за совершение которых может назначаться административный арест сроком до 30 суток. К уже предусмотренным ранее правонарушениям требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции добавились административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования или организации повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах.
Бремя исполнения административного ареста ложится, в соответствии с нормами КоАП РФ, на органы внутренних дел. Постановление об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения. Однако из этого правила есть исключения. Так, в частности, с апреля 2013 г. действует правило о том, что исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. При этом срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста. В случае же последующего уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста, указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.
Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон "О порядке отбывания административного ареста" от 26.04.2013 N 67-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 17. Ст. 2034.
Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов Министерства внутренних дел РФ.
Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста <4>. Указанные Правила устанавливают примерный распорядок дня места отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется порядок: приема и размещения лиц, подвергнутых административному аресту; проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования; осуществления личного досмотра лиц, подвергнутых административному аресту, досмотра находящихся при них вещей, поступающих им посылок, передач, письменной корреспонденции, а также отправляемых ими писем; личного приема лиц, подвергнутых административному аресту, администрацией места отбывания административного ареста, а также особенности рассмотрения обращений указанных лиц; проведения ежедневных прогулок лиц, подвергнутых административному аресту; материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, включая наименования и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; медицинского обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту и прочее.
--------------------------------
<4> Приказ МВД РФ от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2016).
Законом установлены обязательные правила по размещению и содержанию лиц, подвергнутых административному аресту. Так, в частности, раздельно содержатся мужчины и женщины; отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении; при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие.
По прибытии лиц, подвергнутых административному аресту, в место его отбывания, в отношении их осуществляется личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей. Кроме того, указанные меры осуществляются в период отбывания ими административного ареста по мере необходимости. Личный досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, осуществляется администрацией и (или) сотрудниками места отбывания административного ареста одного пола с досматриваемыми лицами.
Лицам, подвергнутым административному аресту, гарантируется личная безопасность. Кроме того, указанные лица наделены достаточно широким кругом прав, таких как:
1) получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста;
2) личная безопасность;
3) вежливое обращение со стороны администрации, сотрудников и медицинских работников места отбывания административного ареста;
4) обращение в соответствии с законодательством Российской Федерации с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам законности и обоснованности административного ареста и нарушения их прав и законных интересов;
5) свидания с родственниками и иными лицами;
6) получение юридической помощи;
7) хранение при себе документов и записей, касающихся реализации их прав и законных интересов при отбывании административного ареста;
8) охрана здоровья, получение первой помощи, медицинской помощи, а также на пользование назначенными лекарственными препаратами для медицинского применения, необходимыми им по медицинским показаниям;
9) материально-бытовое обеспечение;
10) пользование собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
11) распоряжение собственными денежными средствами для оплаты телефонных разговоров, отправления почтовой корреспонденции, приобретения продуктов питания, средств личной гигиены, предметов первой необходимости, книг, периодических печатных изданий и других товаров;
12) занятие самообразованием;
13) пользование книгами и периодическими печатными изданиями, в том числе из библиотеки места отбывания административного ареста;
14) отправление религиозных обрядов при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других лиц, подвергнутых административному аресту;
15) отправление обращений, писем и телеграмм, получение ответов на обращения, а также получение посылок, передач, письменной корреспонденции, телеграмм;
16) бесплатное обеспечение постельными принадлежностями, посудой и столовыми приборами, средствами личной гигиены, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка;
17) оплачиваемые ими телефонные разговоры общей продолжительностью до пятнадцати минут в сутки;
18) тайна переписки;
19) индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время;
20) ежедневное трехразовое бесплатное питание;
21) ежедневная прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа;
22) бесплатное обеспечение письменными принадлежностями.
Следует отметить, что круг их обязанностей существенно уже. Они обязаны:
1) соблюдать порядок и условия отбывания административного ареста;
2) выполнять законные требования администрации и сотрудников места отбывания административного ареста, не препятствовать выполнению ими служебных обязанностей;
3) соблюдать требования санитарии и гигиены;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу места отбывания административного ареста;
6) не совершать действий, нарушающих права и свободы других лиц, а также унижающих их человеческое достоинство;
7) не совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
По истечении срока отбывания административного ареста, установленного постановлением судьи, лица, подвергнутые административному аресту, незамедлительно освобождаются из места отбывания административного ареста.
Лицам, срок отбывания административного ареста которых истекает после двадцати трех часов, разрешается по их письменному заявлению оставаться в месте отбывания административного ареста до шести часов следующих суток.
За деятельностью администрации и сотрудников места отбывания административного ареста осуществляется ведомственный контроль, судебный и общественный контроль, а также прокурорский надзор.
Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка назначения и отбывания административного ареста, приходится констатировать наличие некоторых правоприменительных проблем в данной области общественных отношений.
Так, в частности, для помещения лица, совершившего административное правонарушение, влекущее за собой назначение наказания в виде административного ареста, в место отбывания административного ареста необходимо наличие следующих документов:
1) постановления об административном аресте;
2) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Под "иным документом, удостоверяющим личность" понимается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка); удостоверение личности или военный билет военнослужащего; паспорт моряка; общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей); паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, - для иностранных граждан; разрешение на временное проживание, вид на жительство; удостоверение беженца; свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем; документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность, - для лиц без гражданства; удостоверение адвоката; редакционное удостоверение для журналиста; другие документы, удостоверяющие личность <5>. Однако при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судьи не всегда допускают возможность наличия в материалах дела документа, удостоверяющего личность правонарушителя, кроме оригинала его паспорта. В этом случае гражданину назначается более мягкий вид административного наказания в рамках санкции применяемой статьи КоАП РФ.
--------------------------------
<5> Приложение N 1 к Приказу Судебного департамента при ВС РФ от 29.04.2003 N 36 // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2016).
Пункт 10 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста <6> предусматривает возможность непринятия дежурным лица, подвергнутого административному аресту, в место его отбывания до устранения причин, препятствующих его приему. При этом не указываются порядок и место содержания лица, не принятого в место отбывания административного ареста, в тот период времени, пока причины его непринятия будут устраняться. Также исходя из указанной нормы непонятно, будет ли в отношении данного лица приостановлен срок исполнения постановления по делу до устранения причин его непринятия в место отбывания административного ареста и будет ли в этом случае прерываться срок административного ареста. Исходя из положений законодательства об исполнительном производстве на оба эти вопроса последует отрицательный ответ, ведь согласно ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено только судьей и лишь при возникновении исключительных личных обстоятельств. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.12.2014 N 1358.
--------------------------------
<6> Приказ от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2016).
Таким образом, представляется целесообразным разъяснить, хотя бы на подзаконном уровне, порядок содержания административно арестованного лица в случае его непринятия дежурным в место отбывания административного ареста, до устранения причин его непринятия.
Следует отметить, что в законодательстве, регулирующем порядок отбывания административного ареста, произошли и положительные перемены. Так, в частности, с вступлением в законную силу Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста в 2014 году устранен пробел, используемый недобросовестными сотрудниками органов внутренних дел в качестве коррупционной лазейки. В п. 12 установлено правило об обязательном письменном уведомлении (по факсимильной связи) судьи, вынесшего постановление об административном аресте, о начале, месте и об окончании отбывания административного ареста, а также об исключительных личных обстоятельствах, при которых возможно приостановление или прекращение отбывания административного ареста. Отсутствие данного правила порождало прецеденты, когда после вынесения постановления об административном правонарушении лицо, подвергнутое административному аресту, незаконно освобождалось еще до прибытия в место отбывания административного ареста. В этой связи считаем положительным введение судебного контроля за отбыванием административного ареста лицами, которым он назначен.
Список использованной литературы
1. СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.