Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ КОРОЛЕВСКОЙ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
С.В. ЯНКЕВИЧ
Вводные положения. Международные правовые акты признают право человека на защиту его прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - это необходимое условие любой демократичной налоговой системы, поскольку налогообложение ощутимо ограничивает право частной собственности.
В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы с запросом о проверке законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.
Объектом исследовательского интереса ученых-юристов, как правило, служит совокупность способов защиты прав налогоплательщиков в узком смысле: система правовых инструментов для обжалования решений налоговой администрации и восстановления прав налогоплательщика.
В случае выявления нарушений законодательства Королевская налоговая и таможенная служба Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Her Majesty's Revenue and Customs. далее - Королевская налоговая и таможенная служба) выносит соответствующее решение, которое в дальнейшем служит основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
В случае несогласия плательщики налоговых и таможенных платежей вправе обжаловать решение Королевской налоговой и таможенной службы.
В большинстве случаев процедура рассмотрения заявления налогоплательщиков завершается достижением взаимных договоренностей с налоговой администрацией.
Тем не менее, по желанию налогоплательщика его заявление может быть рассмотрено в рамках процедуры пересмотра решения Королевской налоговой и таможенной службы, либо процедуры обжалования решения налоговой администрации в независимый трибунал.
Процедура пересмотра решения Королевской налоговой и таможенной службы. Порядок обжалования решений налоговой администрации Великобритании в настоящее время определяется рядом нормативных правовых актов: Законом об администрировании налогов от 1970 года <1>, Законом об администрировании таможенных платежей и акцизов от 1979 года <2> и Законом о налоговых льготах от 2002 года <3> и комплексом так называемых консультационных документов - актов, относящихся к типу statutory instruments, издаваемых Королевской налоговой и таможенной службой <4>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Taxes Management Act 1970. С. 9. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1970/9/contents/enacted (дата обращения: 24.08.2014).
<2> Customs and Excise Management Act 1979. С. 2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1979/2/contents (дата обращения: 29.08.2014).
<3> Tax Credits Act 2002. С. 21. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/21/section/39 (дата обращения: 24.08.2014).
<4> См. подробнее: Lapsed HMRC Consultations. [Электронный pecypc] // http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/http://customs.hmrc.gov.uk/channelsPortalWebApp/channelsPortalWebApp.portal?_nfpb=true&_pageLabel=pageLibrary_ConsultationDocuments&columns=1&id=PREVIOUS_HMRC_CONSULTATIONS / (дата обращения: 24.08.2014).
Принимая решение, Королевская налоговая и таможенная служба указывает, имеет ли налогоплательщик право на обжалование решения, порядок и сроки обжалования и орган, в который следует направлять соответствующее заявление.
Заявление об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы должно содержать:
- имя налогоплательщика;
- персональный номер налогоплательщика;
- реквизиты обжалуемого решения;
- мнение налогоплательщика о принятом решении, аргументы для его пересмотра;
- представление выполненного налогоплательщиком расчета суммы налога.
Заявление направляется в адрес Королевской налоговой и таможенной службы в течение 30 дней со дня вынесения обжалуемого решения. Данный срок может быть продлен налоговым органом в случае, если налогоплательщик докажет, что основаниями пропуска срока стали уважительные причины. Если же налоговая администрация откажет в рассмотрении заявления, налогоплательщик вправе обратиться в Трибунал первой инстанции.
В 2012 году Королевской налоговой и таможенной службой было зарегистрировано рекордное число заявлений об обжаловании решений - 55764 обращения. В 2013 году их число сократилось и составило 38975 <5>.
--------------------------------
<5> HMRC's reviews and appeals - 2012 - 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/267713/131202_Reviews_and_Appeals_Statistics_2012-13.pdf - Официальный сайт Королевской налоговой и таможенной службы (дата обращения: 24.08.2014).
Поскольку примерно десятая часть всех дел по рассмотрению заявлений налогоплательщиков завершается заключением соглашения между последним и налоговым органом, налоговая администрация каждый раз направляет заявителю предложение о пересмотре решения <6>. Лицо обязано в 30-дневный срок акцептовать данное предложение, а также направить указанные в нем документы. Процедура пересмотра решения не может быть начата без согласия налогоплательщика.
--------------------------------
<6> Senior President of Tribunals' Annual Report 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.judiciary.gov.uk/publications-and-reports/reports/Tribunals/spt-annual-report-2014 - Официальный сайт Министерства юстиции Великобритании (дата обращения: 24.08.2014).
Для рассмотрения заявления налогоплательщика руководитель налогового органа назначает сотрудника Королевской налоговой и таможенной службы, который не принимал участия в принятии обжалуемого решения.
В отношении налога на добавленную стоимость (Value-added tax, VAT) налогоплательщику может быть предложено проведение дополнительной налоговой проверки (internal review) документации, на основании которой производилось исчисление и уплата налога на добавленную стоимость <7>.
--------------------------------
<7> См. подробнее: The Enactment of Extra-Statutory Concessions Order 2009. No. 730. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2009/730/contents/made (дата обращения: 24.08.2014); Tiley J., Loutzenhiser G. Revenue Law. Oxford, 2012. P. 74 - 76.
Пересмотр решения осуществляется в течение 45 дней. В некоторых случаях налоговый орган вправе продлить данный срок. По завершении процедуры налоговый инспектор направляет копию решения налогоплательщику.
В случае несогласия с выводами Королевской налоговой и таможенной службы налогоплательщик вправе в 30-дневный срок обратиться с заявлением об обжаловании решения в Трибунал первой инстанции. Рассмотрение дела осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции.
Процедура обжалования решения Королевской налоговой и таможенной службы в Трибунал первой инстанции. Новая система судебного обжалования решений налоговых органов в Великобритании была учреждена в 2007 году с принятием Закона о трибуналах, судах и правоприменении <8>. В результате реформы появилась возможность рассматривать дела в трибуналах в двух инстанциях (First-tier - Tribunal and the Upper - Tribunal).
--------------------------------
<8> Tribunals, Courts and Enforcement Act 2007. С. 15. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/15/section/14 (дата обращения: 24.08.2014).
Реформирование специализированного судопроизводства явилось частью преобразования судебной системы Великобритании в целом.
До создания системы трибуналов в Великобритании существовал целый ряд органов, выполнявших судебные функции. Такие квазисудебные органы, составлявшие сложную систему административной юстиции, рассматривали в том числе и налоговые споры <9>.
--------------------------------
<9> См. подробнее: Barker J., Gething H., Paterson S. Transformation of the tax tribunal // British Tax Review. 2009. P. 250 - 262.
Так, большинство трибуналов в Англии и Уэльсе до принятия Закона о трибуналах, судах и правоприменении являлись административными трибуналами, входившими в систему исполнительной власти.
Основными целями судебной реформы являлись:
- обретение трибуналами независимости от Королевской налоговой и таможенной службы и их внедрение в судебную систему;
- создание системы специализированного правосудия путем объединения опыта каждой из палат трибунала;
- создание прозрачной процедуры принятия решений судьями;
- ускорение судебного разбирательства.
В настоящее время трибуналы первой инстанции созданы в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Трибуналы делятся на палаты, которые обеспечивают специализированное судопроизводство. Так, Трибунал первой инстанции в своем составе насчитывает шесть палат: Общую палату, Палату по вопросам образования и здравоохранения, Палату по социальной защите, Палату по вопросам выплат компенсаций военнослужащим, Иммиграционную палату и Налоговую палату. Руководство деятельностью палат осуществляют ее президенты, которые подчиняются Старшему президенту Трибунала первой инстанции.
Рассмотрение большинства налоговых дел начинается в Налоговой палате Трибунала первой инстанции, которая располагается в г. Бирмингеме. В 2012 - 2013 годах ею было рассмотрено 7560 обращений налогоплательщиков <10>.
--------------------------------
<10> HMRC's reviews and appeals - 2012 - 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/267713/131202_Reviews_and_Appeals_Statistics_2012-13.pdf - Официальный сайт королевской налоговой и таможенной службы (дата обращения: 24.08.2014).
После вступления в силу Закона о трибуналах, судах и правоприменении Налоговой палате Трибунала первой инстанции были переданы полномочия по рассмотрению налоговых споров, которые ранее подлежали рассмотрению общими и специальными комиссарами, а также трибуналами по налогу на добавленную стоимость и таможенным платежам.
Статус судей Трибунала первой инстанции определен гл. 2 Закона о трибуналах, судах и правоприменении.
Судьи Трибунала первой инстанции назначаются сроком на пять лет. Претендент на эту должность должен отвечать одному из требований:
- наличие пятилетнего опыта работы в качестве судьи (для назначения на должность судьи в Англии или Уэльсе);
- наличие пятилетнего опыта работы в качестве адвоката или солиситора (для назначения на должность судьи в Шотландии);
- наличие пятилетнего опыта работы в качестве барристера или солиситора (для назначения на должность судьи в Северной Ирландии).
Решения о назначении судей принимает Лорд-Канцлер на основании представления Комиссии по назначению судей, созданной в 2006 году первоначально для избрания судей Высокого суда.
Помимо этого, в случае необходимости заседания в трибуналах могут проводить: ординарный судья Апелляционного суда Англии и Уэльса; лорд-судья Апелляционного суда Северной Ирландии; судья Сессионного суда Шотландии; младший судья Верховного суда в Англии и Уэльсе или Северной Ирландии; окружной судья; шериф в Шотландии; судья суда графства в Северной Ирландии, окружной судья в Англии и Уэльсе или Северной Ирландии и судьи магистратских судов.
В штат трибунала кроме судей входят эксперты, сертифицированные бухгалтеры и поддерживающий персонал.
В соответствии с положениями Закона о трибуналах, судах и правоприменении трибуналы самостоятельно регламентируют процедуру проведения судебных слушаний. Так, в 2009 году были утверждены Правила рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции <11>. Данный документ, являющийся актом вторичного законодательства и относящийся в категории правовых актов statutory instruments, определяет полномочия Налоговой палаты Трибунала первой инстанции и процедуру судебных слушаний, а также устанавливает требования к заявлению налогоплательщика об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы.
--------------------------------
<11> The Tribunal Procedure (First-tier Tribunal) (Tax Chamber) Rules 2009. L. 1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2009/273/contents/made (дата обращения: 24.08.2014).
При разрешении налоговых споров Налоговая палата Трибунала первой инстанции вправе:
- продлевать или сокращать срок для исполнения положения Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции, если такое действие не нарушает права других участников налогового спора;
- объединять налоговые дела или проводить совместные судебные слушания полностью или в части, если основанием возникновения налогового спора послужили общие обстоятельства;
- требовать от участников налогового спора внести изменения в представленные с заявлением об обжаловании документы;
- требовать от участников налогового спора или иного лица представить в Налоговую палату документы и иную информацию, имеющую значение для разрешения налогового спора;
- проводить судебные слушания по любому налоговому спору, включая предварительные судебные слушания;
- выбирать форму проведения судебных слушаний;
- откладывать или переносить судебное слушание;
- приостанавливать судебное слушание;
- передавать дело в другую палату, Трибунал высшей инстанции или иной суд, если рассмотрение такого дела входит в юрисдикцию данных судов, либо в связи с открывшимися обстоятельствами, препятствующими дальнейшему рассмотрению данного дела в Трибунале первой инстанции;
- приостанавливать действие собственного решения в ожидании принятия решения Трибуналом высшей инстанции по данному делу.
На основании п. 1 ст. 11 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции стороны налогового спора участвуют в судебных слушаниях лично либо через представителей.
В соответствии с Законом о юридических услугах от 2007 года <12> представителем является лицо, уполномоченное выступать в суде и проводить судебное заседание от имени доверителя, либо адвокат или солиситор в Шотландии, либо барристер или солиситор в Северной Ирландии.
--------------------------------
<12> Legal Services Act 2007. С. 29. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/29/contents (дата обращения: 24.08.2014).
Если сторона планирует защищать свои интересы через представителя (законного или избранного стороной по делу), сведения о нем должны быть направлены в трибунал и второй стороне.
Лицо, которое трибунал назначил представителем стороны в налоговом споре, должно представить документ, подтверждающий его полномочия. Кроме того, следует представить письменное подтверждение того, что данное лицо будет представлять сторону процесса по делу до тех пор, пока не будет отозвано согласно письменному заявлению.
Кроме этого, на стороне участников судебного процесса могут выступать иные лица - представители и ассистенты.
На любой стадии разбирательства трибунал вправе принять решение о замене стороны, если установит факт участия в деле ненадлежащего лица либо посчитает замену стороны необходимой в силу открывшихся обстоятельств.
В судебных слушаниях принимают участие свидетели: контрагенты налогоплательщика, сотрудники компании-налогоплательщика, осуществлявшие мероприятия налогового контроля сотрудники Королевской налоговой и таможенной службы, иные лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции свидетельские показания могут быть представлены устно или письменно.
Суд вправе признать показания свидетелей допустимыми к использованию в процессе либо отказать в их приобщении к материалам дела в случаях, когда такие доказательства являются недопустимыми к рассмотрению в рамках процедур гражданского судопроизводства Соединенного Королевства. Это правило действует и в том случае, если суд установит, что заявления свидетелей получены с применением силы или не соответствуют действительности.
При рассмотрении Трибуналом первой инстанции дела Eclipse Film Partner No 35 Llp v. HMRC (No 3) <13> Королевской налоговой и таможенной службой были представлены свидетельские показания сертифицированного бухгалтера, которые заявитель требовал исключить из материалов дела по причине отсутствия в них значимости для разрешения дела в соответствии со ст. 35 Правил гражданского судопроизводства Соединенного Королевства. Суд заявил, что довод одной стороны "не является очевидным до тех пор, пока данные доказательства не будут представлены другой стороной" и отказал в удовлетворении данного ходатайства.
--------------------------------
<13> Eclipse Film Partner No 35 Llp v. HMRC (No 3), FTT [2011] UKFTT 401 (TC), TC01256 // Tolley's Tax Cases 2013 / ed. by A. Dolton, K. Walton. London, 2013.
В деле B & D Foulser v. HMRC <14> заявитель просил суд отклонить доказательства Королевской налоговой и таможенной службы ввиду того, что они были подготовлены сотрудником, обвиняемым в мошенничестве и подлоге. Трибунал в ответ на заявление истца указал, что "любые предположения прокуратуры о виновности лица остаются предположениями, пока они не будут доказаны", добавив, что данное обвинение является предметом рассмотрения Высокого суда. В указанном деле суд решил приобщить данные показания к материалам дела и заслушать их в ходе судебного разбирательства.
--------------------------------
<14> B & D Foulser v. HMRC, FTT [2011] UKFTT 642 (TC); [2012] SFTD 94, TC01484 // Tolley's Tax Cases 2013 / ed. by A. Dolton, K. Walton. London, 2013.
Кроме этого, законодательством предусмотрены положения, которые заставляют стороны отказаться от дачи заведомо ложных показаний под угрозой применения уголовной ответственности. При наличии сомнений в честности свидетеля трибунал вправе потребовать дать показания под присягой.
По заявлению одной стороны суд направляет свидетелю повестку, в которой содержится требование к лицу явиться в установленные место и время в качестве свидетеля, ответить на любые вопросы и представить любые сведения и документы, которые находятся в его распоряжении и имеют значение для разрешения спора.
Повестка должна быть направлена свидетелю как минимум за 14 дней до даты проведения судебного разбирательства. Расходы по обеспечению явки свидетеля в суде ложатся либо на сторону, чью позицию показания такого лица подтверждают, либо на сторону, определенную решением суда.
Налогоплательщик представляет заявление об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы в письменном виде в Трибунал первой инстанции по почте или лично. Тем не менее, нередко налогоплательщики направляют свои заявления в адрес суда посредством факсимильной связи. Как правило, суды принимают такие заявления. Так было в деле Greenoaks Pharmacy Ltd v. HMRC 2011 <15>.
--------------------------------
<15> Greenoaks Pharmacy Ltd v. HMRC 2011, FTT [2011] UKFTT 254 (TC), TC01118 // Tolley's Tax Cases 2013 / ed. by A. Dolton, K. Walton. London, 2013.
Заявление об обжаловании должно содержать:
- имя и адрес налогоплательщика;
- имя и адрес представителя налогоплательщика;
- реквизиты обжалуемого решения;
- ожидаемый результат рассмотрения дела в Трибунале первой инстанции;
- правовые основания для представления жалобы.
Срок, в течение которого налогоплательщик вправе направить заявление об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы, указывается в таком решении. В случае пропуска данного срока налогоплательщик, сохранивший намерение представить жалобу, обязан доказать трибуналу, что пропуск срока был допущен по уважительной причине. До этого Трибунал не вправе принять заявление налогоплательщика к рассмотрению.
Получив заявление об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы, трибунал относит поступившие дело к одной из четырех категорий.
Первая - дела, которые могут быть разрешены без проведения судебного заседания (default paper cases). К данной категории относятся дела, возникающие вследствие нарушения сроков уплаты налогов и сборов, несвоевременного представления деклараций, заявлений, счетов и документов налогоплательщиков, размер имущественной санкции за совершение которых не превышает 2000 фунтов стерлингов.
Вторая - основные дела (basic cases). Таковыми признаются дела, связанные с:
- нарушением сроков подачи деклараций и документов, подтверждающих уплату налогов и сборов;
- представлением искаженных сведений в декларациях и документах, подтверждающих уплату налогов и сборов (кроме случаев, когда лицо привлечено к ответственности за преднамеренную фальсификацию налоговой отчетности);
- требованием налогоплательщика о смягчении санкций за нарушение законодательства в случае, когда налогоплательщик может представить основания для такого решения;
- обжалованием информационных сообщений Королевской налоговой и таможенной службы и требованием отмены санкций за их несоблюдение;
- необоснованным изменением налоговым органом налогового кода налогоплательщика, уплачивающего налог по месту работы (Pay As You Earn (PAYE) Coding Notice). Изменения структуры указанного кода могут отразиться на налоговой базе, а следовательно, уменьшить или увеличить величину налогового платежа <16>.
--------------------------------
<16> См. подробнее: Understanding your PAYE Coding Notice. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hmrc.gov.uk/incometax/understand-p2.htm - Официальный сайт Королевской налоговой и таможенной службы (дата обращения 24.08.2014).
Третья - стандартные дела (standard cases). Как отмечается в Практическом заявлении по категоризации налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции <17>, к данной категории дел относятся дела, которые не относятся к остальным группам дел.
--------------------------------
<17> Categorisation of tax cases in the Tax Chamber of First-Tier Tribunal. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.justice.gov.uk/downloads/tribunals/tax/categorisation-practice-statement.pdf - Официальный сайт Министерства юстиции Великобритании (дата обращения: 24.08.2014).
Четвертая - сложные дела (complex cases). В соответствии со ст. 23 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции дело может быть отнесено к данной группе в случае, если трибунал установит, что:
- дело требует длительной процедуры получения доказательств и проведения судебных слушаний;
- спор затрагивает важные принципы и сложные проблемы;
- предметом спора являются значительные денежные суммы.
При согласии сторон спора и Президента Налоговой палаты Трибунала первой инстанции дело четвертой категории может быть направлено для рассмотрения в Трибунал высшей инстанции.
Следует отметить, что ни Правила рассмотрения налоговых дел в Трибунале первой инстанции, ни Практическое заявление не уточняют, какие принципы признаются важными, проблемы - сложными, а денежные суммы - значительными. Безусловно, это лишь подтверждает полномочие судов относить налоговые дела к категориям ad hoc - в зависимости от собственного усмотрения и исходя из принципов, выработанных судебной практикой. В Практическом заявлении лишь отмечено, что при определении категории дел Налоговая палата Трибунала первой инстанции должна исходить из того, критериям какой из категорий дело удовлетворяет в наибольшей степени.
После регистрации дела в Трибунале первой инстанции и отнесения его к определенной категории ответчик - Королевская налоговая и таможенная служба - должен подготовить отзыв на заявление об обжаловании в течение следующих сроков после направления Трибуналом первой инстанции копии заявления об обжаловании:
- 42 дня, если заявление рассматривается без проведения судебного заседания;
- 28 дней, если дело отнесено к категории основных дел;
- 60 дней, если дело является стандартным или сложным делом.
Отзыв налоговых органов на заявление об обжаловании должен содержать законодательные положения, которые послужили основанием для принятия обжалуемого решения, а также позицию Королевской налоговой и таможенной службы по рассматриваемому в трибунале делу.
При разрешении налогового спора без проведения судебного заседания налогоплательщик должен подготовить ответ на отзыв Королевской налоговой и таможенной службы в течение 30 дней со дня направления такого отзыва в адрес налогоплательщика. Ответ, как правило, отражает его мнение о позиции налогового органа. Кроме этого, заявитель вправе представить дополнительные документы, которые могут иметь значение для дела, либо подтверждать позицию заявителя.
Если одна из сторон в письменном виде заявит о разрешении налогового спора в рамках судебных слушаний, трибунал должен провести такие слушания до вынесения решения по делу.
Процедура проведения судебных слушаний регламентирована гл. 3 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции.
Как правило, все судебные слушания проводятся в открытом режиме. Однако по решению трибунала слушания могут быть закрытыми, если это необходимо в следующих целях:
- защита национальной безопасности;
- защита права лица на неприкосновенность частной жизни;
- предотвращение распространения информации о содержащихся в деле документах, на которые распространяется режим секретности;
- предотвращения причинения вреда общественным интересам и публичному порядку;
- защиты интересов правосудия.
В случае проведения слушаний в закрытом режиме лица, которые могут присутствовать в зале заседания, определяются решением Трибунала.
Трибунал принимает решения после исследования позиций сторон налогового спора и показаний свидетелей и экспертов.
В соответствии со ст. 34 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции судом может быть издан приказ о завершении дела в связи с заключением сторонами соглашения. Принятие такого решения свидетельствует о том, что стороны налогового спора в ходе судебного слушания выработали взаимовыгодное решение по разрешению дела и подтвердили готовность его исполнять.
В иных случаях трибунал принимает решение по собственному усмотрению. Такое решение подлежит оглашению по окончании судебного заседания. В нем излагается фабула дела с указанием позиции и требований сторон налогового спора, анализируются исследованные в ходе судебного слушания доказательства и содержится резолютивная часть, которая помимо вывода суда содержит правовые основания для разрешения спора.
Налоговая палата Трибунала первой инстанции вправе:
- оставить решение Королевской налоговой и таможенной службы без изменений;
- отменить решение Королевской налоговой и таможенной службы;
- изменить решение Королевской налоговой и таможенной службы;
- принять новое решение по делу.
Копия принятого решения направляется сторонам в течение 28 дней со дня вынесения решения.
В случае несогласия с принятым решением по делу стороны вправе представить письменное заявление на имя Президента Налоговой палаты о предоставлении разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции. Данное заявление должно содержать указание на решение, которое сторона планирует обжаловать; предполагаемую стороной ошибку, допущенную судом; а также ожидаемый результат обжалования решения. Заявление направляется в течение 56 дней со дня, когда решение было выслано судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции суд сообщает о результатах рассмотрения заявления на обжалование в наиболее короткий срок.
При отказе в предоставлении разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции суд направляет заявителю мотивированный ответ, содержащий причины отказа, а также напоминание о том, что в случае несогласия с данным отказом лицо вправе направить заявление о предоставлении разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции в Трибунал высшей инстанции.
Пересмотр решения Трибунала первой инстанции в соответствии со ст. 9 Закона о трибуналах, судах и правоприменении и ст. 41 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции осуществляется на основании удовлетворения заявления стороны по делу с требованием предоставить разрешение на обжалование либо по собственной инициативе в случае обнаружения ошибки суда.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о трибуналах, судах и правоприменении по итогам пересмотра дела Трибунал первой инстанции вправе:
- исправить ошибки, допущенные в деле, и изменить решение в части;
- использовать иные правовые основания для принятия решения, иным образом квалифицировать действия сторон налогового спора;
- отменить обжалуемое решение и принять новое.
В случае пересмотра решения полностью (по сути, принятия нового решения), Трибунал первой инстанции создает коллегию судей, не участвовавших в рассмотрении дела по существу, либо передает дело в Трибунал высшей инстанции.
Процедура обжалования решения Королевской налоговой и таможенной службы в Трибунал высшей инстанции. Трибунал высшей инстанции состоит из четырех палат: Палаты по административному обжалованию, Налоговой палаты, Палаты по земельным спорам и Иммиграционной палаты. Все палаты располагаются в Лондоне.
Палаты Трибунала высшей инстанции, как и палаты Трибунала первой инстанции, вправе принимать собственные акты, регламентирующие процедуру судопроизводства. Однако в настоящее время приняты только Правила судопроизводства в Палате по земельным спорам Трибунала высшей инстанции <18>. Остальные палаты в своей деятельности руководствуются Правилами рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции от 2008 года <19>. Данный документ относится к statutory instruments и, так же как и Правила рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции, является актом вторичного законодательства.
--------------------------------
<18> См. подробнее: The Tribunal Procedure (Upper Tribunal) (Lands Chamber) Rules 2010. L. 15. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2010/2600/contents/made (дата обращения: 24.08.2014).
<19> The Tribunal Procedure (Upper Tribunal) Rules 2008. L. 15. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2008/2698/contents/made (дата обращения: 24.08.2014).
Как правило, Налоговая палата Трибунала высшей инстанции рассматривает дела в порядке пересмотра решений Трибунала первой инстанции. Как суд первой инстанции она рассматривает дела, которые Трибуналом первой инстанции были отнесены к категории сложных дел и с согласия сторон переданы в Трибунал высшей инстанции.
В целях обжалования решений Трибунала первой инстанции лицо вправе направить в адрес Трибунала высшей инстанции заявление о предоставлении разрешения на обжалование. Такое заявление должно быть направлено не позднее истечения следующих сроков с даты вынесения решения Трибуналом первой инстанции, либо принятия Трибуналом первой инстанции решения об отказе в предоставлении разрешения на обжалование его решения:
- три месяца, если на налогоплательщика распространяется Закон о защите уязвимых групп населения от 2006 года <20> (например, лица, не достигшие возраста 18 лет, инвалиды),
--------------------------------
<20> Safeguarding Vulnerable Groups Act 2006. С. 47. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/47/contents (дата обращения: 24.08.2014).
- один месяц - в остальных случаях.
Необходимо отметить, что рассматриваемое заявление может быть направлено только после принятия решения Трибуналом первой инстанции. Так, в деле Read Employment plc v. HMRC (No 2) (and related appeals) 2010 <21> налогоплательщик направил заявление об обжаловании решения Королевской налоговой и таможенной службы в обе инстанции одновременно. Трибунал высшей инстанции в решении об отказе в рассмотрении данного заявления указал, что жалоба может быть принята судом только после вынесения решения Трибуналом первой инстанции.
--------------------------------
<21> Read Employment plc v. HMRC (No 2) (and related appeals) 2010, UT 2010, [2011] STC 695 // Tolley's Tax Cases 2013 / ed. by A. Dolton, K. Walton. London, 2013.
Заявление о предоставлении разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции должно содержать:
- имя и адрес налогоплательщика;
- имя и адрес представителя налогоплательщика;
- реквизиты обжалуемого решения;
- правовые основания для подачи заявления;
- мнение заявителя о необходимости проведения судебных слушаний для рассмотрения заявления.
Кроме этого, заявитель должен представить:
- копию обжалуемого решения Трибунала первой инстанции;
- копию решения Трибунала первой инстанции об отказе в предоставлении разрешения на обжалование его решения.
В случае предоставления разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции, Трибунал высшей инстанции направляет заявителю соответствующее уведомление, а также ставит в известность Королевскую налоговую и таможенную службу, направляя в ее адрес представленные заявителем документы и свидетельства.
Королевская налоговая и таможенная служба обязана подготовить отзыв на заявление налогоплательщика о предоставлении разрешения на обжалование решения Трибунала первой инстанции не позднее одного месяца с даты направления Трибуналом высшей инстанции документов ответчику.
Отзыв на заявление о предоставлении разрешения обжалования решения Трибунала первой инстанции должен содержать:
- наименование и адрес территориального органа Королевской налоговой и таможенной службы;
- наименование и адрес представителя Королевской налоговой и таможенной службы;
- реквизиты обжалуемого решения (включая дату, имя и должность лица, принявшего данное решение);
- информацию о том, возражает ли Королевская налоговая и таможенная служба против обжалования ее решения в Трибунале высшей инстанции;
- мнение ответчика о необходимости проведения судебных слушаний для рассмотрения заявления;
- ожидаемый результат обжалования решения Трибунала первой инстанции.
В соответствии со ст. 34 Правил рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции налоговый спор может быть разрешен в рамках судебных слушаний или без проведения таковых. Предварительно, как уже отмечалось, участники дела выражают мнение о необходимости судебного заседания, на основании чего Трибунал принимает решение.
В течение 14 дней со дня принятия решения о проведении судебных слушаний Трибунал направляет сторонам повестки с указанием места и времени проведения разбирательства.
Как и в Трибунале первой инстанции, судебные заседания в Трибунале высшей инстанции проходят преимущественно в открытом режиме.
Тем не менее, согласно ч. 4 ст. 37 Правил рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции суд вправе ограничить доступ в зал судебного заседания всем лицам, кроме участников процесса. Данное право предоставляется суду, если:
- лицо нарушает порядок работы Трибунала высшей инстанции;
- присутствие лица в зале судебного заседания, по мнению Трибунала высшей инстанции, может побудить свидетеля отказаться от дачи показаний, либо повлиять на его объективность;
- имеются основания полагать, что информация о документах, содержащихся в деле, на которые распространяется режим секретности в соответствии с ч. 2 ст. 14 Правил рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции, может быть разглашена.
В указанных случаях также может быть ограничено участие свидетелей и экспертов.
Так же как и при рассмотрении дела в первой инстанции, в соответствии со ст. 39 Правил рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции суд вправе издать приказ о завершении дела в связи с заключением сторонами соглашения.
Решение Трибунала высшей инстанции объявляется устно на судебном слушании. Впоследствии суд в разумный срок направляет копию решения сторонам с разъяснением их прав на обжалование решения Трибунала высшей инстанции и указанием сроков для подачи жалобы. Суд обязан письменно указать причины, послужившие основанием для принятия решения.
Решения Трибунала высшей инстанции стороны могут обжаловать. В Правилах рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции предусматривают две процедуры: обжалование решения путем повторного рассмотрения дела в Трибунале высшей инстанции (ст. 13 Закона о трибуналах, судах и правоприменении) и путем рассмотрения дела в апелляционном суде (ст. 10 Закона о трибуналах, судах и правоприменении).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о трибуналах, судах и правоприменении Трибунал высшей инстанции вправе пересмотреть дело по заявлению одной из сторон либо по собственной инициативе. В первом случае заявитель обязан соблюсти стандартную процедуру направления заявления о предоставлении разрешения на обжалование решения суда. Трибунал вправе отклонить обращение заявителя, направив мотивированный отказ.
Осуществляя пересмотр принятого решения, Трибунал высшей инстанции вправе:
- исправить ошибки, допущенные в деле, и изменить решение в части;
- использовать иные правовые основания для принятия решения, иным образом квалифицировать действия сторон налогового спора;
- отменить обжалуемое решение и принять новое.
Кроме этого, любая из сторон вправе реализовать право на обжалование решения Трибунала высшей инстанции в апелляционном суде. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона о трибуналах, судах и правоприменении разрешение на обжалование решения суда может быть предоставлено Трибуналом высшей инстанции либо апелляционным судом. В любом случае разрешение на обжалование решения Трибунала высшей инстанции предоставляется от имени Лорда-Канцлера, который определяет подходящий апелляционный суд: Апелляционный суд Англии и Уэльса, Сессионный суд Шотландии или Апелляционный суд Северной Ирландии.
В случае признания апелляционным судом наличия ошибок в решении Трибунала высшей инстанции, он вправе:
- передать дело для рассмотрения в Трибунал высшей инстанции;
- рассмотреть дело по существу и принять новое решение.
Если дело направлено в Трибунал высшей инстанции, апелляционный суд должен указать, что пересмотр дела не могут осуществлять лица, принявшие обжалуемое решение, а также дать процедурные инструкции по рассмотрению дела.
Апелляционный суд представляет собой последнюю инстанцию в системе судопроизводства по обжалованию решений Королевской налоговой и таможенной службы, решений обоих трибуналов по рассмотрению налоговых споров. Решения апелляционного суда обжалованию не подлежат.
В завершение отметим, что законодательство Соединенного Королевства предписывает также искать альтернативные способы решения разрешения налоговых споров. При этом в соответствии со ст. 3 Правил рассмотрения налоговых дел в Налоговой палате Трибунала первой инстанции и ст. 3 Правил рассмотрения споров в Трибунале высшей инстанции обязанность по поиску иных путей разрешения споров ложится на трибуналы.
Заключение. Исследование правового регулирования процедур обжалования решений Королевской налоговой и таможенной службы продемонстрировало, какие изменения претерпела судебная система Великобритании при специализации судов.
В ходе реформы была создана система специализированных налоговых судов - Налоговые палаты в Трибуналах первой и высшей инстанции. В настоящее время данные палаты разрешают все налоговые споры, возникающие между налогоплательщиками и Королевской налоговой и таможенной службой. Так была устранена практика обжалования решений налоговой администрации в квазисудебных органах, являвшихся структурными подразделениями органов исполнительной власти. Подобное положение дел в течение длительного времени ставило под сомнение реализацию принципа независимости при разрешении налоговых споров и функционирование института судебного обжалования решений органов публичной власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.