Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.П. ЧЕРВИНСКАЯ
Россия - многонациональное государство, так гласит Конституция Российской Федерации. В последнее время на территории нашей страны все чаще стали совершаться преступления, жертвами которых становятся лица, не относящиеся к титульной нации России. Основным мотивом такого рода преступлений являются проявление нетерпимости, ксенофобии, экстремистских настроений российского общества, нередки обвинения в сторону мигрантов в их противоправной деятельности. Целью данной статьи является анализ миграционных процессов на территории Орловской области на предмет вовлеченности мигрантов в преступную деятельность.
В 2011 г. на территории Орловской области мигрантами совершено 134 преступления, в 2012 г. - 138 преступлений, за 8 месяцев 2013 г. - 71.
Из указанного количества преступлений в 2011 г. мигрантами мужского пола совершен 91,1% преступлений от общего количества преступлений, мигрантами женского пола - 8,9%. В 2012 г. мужчинами совершено 86,9% преступлений, женщинами - 13,1%. За 8 месяцев 2013 г. мужчинами совершено 80,3% преступлений, женщинами - 19,7%.
Лицами указанной категории, возрастная группа которых составляет от 14 до 15 и от 16 до 17 лет, в 2012 г. совершено 0,7% преступлений от общего количества преступлений, совершенных мигрантами. В 2011 г. и за 8 месяцев 2013 г. преступления мигрантами указанного возраста не совершались. Мигрантами, возрастная группа которых составляет от 18 до 24 лет, в 2011 г. совершено 15,7% преступлений, в 2012 г. - 10,1%, за 8 месяцев 2013 г. - 15,4%. Возрастной группой мигрантов от 25 до 29 лет в 2011 г. совершено 17,1% преступлений, в 2012 г. - 14,4%, за 8 месяцев 2013 г. - 7% преступлений. Мигрантами в возрасте от 30 до 39 лет в 2011 г. совершено 24,6% преступлений, в 2012 г. - 28,2%, за 8 месяцев 2013 г. - 19,7%. Возрастной группой от 40 до 49 лет в 2011 г. совершено 13,4% преступлений, в 2012 г. - 13%, за 8 месяцев 2013 г. - 23,9%. Мигрантами в возрасте от 50 до 59 лет в 2011 г. совершено 8,9% преступлений, в 2012 г. - 8,7%, за 8 месяцев 2013 г. - 8,4%. Мигрантами в возрасте от 60 и более лет в 2012 г. совершено 2,9% преступлений и за 8 месяцев 2013 г. - 1,4% преступлений.
Анализ статистических данных образовательного уровня мигрантов, совершивших преступления на территории Орловской области, показал, что лицами с высшим профессиональным образованием в 2011 г. совершено 4 преступления (3% от общего количества преступлений, совершенных мигрантами), в 2012 г. - 5 преступлений (3,6%), за 8 месяцев 2013 г. - 2 преступления (2,8%). Мигрантами, имеющими среднее профессиональное образование, в 2011 г. совершено 16 преступлений (12%), в 2012 г. - 18 преступлений (13%), за 8 месяцев 2013 г. - 14 преступлений (19,7%). Мигрантами с начальным профессиональным образованием в 2011 г. совершено 3 преступления (2,2%), в 2012 г. и за 8 месяцев 2013 г. - по 2 преступления (1,4%).
Наибольшее количество преступлений совершено мигрантами, имеющими среднее общее (полное) образование. Так, мигрантами с указанным образовательным уровнем в 2011 г. совершено 75 преступлений (55,9%), в 2012 г. - 63 (45,6%) и за 8 месяцев 2013 г. - 30 преступлений (42,3%). Мигрантами, имеющими основное общее образование, в 2011 г. совершено 28 преступлений (20,9%), 2012 г. - 37 (26,8%), за 8 месяцев 2013 г. - 5 (7%). Мигрантами с начальным общим образованием в 2011 г. совершено 4 преступления (3%), в 2012 г. - 8 (5,8%), за 8 месяцев 2013 г. - 13 (18,3%). Мигрантами, не имеющими никакого образования, в 2011 г. совершено 4 преступления (2,9%), в 2012 г. - 5 (3,6%), за 8 месяцев 2013 г. - 5 преступлений (7%).
Совершенные мигрантами преступления относятся к следующим категориям:
- против жизни и здоровья: в 2011 г. совершено 10 преступлений (7,5% преступлений от общего количества, совершенных мигрантами), в 2012 г. - 21 (15,2%), за 8 месяцев 2013 г. - 5 (7%);
- против половой неприкосновенности: в 2011 г. мигрантами преступления не совершались, в 2012 г. совершено 2 преступления (1,4%), за 8 месяцев 2013 г. - 3 (4,2%);
- против конституционных прав и свобод: в 2011 г. совершено 1 преступление (0,7%), в 2012 г. - 3 (2,2%), за 8 месяцев 2013 г. - 1 (1,4%);
- против семьи и несовершеннолетних: в 2011 г. совершено 7 преступлений (5,2%), в 2012 г. - 8 (5,8%), за 8 месяцев 2013 г. - 5 преступлений (7%);
- против собственности: в 2011 г. совершено 43 преступления (32,1%), в 2012 г. - 71 (51,4%), за 8 месяцев 2013 г. - 28 (39,4%);
- в сфере экономической деятельности: в 2011 г. совершено 14 преступлений (10,4%), в 2012 г. преступления данной категории не совершались, за 8 месяцев 2013 г. - 18 (25,3%);
- против общественной безопасности: в 2011 г. совершено 1 преступление (0,7%), в 2012 г. преступления данной категории не совершались, за 8 месяцев 2013 г. - 1 (1,4%);
- против здоровья населения и общественной нравственности: в 2011 г. совершено 15 преступлений (11,2%), в 2012 г. - 9 (6,5%), за 8 месяцев 2013 г. - 4 (5,6%);
- против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: в 2011 г. совершено 1 преступление (0,7%), в 2012 г. - 5 (3,6%), за 8 месяцев 2013 г. преступления указанной категории мигранты не совершали;
- экологические преступления: в 2011 г. совершено 1 преступление (0,7%), в 2012 г. - 1 (0,7%), за 8 месяцев 2013 г. преступления данной категории не совершались;
- преступления против порядка управления: в 2011 г. совершено 41 преступление (30,6%), в 2012 г. - 17 (12,3%), за 8 месяцев 2013 г. - 6 (8,4%);
- против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: в 2011 г. и за 8 месяцев 2013 г. преступления данной категории мигранты не совершали, в 2012 г. совершено 1 преступление (0,7%) <1>.
--------------------------------
<1> Статистические данные предоставлены Следственным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области.
Федеральная миграционная служба Российской Федерации не может выполнять государственные функции по реализации миграционной политики сама по себе, в отрыве от других государственных органов и организаций. Взаимодействие Федеральной миграционной службы Российской Федерации с другими государственными органами и организациями наблюдается в самых различных направлениях, включающих правовое регулирование, обеспечение, защиту и охрану соответствующих общественных отношений. В некоторых случаях такое взаимодействие имеет специальные задачи, которые обусловливают специфику взаимодействия одного органа с другим. Именно данная специфика присуща механизму взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы Российской Федерации по реализации государственной миграционной политики <2>.
--------------------------------
<2> Никитенко И.В. Опыт взаимодействия Федеральной миграционной службы и подразделений милиции по обеспечению миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе // Российский следователь. 2010. N 1. С. 38 - 40.
В самом общем виде необходимость взаимодействия Федеральной миграционной службы Российской Федерации и органов внутренних дел обусловлена целью эффективного обеспечения миграционной безопасности <3>. Угрозу национальной безопасности представляет не только миграционная преступность <4>, но и ряд иных миграционных правонарушений, связанных с административным аспектом нелегальной миграции <5>, трудовой миграцией, иммиграцией, расселением и эмиграцией <6>. Миграционные процессы как фактор национальной безопасности являются не только объектом конституционно-правового регулирования <7>, но и эффективного публичного управления <8>.
--------------------------------
<3> Хоробова Е.В. Незаконная миграция и миграционная безопасность России // Ученые записки Института государства и права. Тюмень: Издательство Тюменского гос. университета, 2010. С. 37 - 43.
<4> Собольников В.В. Миграционная преступность и оценка угрозы национальной безопасности России // Вопросы правовой теории и практики. Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 54 - 72.
<5> Ивахов П.И., Малышев Е.А. Влияние нелегальной миграции на национальную безопасность: зарубежный опыт административно-правового регулирования миграционных процессов // Модель общества и национальная безопасность. Калининград: КЮИ МВД России, 2010. С. 161.
<6> Болдырев С.И. Роль процессов трудовой миграции, иммиграции, расселения и эмиграции в обеспечении экономической, демографической и миграционной безопасности России // Миграционное право. 2009. N 1. С. 9 - 13.
<7> Крысин Б.В. Конституционно-правовое обеспечение миграционной безопасности как аспект национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы миграционной политики в отечественном и международном праве. Волгоград: ВолГУ, 2010. С. 186 - 191.
<8> Кривов Ю.В. Миграционные процессы как фактор национальной безопасности и объект управления // Миграционное право. 2011. N 2. С. 6 - 11.
Сотрудниками УМВД России по Орловской области и территориальных подразделений на постоянной основе осуществляется взаимодействие с УФМС России по Орловской области в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий по всем выявленным преступлениям, совершенным иностранными гражданами и в отношении них.
Так, в 2011 г. в соответствии с совместным распоряжением МВД России и ФМС России от 28 февраля 2011 г. N 1/1582/КР-1/4-2463 во взаимодействии с УФМС России по Орловской области и заинтересованными органами исполнительной власти области в целях выявления и привлечения к ответственности иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство, а также выявления и пресечения маршрутов перемещения иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ, в 2011 г. проведены целевые оперативно-профилактические мероприятия "Нелегальный мигрант" (с 22 по 31 марта, с 25 мая по 3 июня, с 12 по 21 сентября и с 21 по 30 ноября 2011 г.).
В период проведения мероприятий проверено 786 объектов, выявлено 1874 административных правонарушения в сфере миграции.
В 2012 г. сотрудниками УМВД совместно с УФМС России в рамках проводимых на территории области оперативно-профилактических мероприятий и операций "Регион-магистраль", "Нелегал 2012", проводимой в 2 этапа, "Нелегальный мигрант", проводимой в 3 этапа, проверено 2166 работодателей, использующих труд иностранных работников, 342 места компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В ходе проводимых мероприятий отработано 3159 иностранных работников, выявлено 918 административных правонарушений в сфере миграции.
В 2013 г. в соответствии с совместным распоряжением МВД России и ФМС России от 19 марта 2013 г. N КР-1/4-78/1/2360, в целях пресечения незаконной миграции на территории области проведены совместные с УФМС целенаправленные оперативно-профилактические мероприятия:
1) "Нелегал-2013" (с 13 по 31 мая 2013 г.). По результатам проведения сотрудниками ОВД проверено 53 места компактного проживания иностранных граждан. В ходе проведенных мероприятий выявлено 198 административных правонарушений в сфере миграции. Также выявлено 4 преступления по ст. 327 ч. 3 УК РФ (использование поддельной миграционной карты);
2) "Нелегальный мигрант" (с 11 по 24 марта 2013 г.). В ходе проведенной операции отработано 132 места компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено 242 административных правонарушения. Возбуждено 2 уголовных дела по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) в УМВД России по г. Орлу и МО МВД РФ "Кромской";
3) "Регион-магистраль" (однодневные мероприятия 19 марта и 19 июня 2013 г.). В ходе указанных мероприятий отработано более 60 мест компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено 78 административных правонарушений.
В административном порядке по решению судов за пределы Российской Федерации за 8 месяцев 2013 г. выдворено 30 иностранных граждан.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено административных штрафов на сумму 513,7 тыс. руб., взыскано - 309 тыс. руб. <9>.
--------------------------------
<9> Статистические данные предоставлены Следственным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области.
Совместно с сотрудниками территориальных органов УФМС России регулярно проводятся проверки сведений об иностранных гражданах по ведомственным учетам. Нелегально прибывающие мигранты подвергаются процедуре дактилоскопирования.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо сделать следующие обобщенные выводы:
- доля преступлений, совершенных мигрантами от общего количества на территории Орловской области, невелика;
- основная группа мигрантов, совершающая преступления в границах данного региона, находится в возрасте от 30 до 39 лет, имеет среднее общее (полное) образование;
- преступления, совершаемые мигрантами, относятся преимущественно к категориям: против жизни и здоровья; против собственности; в сфере экономической деятельности;
- взаимодействие органов внутренних дел и сотрудников ФМС России способствует эффективному решению задач миграционной политики государства.
Литература
1. Никитенко И.В. Опыт взаимодействия Федеральной миграционной службы и подразделений милиции по обеспечению миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе / И.В. Никитенко // Российский следователь. 2010. N 1. С. 38 - 40.
2. Хоробова Е.В. Незаконная миграция и миграционная безопасность России / Е.В. Хоробова // Ученые записки Института государства и права. Тюмень: Издательство Тюменского гос. университета, 2010. С. 37 - 43.
3. Собольников В.В. Миграционная преступность и оценка угрозы национальной безопасности России / В.В. Собольников // Вопросы правовой теории и практики. Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 54 - 72.
4. Ивахов П.И. Влияние нелегальной миграции на национальную безопасность: зарубежный опыт административно-правового регулирования миграционных процессов / П.И. Ивахов, Е.А. Малышев // Модель общества и национальная безопасность. Калининград: КЮИ МВД России, 2010. С. 161.
5. Болдырев С.И. Роль процессов трудовой миграции, иммиграции, расселения и эмиграции в обеспечении экономической, демографической и миграционной безопасности России / С.И. Болдырев // Миграционное право. 2009. N 1. С. 9 - 13.
6. Крысин Б.В. Конституционно-правовое обеспечение миграционной безопасности как аспект национальной безопасности Российской Федерации / Б.В. Крысин // Актуальные проблемы миграционной политики в отечественном и международном праве. Волгоград: ВолГУ, 2010. С. 186 - 191.
7. Кривов Ю.В. Миграционные процессы как фактор национальной безопасности и объект управления / Ю.В. Кривов // Миграционное право. 2011. N 2. С. 6 - 11.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.