Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
И. САМСОНОВ
Согласно законодательству РФ спортивные школы реализуют программы, относящиеся к разным видам экономической деятельности (образование и спорт). Данный факт порождает путаницу в определении их административно-правового статуса.
История становления спортивных школ
Целью государственной политики в области физической культуры и спорта (далее - ФКиС) является создание в стране условий для развития массового спорта и повышения конкурентоспособности спорта высших достижений (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
Основными субъектами ФКиС, осуществляющими спортивную подготовку, являются организации дополнительного образования (спортивные школы), физкультурно-спортивные организации (спортивные клубы и т.д.), а также иные организации (ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
По словам заместителя Министра спорта России Ю. Нагорных, именно спортивным школам отведена значительная роль в работе, проводимой с детьми в области ФКиС (доклад на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минспорта России, Минкультуры России "О концепции развития дополнительного образования детей в аспекте реализации государственной политики в области физической культуры и спорта", 13.05.2014).
С помощью сложившейся системы будет эффективным проводить модернизацию физического воспитания детей в части приведения ее в соответствие с новыми нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Однако до сих пор имеются коллизии в регулировании общественных отношений в области спортивной подготовки между законодательством об образовании и спортом. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности такие виды деятельности, как 80.10.3 "Дополнительное образование детей" и 92.6 "Деятельность в области спорта", относятся к разным группам видов деятельности. Мы предполагаем, что при определении административно-правового статуса спортивных школ необходимо исходить из того, что деятельность организации является системообразующим фактором, влияющим на установление административно-правового положения организации.
В России согласно данным статистического наблюдения за 2013 год функционируют 4829 спортивных школ (из них 1047 - СДЮСШОР (21,68%) и 3782 - ДЮСШ (78,32%).
Напомним, что система спортивных школ получила свое развитие в СССР в 1934 году - с момента их создания при общеобразовательных школах. Затем учреждения были реорганизованы в форме выделения в отдельные юридические лица и стали именоваться внешкольными учреждениями (1952).
В 1992 году, после принятия Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", деятельность спортивных школ подлежала лицензированию, так как они реализовывали дополнительные образовательные программы для детей в области ФКиС <1>. С этого момента образование и спорт должны были иметь разные институты правового регулирования. Но, несмотря на то что явления де-юре имели и до сих пор имеют разное правовое значение, правоприменитель (п. 5 Приказа Минспорта России от 27.12.2013 N 1125) рассматривает де-факто образовательный (дополнительные общеобразовательные программы в области ФКиС) и тренировочный (программы спортивной подготовки) процессы как идентичные виды деятельности.
--------------------------------
<1> Самсонов И.И., Головина Т.В., Поваляева Г.В. Менеджмент спортивных школ (нормативно-правовой аспект): Учебно-методическое пособие. СибГУФК, 2010.
С 1992 года спортивная подготовка получила двойственную природу правового регулирования. Причиной тому послужило преобладание концепции педагогики ФКиС <2> над спортивной подготовкой как видом экономической деятельности. Оно сложилось в связи с тем, что в советской системе законодательства отсутствовало разграничение между программами в области ФКиС (образовательными и спортивными). Так, в Примерной программе по гребле на байдарках и каноэ не проводится различие между спортивными и образовательными программами. Тем более что реализация спортивных программ рассматривается как педагогическая (образовательная) деятельность <3>. Этот факт обусловлен отсутствием на федеральном уровне четкой (ясной) концепции спортивной подготовки. Поэтому сравниваемые процессы не имеют и ранее не имели разграничения на уровне нормативно-правовых актов. Причинами сложившейся ситуации могли послужить:
--------------------------------
<2> Михалев В.И., Самсонов И.И., Сапунков А.А. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки // Омский научный вестник. 2013. N 2 (116).
<3> Гребля на байдарках и каноэ. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2004.
- присутствие идентичных признаков процесса обучения (специальная планомерная организация и управление; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся и т.д.) <4>;
--------------------------------
<4> Самсонов И.И. Тренер или тренер-преподаватель? // Эж-Юрист. 2014. N 4.
- отсутствие прав занимающихся на получение документа о квалификации по завершении прохождения спортивной подготовки как по программам дополнительного образования, так и по программам спортивной подготовки (ст. 60 Закона N 273-ФЗ) и т.д.
Таким образом, доминирование концепции педагогики ФКиС послужило катализатором формирования ложного подхода к тождественности двух видов программ в области ФКиС (образовательных и спортивных).
Правовое регулирование
В настоящее время правовое регулирование деятельности спортивных школ, реализующих программы различных видов деятельности по подготовке спортивного резерва, осуществляется на основании Законов N 273-ФЗ и N 329-ФЗ, Приказов Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008, Минспорта России от 12.09.2013 N 730 и от 27.12.2013 N 1125 и иных правовых актов.
Несмотря на разные виды деятельности по реализации сравниваемых программ в области ФКиС, позиция Минспорта России остается однозначной (программы разных видов экономической деятельности разрешено реализовывать одновременно) и не выдерживает критики. Это связано с тем, что программы различаются не только подходами к реализации, что преобладание того или иного вида программ (образовательных или спортивных) определяет административно-правовой статус спортивных школ. Это может отразиться на эффективности правового регулирования трудовых отношений тренерского состава, административных отношений и т.д.
Спортивные школы являются организациями дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области ФКиС, а также имеющими право реализовывать программы спортивной подготовки <5>. В случае достижения в штатном расписании процента основного персонала в 50% и более (то есть тренеров как работников ФКиС, реализующих программы спортивной подготовки), спортивные школы должны именоваться организациями, осуществляющими обучение (Приказы Росстата от 01.10.2007 N 150, Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55). Этот тезис обусловлен нормой Закона N 273-ФЗ, в подп. 1 ч. 3 ст. 23 которого четко указано, что организацией дополнительного образования именуется образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность (то есть тренеров-преподавателей как педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области ФКиС, должно быть более 50% от основного персонала).
--------------------------------
<5> Самсонов И.И., Сапунков А.А., Головина Т.В. Спортивные школы: образовательные организации или организации, осуществляющие обучение // Спорт: экономика, право, управление. 2014. N 1.
Таким образом, с целью установления административно-правового статуса спортивной школы как организации дополнительного образования количество тренерского состава (тренеров-преподавателей), реализующего образовательные программы, должно быть более 50% по отношению к тренерскому составу (тренерам), реализующему программы спортивной подготовки.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Спортивные школы являются организациями дополнительного образования, если доля образовательной деятельности занимает более 50% от всех реализуемых видов экономической деятельности. И напротив, если доля образовательной деятельности занимает менее 50% от всех реализуемых видов экономической деятельности, то спортивная школа является физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей обучение.
2. Разграничение административно-правового статуса организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, позволит избежать трудностей в правовом регулировании трудовых отношений тренерского состава (социальные льготы по отпуску, продолжительности рабочей недели и т.д.), административных отношений организации с публичными органами управления и т.п.
3. На федеральном уровне необходимо разработать четкую концепцию спортивной подготовки, установив субъектов по ее реализации, а также конкретно определить задачи на каждом этапе спортивной подготовки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.