Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1802 - 1819 ГГ.)
М.С. ДМИТРЯН
С начала современного реформирования Министерства внутренних дел прошло совсем немного времени. Отношение к первым результатам деятельности МВД России неоднозначное, так же как и само отношение к органам правопорядка и к его представителям. Однако в силу общественно-политических и социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране в последние десятилетия, проведение реформы оказалось неизбежным.
Уникальность Министерства внутренних дел среди прочих органов государственной власти не вызывает сомнения. Именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависят жизнь и здоровье наших граждан, соблюдение законности, обеспечение безопасности и многие аспекты повседневной жизни граждан.
При проведении любых преобразований, в том числе в правоохранительной системе, необходимо учитывать и опыт прошлых лет. Таким образом, изучение истории развития Министерства внутренних дел с момента его образования имеет и научное, и практическое значение.
Кратко рассмотрим начальные этапы становления и реформирования Министерства внутренних дел в начале XIX в., его положение в системе органов исполнительной власти, опираясь на основные нормативно-правовые акты того периода.
8 сентября 1802 г. Манифестом "Об учреждении министерств" положено начало становлению министерской системы управления в России. Согласно Манифесту, в состав Министерства вошли следующие восемь отделений: Иностранных дел, Военное, Морское, Внутренних дел, Финансов, Юстиции, Коммерции и Народного просвещения. "Каждое из министерств находилось под непосредственным управлением одного из министров. Министрам внутренних и иностранных дел, юстиции, финансов и народного просвещения, по обширности вверенных им частей, положено было придать помощников, в звании товарищей министров. Три первые коллегии были оставлены на прежних основаниях и подчинены министрам: 1) Военных Сухопутных сил; 2) Военных Морских сил; 3) Иностранных дел. Все министры были членами Государственного Совета и присутствовали в Сенате" [2].
По итогам министерской реформы 1802 г. М.М. Сперанский по отношению к Министерству внутренних дел высказывался, что "...произошло смешение и несвязность дел: соль, фабрики и полиция мало имеют общего" [8]. "Внутренняя государственная безопасность сама по себе есть столько же предмет уважительный и обширный, как и все другие части управления" [8]. Из данных высказываний напрашивался вывод о необходимости создания Министерства полиции, включающего в себя две основные части - полиции учредительной и исполнительной [8]. Таким образом, компетенция Министерства внутренних дел коренным образом должна была измениться.
На этапе министерской реформы 1810 - 1811 гг. основными правовыми актами стали:
1) Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 г.;
2) "Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам" от 17 августа 1810 г.;
3) "Общее учреждение министерств" от 25 июня 1811 г. [5]
Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 г. включал в себя два раздела. Первый освещал разделение государственных дел, а второй - предметы ведения каждого министерства и Главного управления [5]. Основные положения данного Манифеста легли в основу Манифеста от 25 июня 1811 г.
Манифест предусматривал создание новых центральных государственных учреждений. Речь идет о Министерстве полиции, Главном управлении духовных дел разных исповеданий и Ревизии государственных счетов [5].
Основным предметом ведения Министерства полиции стало устройство внутренней безопасности - дела полиции "исполнительной" и полиции "предохранительной". Таким образом, Министерство полиции становилось центральным специализированным охранительным государственным учреждением.
Что же касается полномочий Министерства внутренних дел, то они сводились к попечению о распространении и поощрении земледелия и промышленности ... фабрики, внутренняя торговля, почты и публичные здания [5].
Согласно положениям "Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам" от 17 августа 1810 г. в состав Министерства внутренних дел входили следующие предметы ведения:
I. "Из 1-й Экспедиции МВД все дела промышленности, за исключением дел соляных и предметов, в состав Министерства полиции отделяемых".
II. Из дел 2-й Экспедиции: "1) часть строительная, со всеми ее принадлежностями и со Строительным комитетом; 2) дела, до устройства Сарского села принадлежащая; 3) дела о свободных хлебопашцах; 4) дела о торговле и промышленности; 5) о устройстве новых весов и мер; 6) решение дел, до устройства портовых городов принадлежащая; 7) дела о дворянских и купеческих выборах; 8) дела по Царскому Грузинскому дому; 9) об устройстве чиншовой шляхты и евреев".
III. "Почтовый департамент, со всеми его принадлежностями, исключая дела полицейские".
IV. "Главное Правление Мануфактур".
V. "Внутренняя торговля" [5].
Что же касается медицинского управления гражданской частью, то оно перешло в Министерство полиции и Министерство народного просвещения [5]. Таким образом, МВД потеряло свое монопольное положение в данном направлении.
С реформой 1810 - 1811 гг. изменились полномочия практически всех министерств. Главной обязанностью непосредственно МВД было признано попечение о промышленности и земледелии. На вновь учреждаемое Министерство полиции возлагались государственное благоустройство и медицинская часть. Реформы 1810 - 1811 гг. позволили создать твердую внутреннюю организацию министерств.
В соответствии с Общим учреждением министерств от 25 июня 1811 г. единую систему ведомств исполнительной власти составляли не только министерства, но и главные управления отдельными частями и приравненный к ним государственный контроль.
Центральное место в этой системе занимали министерства. Этот факт объясняется тем, что на них возлагались функции по решению задач исполнительной власти, руководство государственными делами в различных наиболее значимых сферах общественной жизни. Речь идет о сферах внешней безопасности и внешней политики, правоохранительной и социально-экономической сферах.
Исходя из данных направлений, в которых действовали министерства, их можно было разделить на отдельные группы:
1. Министерства, действующие в сфере внешней безопасности и внешней политики - Министерство иностранных дел, Министерство военно-сухопутных сил, Министерство морских сил.
2. Министерства, действующие в правоохранительной сфере - Министерство юстиции (1802 г.), Министерство полиции (1810 г.). Министерство внутренних дел после упразднения Министерства полиции стало также относиться к правоохранительным.
3. Министерства, действующие в социально-экономической сфере - Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения. В том числе к данной группе можно отнести Государственное казначейство, Главное управление путей сообщения, Ревизию государственных счетов.
В составе некоторых министерств были изданы особые учреждения, в том числе и в составе Министерства полиции. Оно состояло из трех департаментов, медицинского совета и особой канцелярии министра. Первый департамент - полиции хозяйственной - ведал в отделениях продовольственными делами и приказами общественного призрения. Второй - полиции исполнительной, отделения которого ведали личным полицейским составом, рассматривал губернские отчеты, а также ведал судными и уголовными делами по предметам полиции, делами по отправлению земских повинностей. И, соответственно, отделения третьего департамента - медицинского - вели дела по устройству медицинского управления и общих мер для охраны народного здоровья, заготовлению врачебных средств.
Министром полиции был назначен генерал-лейтенант генерал-адъютант А.Д. Балашов, который сохранил звание министра полиции до самого закрытия этого Министерства (4 ноября 1819 г.), но фактически управлял этим ведомством лишь с 25 июля 1810 г. по 28 марта 1812 г. Затем управление Министерством было поручено генералу от инфантерии главнокомандующему в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургскому военному губернатору графу С.К. Вязмитинову. После его смерти А.Д. Балашов снова вступил в отправление обязанностей министра полиции, но уже через 19 дней этот пост был упразднен.
В ноябре 1819 г. управляющим Министерством внутренних дел был вновь назначен граф В.П. Кочубей. Министерство полиции было присоединено к МВД, а из состава последнего выделялись два департамента: торговли и мануфактур.
Министерство внутренних дел после этого имело следующую структуру: 1) Канцелярия Министерства и присоединенная к ней общая Канцелярия министра полиции; 2) Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, при нем Строительный комитет и Чертежная; 3) Департамент полиции хозяйственной (Хозяйственный департамент); 4) Департамент полиции исполнительной; 5) Департамент медицинский; 6) Медицинский совет; 7) Особенная канцелярия министра; 8) Цензурный комитет; 9) Совет министра.
Министерство и после 1819 г. неоднократно подвергалось частичным преобразованиям, тем не менее круг его ведения с тех пор изменился незначительно. Поэтому 1819 г. является знаменательной гранью в истории Министерства внутренних дел: им завершается период, когда вырабатывались приемы и организации министерского управления.
Как мы уже выяснили ранее, в состав иных министерств вошли: Главное управление духовных дел разных исповеданий, Ревизия государственных счетов, Государственное казначейство и Главное управление путей сообщения. Впоследствии все эти органы вошли в состав соответствующих министерств.
Центральные ведомства исполнительной власти Российской империи не являлись министерствами, но имели схожую с ними структуру и практически не отличались по своему статусу. Однако в большинстве из них отсутствовали департаменты, что объясняется масштабами деятельности и меньшим количеством служащих чиновников.
Таким образом, мы видим, что Министерство внутренних дел с момента своего создания занимало особое положение в системе органов исполнительной власти в силу различных причин: 1) масштаб и род его деятельности. Круг полномочий Министерства объединял в себе самые разнообразные стороны народной жизни; 2) Министерству внутренних дел было подчинено наибольшее число учреждений; 3) оно было наиболее приближено к элементам общественного благоустройства и народного благосостояния; 4) особое положение среди других министерств отразилось и на выборе лиц, его возглавивших.
В связи с частыми структурно-организационными перестроениями Министерства его положение среди других органов власти часто менялось. Несмотря на различного рода проявления, оно продолжало занимать ведущую роль в системе органов государственной власти.
Помимо функций по обеспечению общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, Министерству внутренних дел Российской империи было поручено выполнение и административно-хозяйственных функций (сельское хозяйство, строительство, медицина, промышленность и т.д.). Но это не говорит о том, что в настоящее время на Министерство следует возложить выполнение подобных функций. Наоборот, несвойственные функции, возлагаемые на Министерство с начала периода становления, отвлекали от главного предназначения данного ведомства - обеспечения общественного порядка и безопасности. Со временем, в связи со сложившейся обстановкой в государстве, функции "по обеспечению повсеместного благосостояния народа" передавались компетентным в том ведомствам.
Таким образом, сегодняшнее реформирование МВД России должно учитывать ошибки позапрошлого столетия, чтобы быть эффективным инструментом государства по защите прав и законных интересов граждан, государства, их собственности.
Литература
1. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел 1802 - 1902 гг. СПб., 1902.
2. Богданович М.И. История царствования Александра I и России в его время. Глава I. Т. 1. 1869.
3. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Ч. 1 - 3. СПб., 1858 - 1859.
4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1968.
5. Михеева И.В. Российские министерства в XIX в. // Журнал российского права. 2000. N 4. С. 155 - 162.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 31. N 24307. С. 278 - 280; N 24326. С. 323 - 328; N 24686. С. 626 - 719.
7. Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 2001.
8. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М., 2003.
9. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.