Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК МЕРЫ ОХРАНИТЕЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
И.В. ИЛЬИН
Ильин Игорь Вячеславович, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ "ВНИИ МВД России" по ПФО, доктор юридических наук, доцент.
В современный период остро стоит вопрос о том, как обеспечить надлежащий уровень борьбы с преступностью, в особенности экономической.
Система предупредительного воздействия на преступность состоит из профилактических мер различного направления. Конечно, магистральным направлением является криминологическая профилактика конкретных преступлений, направленная на точечное устранение причин и условий, способствующих их совершению.
В то же время нельзя упускать и другие меры предупредительного воздействия на преступность.
Одними из актуальных в настоящее время представляются меры, объектом воздействия которых являются сами жертвы преступления. В основном в литературе исследуются меры информативного характера, которые направлены на вооружение потенциальных жертв рецептами борьбы с преступностью.
В то же время недостаточное внимание уделено мерам репрессивного характера, устанавливающим ответственность потенциальных жертв за неисполнение тех или иных обязанностей, являющихся нейтрализатором их виктимности.
Меры репрессивного характера могут иметь различный характер воздействия на жертв преступлений. Некоторые авторы видят в качестве форм такого воздействия установление особого порядка возмещения ущерба потерпевшему, причиненного корыстным преступлением, с учетом виктимологической оценки его роли. Так, А.Л. Ситковский предлагает не возмещать (частично или полностью) ущерб потерпевшему, виновному, если это будет установлено в судебном порядке, в преступлении из-за своей грубой неосторожности либо умышленного или провоцирующего поведения. Воздействие на сознание потенциальных жертв мерами материального характера будет, по мнению автора, служить задачам профилактики преступлений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 16.
Таким образом, автор предлагает применять к потерпевшим меры гражданско-правового характера, носящие имущественный характер.
Мы полагаем, что существенное значение имеет охранительная профилактика, состоящая из мер административно-правового характера.
В литературе в основном меры охранительного предупреждения рассматриваются в контексте криминологического воздействия на личность преступника.
Так, В.С. Устинов под охранительным предупреждением преступлений понимает "преимущественно административные меры, предупреждающие совершение преступлений путем охраны граждан и материальных объектов" <2>. Этот вид предупреждения, считает автор, преимущественно направлен на потенциального преступника <3>.
--------------------------------
<2> Устинов В.С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика: Учебное пособие. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1983. С. 20.
<3> См.: Устинов В.С. Методы предупредительного воздействия на преступность: Учебное пособие. Горький: Горьковская высшая школа, 1989. С. 21.
Д.И. Галимов полагает, что среди правовых мер предупреждения преступлений в сфере добычи водных биоресурсов можно выделить административно-правовые меры, применяемые субъектами предупреждения в качестве превентивной меры для предупреждения более тяжких правонарушений - преступлений <4>.
--------------------------------
<4> См.: Галимов Д.И. Правовые меры противодействия преступности в сфере добычи водных биоресурсов // Российский следователь. 2007. N 11. С. 9 - 11.
Мы считаем, что охранительное предупреждение может носить и виктимологический характер. В этой связи возникает вопрос, могут ли меры административного воздействия применяться к потенциальным жертвам экономического преступления в целях предупреждения преступления против них. Многие критики скажут, что это дело самого собственника имущества, защищать его или нет.
Полагаем, что если речь идет о предупреждении преступных посягательств на корпорации, которые привлекают частные инвестиции, являются дебиторами других физических или юридических лиц, а также организации, от которых напрямую зависит имущественное состояние других лиц, то ответ должен быть утвердительным.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях <5>).
--------------------------------
<5> См.: Российская газета. 31.12.2001.
Учитывая, что экономические преступления приносят огромный ущерб и он причиняется не только самому юридическому лицу, но по цепочке его акционерам, участникам, работникам, кредиторам, государству и обществу, необходимо установить для определенных субъектов экономической деятельности обязательные для исполнения правила обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и ввести административную ответственность за их нарушение.
Примером аналогичного охранительного виктимологического воздействия на потенциальных жертв в действующем административном законодательстве является норма об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). Эта норма направлена на устранение причин и условий, способствующих причинению имущественного ущерба не только собственнику помещения, но и другим лицам, которые случайно могут оказаться в нем.
Отдельные правила, направленные на обеспечение экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности, имеются в нормативных актах.
Например, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" <6> кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
--------------------------------
<6> См.: Российская газета. 10.02.1996.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (п. 3 ст. 42) <7>, Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 21.03.2006 N 06-29/пз-н <8>, содержат аналогичные положения. Однако ответственность за их нарушение отсутствует.
--------------------------------
<7> См.: Российская газета. 25.04.1996.
<8> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.05.2006. N 21.
Следует заметить, что в КоАП РФ имеется множество статей, устанавливающих ответственность за нарушение норм в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
По мнению М.А. Приданниковой, кредитная организация выступает в качестве специального субъекта ответственности, ввиду особенности осуществляемой деятельности и значимости ее для экономики и государства <9>.
--------------------------------
<9> См.: Приданникова М.А. Административная ответственность за нарушения порядка открытия и обслуживания счетов клиентов банка // Финансовое право. 2005. N 4. С. 31; Власов К.А. Административная ответственность за нарушение норм при осуществлении банковской деятельности // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 52.
Особо стоит выделить административную ответственность за нарушение пруденциальных норм банковской деятельности. Банковское законодательство предусматривает необходимость соблюдения экономических (финансовых) нормативов кредитной организацией в целях обеспечения собственной стабильности и надежности. Центральный банк РФ осуществляет контроль за тем, как выполняются установленные законом и нормативными актами требования кредитными организациями. Такой вид контрольных действий именуется пруденциальным банковским надзором <10>.
--------------------------------
<10> См.: Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003; Власов К.А. Указ. соч. С. 53.
По мнению К.А. Власова, рассмотренные административные правонарушения, допущенные в деятельности кредитной организации, могут повлечь:
- неблагоприятные последствия имущественного характера, т.е. гражданско-правовую ответственность;
- причинение имущественного ущерба клиентам с посягательством на публичные интересы государства в сфере налоговой, кассовой дисциплины и порядка осуществления банковской деятельности - неминуемо административную ответственность;
- нарушение пруденциальных норм, установленных в деятельности кредитных организаций, влечет применение комплекса предупредительных и принудительных мер, направленных на убеждение и принуждение к соблюдению установленного порядка ведения банковской деятельности <11>.
--------------------------------
<11> См.: Власов К.А. Указ соч. С. 55.
Но данная ответственность установлена только в отношении кредитных организаций, кроме этого, не преследует цели виктимологического характера. Так, например, под эту ответственность не подпадают застройщики жилых помещений, которые привлекают частные инвестиции в области долевого участия в строительство. Однако совершение в отношении этой организации имущественного преступления причинит ущерб не только ей, но и дольщикам, которые зачастую вкладывают последние деньги в строительство квартир, домов и т.п.
Мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость установления обязанности организаций по обеспечению собственной экономической безопасности, а также введения административной ответственности за ее нарушение. У нас сложилась такая традиция, что владельцы организаций о защите своего имущества начинают задумываться только тогда, когда в отношении их уже совершено преступление. Поэтому введение административной ответственности за бесхозяйственность, беспечность, невнимательность, низкий самоконтроль в хозяйственной деятельности, способствующие совершению в отношении организаций экономических преступлений, является адекватной мерой государства. Полагаем, что такое охранительное виктимологическое воздействие на потенциальных жертв экономических преступлений будет достаточно эффективным.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.