Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИНИМИЗАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ
В.А. ТЮРИН
Коррупция в правоохранительных органах вообще и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с коррупцией на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В этой связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел приобретают особое значение <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кошелев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.
Следует отметить, что число правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, не сокращается. При этом противоправные деяния отдельных сотрудников негативно отражаются на доверии граждан к органам внутренних дел в целом. Ежегодно выявляются факты проникновения на службу в органы внутренних дел лиц, устойчиво связанных с криминальными структурами, имеющих либо имевших судимость, что причиняет серьезный вред интересам службы, деформирует ее облик в глазах населения, сводит на нет усилия многих честных и добросовестных сотрудников, создавая эффект их некомпетентности в оказании должного противодействия представителям преступной среды.
Не снижается количество фактов насильственных посягательств, угроз и шантажа в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Известны попытки захвата, нападения и проникновения на объекты органов внутренних дел, несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, факты нарушения требований конспирации.
В этих условиях обеспечение безопасности личного состава, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел на конфиденциальной основе, граждан, содействующих обеспечению правопорядка, от посягательств организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и отдельных правонарушителей становится жизненно важной потребностью и важнейшим принципом организации деятельности органов внутренних дел <2>.
--------------------------------
<2> См.: Кошелев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 67.
Проблемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач, связанных со служебной деятельностью, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. Связано это с тем, что потери среди личного состава органов внутренних дел в 3 раза превышают потери полицейских США. В среднем, по данным МВД России, ежегодно от рук преступников гибнет свыше 300 сотрудников. В 50% случаев основной причиной гибели сотрудников является утрата ими бдительности, каждый седьмой случай связан с проявлением нерешительности и медлительности в применении огнестрельного оружия <3>.
--------------------------------
<3> См.: Фомин И.П. Личная безопасность в практической деятельности органов внутренних дел. Челябинск, 2006. С. 3.
Административно-правовые средства обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <4>, Законе РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" <5>, Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <6> и др.
--------------------------------
<4> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
<5> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 770.
<6> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Сотрудникам милиции предоставлен ряд прав по обеспечению собственной безопасности. Так, согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" <7> сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления (ст. 14).
--------------------------------
<7> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием (ст. 15).
В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <8> следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, подлежат государственной защите (ст. 2).
--------------------------------
<8> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- временное помещение в безопасное место;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов, изменение внешности.
Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, имеет право:
- знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;
- просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности;
- требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
- обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
Сотрудник органа внутренних дел, личная безопасность которого обеспечивается, обязан:
- выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
- незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;
- бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;
- не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.
П.П. Сергун, исследуя специфику службы в органах внутренних дел, говорит о том, что в современный период необходима концепция государственной охраны сотрудников органов внутренних дел. Объективная необходимость данной концепции обусловлена тем, что охранные механизмы в отношении личного состава органов внутренних дел не отвечают современному состоянию развития российского общества и складывающейся ситуации в области борьбы с преступностью <9>.
--------------------------------
<9> См.: Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел РФ (состояние и теория развития). М., 1998. С. 220.
М.Е. Евдокимов говорит о том, что главный ориентир для всех подразделений собственной безопасности - это организация надежной защиты порядочных сотрудников, которых большинство в системе органов внутренних дел, создание оптимальных условий для службы <10>.
--------------------------------
<10> См.: Евдокимов М.Е. Деятельность отделов собственной безопасности органов внутренних дел в субъектах РФ (опыт Тамбовской области) // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 289.
В этой связи было бы вполне оправданно принять нормативный правовой акт, в котором целесообразно закрепить административно-правовые механизмы обеспечения собственной безопасности в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. Данный нормативный правовой акт должен иметь статус федерального закона.
Для более эффективного обеспечения личной безопасности сотрудник органов внутренних дел должен конкретно представлять свое поведение и действия в экстремальной ситуации, психологически быть готовым к самозащите и в случае необходимости нейтрализации нападающих. С этой целью каждому сотруднику необходимо моделировать свое поведение и действия в различных ситуациях, что даст возможность лучше запомнить и овладеть необходимыми действиями и приемами, выработать психологическую готовность к оптимальному поведению, своевременно распознать и правильно оценить опасную для здоровья и жизни ситуацию, ограничить возможность внезапного нападения со стороны злоумышленников, оградить себя и своих близких от преступных посягательств <11>.
--------------------------------
<11> См.: Тимофеев Ю.А. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.