Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И.А. ЗАЙЦЕВ
Научные исследования по проблемам производств об административных правонарушениях не всегда конкретны и имеют общее направление, без учета особенностей статуса уполномоченных рассматривать и принимать решения по делам об административных правонарушениях. Это наблюдается и в органах внутренних дел, что создает определенные трудности в их работе, указывает на наличие серьезных упущений в сфере их деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См.: информационное письмо ДООП МВД России от 11 марта 2008 г. N 12/1134 "О состоянии законности в подразделениях участковых уполномоченных милиции".
В ряде проблем считаем необходимым обратить внимание на осуществление производства по делам об административных правонарушениях по следующим видам юридических составов.
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ).
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
Объективная сторона представляет управление транспортным средством в состоянии опьянения. Для реализации всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ) должностному лицу необходимо составить:
а) протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ);
б) протокол задержания транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ);
в) протокол отстранения от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
г) протокол направления на медицинское освидетельствование (ст. 28.5 КоАП РФ) и одновременно предложить использовать алкотестер.
При этом водителю необходимо выдать временное разрешение (ст. 27.10 КоАП РФ), сопроводить транспортное средство на охраняемую стоянку и доставить задержанного водителя к врачу в районный центр для медицинского освидетельствования. Однако не всегда учитывается фактор удаленности отдельных участков местности, что может составлять 100 и более километров.
2. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).
Объектом правонарушения является общественный порядок, под которым понимаются общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации, а также обычаями, традициями, обеспечивающие общественное спокойствие <2>.
--------------------------------
<2> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта милиции Н.А. Овчинникова. М.: Издательство "Экзамен", 2009. С. 676.
Объективная сторона ч. 1 рассматриваемой статьи состоит в совершении действий, нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу <3>. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" хулиганство с субъективной стороны характеризуется только прямым умыслом. Подобные правонарушения в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями не могут квалифицироваться как хулиганство <4>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 677.
<4> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.
В связи с этим возникают сложности при пресечении противоправных действий, нарушающих общественный порядок в жилых помещениях граждан (семейный скандал в квартире, сопровождающийся грубой нецензурной бранью, в том числе и в присутствии малолетних детей). Отсутствие нормы в административном законодательстве, предусматривающей ответственность за совершение правонарушений в быту (в жилище граждан), позволяет избежать ответственности лицу, совершающему подобные правонарушения. Меры профилактического характера - как правило, это беседы о недопустимости подобного поведения, не оказывают своего воздействия, а отсутствие на федеральном уровне законодательного закрепления таких понятий, как "общественное место" и "общественный порядок", создает дополнительные трудности при оформлении материалов по этому составу.
Невозможность пресечения умышленных противоправных действий, нарушающих общественный порядок в квартирах и иных жилых помещениях, может, на наш взгляд, способствовать совершению правонарушителем действий, подпадающих под признаки уголовно наказуемого деяния и повлечь за собой более тяжкие последствия.
3. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо употребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).
Объектом этого правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье граждан и общественная нравственность.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, состоит в распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Пока не предусмотрена ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции на площадях, в парках, во дворах, в подъездах домов и местах, не являющихся объектами общественного питания. Это является пробелом и не позволяет значительно улучшить оперативную обстановку и обеспечить правопорядок на улицах и в общественных местах.
4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ).
В связи с тем, что ст. 23.67 КоАП РФ предусмотрено право принимать решение только органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (далее - ФМС), сложности наступают с момента выявления и доставления в эти подразделения, а также с принятием решения в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни (особенности режима рабочего времени и времени отдыха не всегда совпадают). К тому же подразделения ФМС располагаются в отдельных зданиях, расположенных в отдаленности от территориальных органов внутренних дел, не имеют дежурных частей и специально оборудованных помещений для содержания иностранных граждан, совершивших административные правонарушения. Задержанный иностранный гражданин по истечении срока задержания освобождается, и материалы направляются в ФМС. Надо иметь в виду, что разыскать и вызвать этого правонарушителя повторно не всегда представляется возможным.
Необходимо обратить внимание на порядок назначения экспертизы должностным лицом (ст. 26.4 КоАП РФ). В ч. 1 ст. 26.4 указано, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. При этом в ч. 4 ст. 26.4 дается разъяснение, что до направления определения для использования лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно ознакомиться с ним. Ему разъясняются его права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы эксперту. В связи с этим должностное лицо вынуждено направлять копию определения о назначении экспертизы правонарушителю и ждать от него получение подтверждения о согласии на экспертизу либо несогласия о назначении того или иного эксперта. Ответа можно ждать долго: неделю, месяц, а иногда и больше, все зависит от того, где живет правонарушитель, его дисциплинированности и многих других качеств. На практике это приводит к затягиванию производства по делам об административных правонарушениях и прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ). К прекращению производства по этому обстоятельству ведет также злоупотребление лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своим правом на ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 25.1 КоАП РФ).
В результате этих неопределенностей лица, виновные в совершении административного правонарушения, несмотря на очевидность правонарушения и доказанность их вины в его совершении, остаются безнаказанными.
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел и повышения социальной эффективности производства по делам об административных правонарушениях есть основания внести следующие предложения:
1) необходимо упростить порядок документирования правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ;
2) в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ исключить составление органами внутренних дел протоколов по ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12 и 18.14, а также внести изменения в п. 2 ст. 32.9 КоАП РФ в части исполнения постановлений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, возложив эти обязанности на органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
3) введение в КоАП РФ дополнительной ответственности за совершение правонарушений в быту (в жилище граждан) с санкцией - административный арест;
4) дополнить ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ в части расширения перечня мест (на площадях, в парках, во дворах и скверах, улицах и подъездах домов и в других общественных местах), где запрещается распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции;
5) внести дополнения в ст. 4.5 КоАП РФ о сроках давности привлечения к административной ответственности:
а) установить приостановление течения срока давности привлечения к административной ответственности в случае отложения разбирательства дела по ходатайству заинтересованного лица;
6) установить течение срока давности со дня возбуждения дела об административном правонарушении до вступления постановления по делу в законную силу;
в) увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до шести месяцев.
Реализация вносимых предложений поможет решить проблему неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.