Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
О.Ю. БАКАЕВА
Государство, осуществляя финансовую деятельность, формирует денежные фонды за счет взимаемых налогов, сборов и иных платежей. Тем самым оно реализует свою фискальную функцию, т.е. аккумулирует средства с целью покрытия общезначимых расходов. Одним из видов обязательных платежей, монопольным правом на установление которого наделено государство, выступает пошлина.
В словаре русского языка под пошлиной понимается государственный денежный сбор, взимаемый в возмещение некоторых операций <1>. Истоки появления слова "пошлина" восходят к Средневековью, когда данный платеж уплачивался за пользование дорогами, передвижение, провоз товара, торговлю.
--------------------------------
<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 565.
В российском законодательстве единое понятие пошлины не закреплено, а в науке ее традиционно приравнивают к сбору, указывая, что характерным признаком пошлины выступает возмездность, в отличие от налога как индивидуально безвозмездного платежа. Уклонение законодателя от установления дефиниции "пошлина" обусловлено существованием различных видов пошлин (таможенных, государственных, патентных, антидемпинговых и пр.), наделенных разной правовой природой и отличительными характеристиками. В таможенной сфере пошлины наиболее приближены к налогу, что не свойственно иным видам.
Все виды пошлин являются обязательными платежами <2>, однако, если уплата налогов и сборов признана конституционной обязанностью (ст. 57 Конституции РФ), понуждение к уплате пошлин в Основном Законе страны не предусмотрено. При этом силой государственного принуждения обеспечивается уплата таможенных и иных пошлин, взимаемых таможенными органами. Так, по ст. 194 УК РФ наступает ответственность организаций или физических лиц за уклонение от уплаты таможенных платежей (в том числе таможенных пошлин), специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин.
--------------------------------
<2> См. подробнее: Бакаева О.Ю. Классификация пошлин и их правовая природа: теория вопроса // Право и современная экономика: опыт и будущее: материалы V Международной научно-практической конференции юридического факультета СПбГЭУ (г. Санкт-Петербург, 7 апреля 2022 г.): сб. науч. статей / науч. ред. Н.А. Крайнова. СПб.: СПбГЭУ, 2022. С. 145 - 152.
Неуплата государственной или патентной пошлины не является правонарушением. Неблагоприятные последствия для лица могут выразиться лишь в отказе судом принятия дела к производству или невозможности требовать совершения юридически значимых действий (например, выдачи паспорта).
В ст. 8 НК РФ приводятся дефиниции налога, сбора и страхового взноса. Однако в систему налогов и сборов, помимо них, включена и государственная пошлина (ст. 13 НК РФ). В данной связи законодательство о налогах и сборах определяет термин "государственная пошлина" как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в уполномоченные государственные, муниципальные и иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении вышеуказанных лиц (организаций и граждан) юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Тем самым подтверждена возмездность данного вида платежа - получение заинтересованным лицом определенного результата от действий, совершенных в отношении него уполномоченными субъектами: выдача документов, рассмотрение дела в суде, проставление апостиля и пр. Между тем государственная пошлина не является целевым платежом, средства от нее поступают на нужды государства и муниципальных образований.
Законодательством о налогах и сборах понятие юридически значимых действий не определено, однако из смысла указанного положения в целом понятно, какие субъекты наделены правом их осуществления. В результате реализации каждого действия заинтересованное лицо получает конкретный результат: разрешение, лицензию, иной документ. Кроме того, лицо может стать участником судебного процесса, в ходе которого реализует свое право на судебную защиту.
Конституционный Суд РФ не только приравнял государственную пошлину к сбору, но и указал на ее эквивалентность: дифференциация размера государственной пошлины отражает учет законодателем своих затрат на изготовление документов <3>. Ставка пошлины может быть выражена как в твердой денежной сумме, так и быть адвалорной, т.е. выражаться в процентном соотношении к определенной величине (например, цене иска). В ряде случаев устанавливается комбинированная ставка, синтезирующая оба указанных варианта обложения. Например, в п. 1 ст. 333.19 НК РФ ставки государственных пошлин при подаче искового (административного искового) заявления имущественного характера являются комбинированными и включают сумму четко определенной денежной суммы и процентную долю, применяемую к превышению минимальной цены иска.
--------------------------------
<3> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 г. N 326-О-П "По жалобе гражданина Седачева Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 4, 8, 9, 333.16, подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", пунктами 3 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 4.
Разовый характер уплаты как один из отличительных признаков государственной пошлины не всегда характерен для нее. Так, в Великобритании установлена обязанность лицензиата периодически уплачивать пошлину, а ее неуплата влечет не только приостановление лицензии (в области продажи алкогольной продукции), но и ее аннулирование (в игорном бизнесе) <4>. В Российской Федерации государственная пошлина также может уплачиваться периодически: при продлении сроков действия свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, удостоверения годности к эксплуатации указанного светосигнального оборудования, удостоверения частного охранника, а также различных видов лицензий и разрешений (ст. 333.33 НК РФ). Исходя из этого, наделение государственной пошлины признаком нерегулярности не вполне обоснованно.
--------------------------------
<4> См.: Сыроежкин А.М. Административные процедуры лицензирования в Великобритании // Административное право и процесс. 2023. N 2. С. 54 - 59.
В российской науке финансового права правовой режим государственной пошлины был исследован А.В. Реут в своей диссертации <5>. Ею выделены две основные функции данного платежа: дисциплинирующая (нацеленная на побуждение субъектов разумно и добросовестно реализовывать свои права и обязанности в случае обращения к уполномоченным лицам за совершением юридически значимых действий) и фискальная (отражающая финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований) <6>. При этом, безусловно, фискальная функция государственной пошлины не столь значима, как у налогов или таможенных пошлин, однако поступления от нее составляют хотя и сравнительно небольшой, но постоянный приток денежных средств в доходную часть бюджетной системы. Только владельцы транспортных средств ежегодно уплачивают пошлины на сумму порядка 30 млрд руб. <7>.
--------------------------------
<5> См.: Реут А.В. Правовой режим государственной пошлины в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
<6> См.: Там же. С. 10.
<7> См.: Отчетность по исполнению бюджетов // Официальный сайт Казначейства России. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 14.06.2023).
В науке отдельно выделяются функции государственных пошлин, уплачиваемых при предоставлении лицам доступа к правосудию. К ним отнесены компенсационная, превентивная и социальная функции, при этом отмечается их равнозначность без доминирования какого-то одного вектора <8>.
--------------------------------
<8> См. подробнее: Шмотин К.С. Функции государственной пошлины с позиции доступа к правосудию // Законодательство. 2017. N 4. С. 51 - 57.
Рассуждая о фискальной функции такого вида пошлин, авторы подчеркивают символический характер размеров их ставок в России, тогда как в других государствах (например, в Австрии) их сумма даже превышает объем финансирования всей судебной системы <9>. Между тем переход государственных (муниципальных) органов на режим самофинансирования за счет поступлений от государственных пошлин не является целью, это в определенной степени даже противоречит концепции социального государства. Однако потенциально их место в системе доходов бюджетной системы может стать более значимым.
--------------------------------
<9> См.: Четвергов А.И. Институт государственной пошлины в гражданском судопроизводстве: новые подходы к анализу // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 10. С. 28 - 32.
Суммы государственных пошлин в зависимости от видов юридически значимых действий, за которые уплачиваются, зачисляются в бюджеты различных уровней (ст. ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2 и др. БК РФ). При этом сроки совершения юридически значимых действий могут быть весьма длительными. Например, государственные услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами ЗАГС, как правило, осуществляются в срок не менее одного месяца <10>. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводятся в сроки от 3 до 12 рабочих дней <11>. Оформление загранпаспорта может занимать до 3 месяцев <12>.
--------------------------------
<10> См.: Приказ Минюста России от 28 декабря 2018 г. N 307 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации" (ред. от 15.12.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<11> См.: Пункт 40 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<12> См.: Статья 10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
Не исключены ситуации, когда субъект заинтересован в скорейшем производстве юридически значимого действия, тем более что время, затрачиваемое должностным лицом на него, в большинстве случаев кратко. Как представляется, следует предоставить такую возможность лицу при условии уплаты государственной пошлины в большем размере. Это, во-первых, усилит фискальную значимость государственной пошлины; во-вторых, снизит коррупционные риски, возможные при желании лица ускорить получение государственной услуги незаконным способом; в-третьих, будет способствовать более эффективной реализации гражданами и организациями своих прав и свобод.
Аналогичным образом решить вопрос представляется целесообразным при получении государственных регистрационных знаков транспортного средства, называемых красивыми, т.е. состоящими из одинаковых цифр или букв. Аукционы таких номеров проводятся в ряде государств: США, Китае, Японии, ОАЭ и других. При этом иногда покупка номерного знака может быть выше стоимости самого автомобиля.
В 2020 г. проект соответствующих изменений в НК РФ был разработан Минэкономразвития России <13>, однако он не получил дальнейшей реализации. К этому вопросу повторно обратились депутаты и в 2023 г., предложив запустить систему проведения открытых аукционов по присвоению государственных регистрационных знаков транспортных средств до конца 2024 г. <14>.
--------------------------------
<13> См.: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/Public-View?npaID=98547 (дата обращения: 21.11.2022).
<14> См.: Баршев В. На какой стадии находится законопроект о продаже "красивых" номеров // Российская газета. 2023. 11 июня.
Следует отметить, что установление повышенных сумм обязательных платежей не является новацией. Законодатель предусмотрел возможные варианты увеличения размера госпошлины. Так, при совершении нотариальных действий вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления размер пошлины увеличивается в 1,5 раза (п. 1 ст. 333.25 НК РФ).
В литературе изложено мнение о том, что рост ставок государственных пошлин, как и сборов, не позволит государству существенно увеличить долю доходов в бюджетной системе, поскольку они не наделены признаком регулярности <15>. Однако в определенной степени это приведет к усилению фискальной функции данного платежа, что особенно значимо для региональных и местных бюджетов. Важным представляется учет интересов частных субъектов, поэтому ставки государственных пошлин при совершении в отношении лиц юридически значимых действий, проводимых в стандартные сроки и обычным образом, должны оставаться неизменными для того, чтобы не ограничивать их конституционные права и свободы. Повышение ставок должно коснуться лишь определенных случаев, когда:
1) юридически значимые действия совершаются в первоочередном порядке по желанию плательщика (например, сокращение сроков получения лицензии, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получения справок при оказании государственных и муниципальных услуг и пр.);
2) оказание услуг производится в нерабочее время и (или) вне помещений, предназначенных для оказания таких услуг (если это возможно);
3) юридически значимые действия предполагают предоставление плательщику дополнительных преимуществ (например, получение владельцем транспортного средства номерного знака с индивидуальными буквенно-цифровыми обозначениями).
--------------------------------
<15> См.: Аношина Ю.Ф., Авдеева Т.З. Роль и значение государственной пошлины // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. N 6. С. 569.
При этом на совершение перечисленных юридически значимых действий, как видится, не требуется повышения уровня бюджетных расходов, поскольку содержание функций уполномоченных субъектов не изменяется, а трансформируется лишь форма их осуществления. Целесообразным видится расширение функционала Единого портала Госуслуг для предоставления возможности лицу выбрать преимущества и условия уплаты государственной пошлины по повышенной ставке. Данная новация повысит и эффективность противодействия коррупционным нарушениям, поскольку частный субъект, желая ускорить или упростить процесс получения публичной услуги, будет пополнять бюджет, а не вступать в неформальные отношения с чиновниками.
Возможной видится и проработка вопроса о ежегодной индексации размеров государственных пошлин с учетом инфляции. Такой опыт уже реализован применительно к пошлине, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза. Корректировка размера пошлины осуществляется ежегодно в соответствии с индексом роста потребительских цен, прогнозируемым при подготовке проекта союзного бюджета на соответствующий финансовый год <16>. Так, в 2015 г. он составлял 37 000 руб., а в 2023 г. - 52 497 руб. <17>.
--------------------------------
<16> См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. N 85 "Об определении размера, валюты платежа, порядка зачисления, использования и возврата пошлины, уплаченной хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (13.10.2014).
<17> См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 9 декабря 2022 г. N 25 "Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (12.12.2022).
В условиях дефицита бюджета и, как следствие, сложностей финансового обеспечения расходных обязательств государства, в том числе социальной направленности, такой подход представляется рациональным. С этой целью необходимо разработать законопроект о внесении изменений в главу 25.3 НК РФ и правовые акты, устанавливающие сроки и условия совершения юридически значимых действий.
Литература
1. Аношина Ю.Ф. Роль и значение государственной пошлины / Ю.Ф. Аношина, Т.З. Авдеева // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. N 6. С. 567 - 574.
2. Бакаева О.Ю. Классификация пошлин и их правовая природа: теория вопроса / О.Ю. Бакаева // Право и современная экономика: опыт и будущее: материалы V Международной научно-практической конференции юридического факультета СПбГЭУ (г. Санкт-Петербург, 7 апреля 2022 г.): сборник научных статей / редакторы: Е.Н. Абрамова, Е.М. Андреева, Г.Г. Бернацкий, А.Б. Новиков; научный редактор Н.А. Крайнова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. С. 145 - 152.
3. Баршев В. На какой стадии находится законопроект о продаже "красивых" номеров / В. Баршев // Российская газета. 2023. 11 июня.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Азъ, 1995. 907 с.
5. Реут А.В. Правовой режим государственной пошлины в России: диссертация ... кандидата юридических наук / А.В. Реут. Москва, 2009. 158 с.
6. Сыроежкин А.М. Административные процедуры лицензирования в Великобритании / А.М. Сыроежкин // Административное право и процесс. 2023. N 2. С. 54 - 59.
7. Четвергов А.И. Институт государственной пошлины в гражданском судопроизводстве: новые подходы к анализу / А.И. Четвергов // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. N 10. С. 28 - 32.
8. Шмотин К.С. Функции государственной пошлины с позиции доступа к правосудию / К.С. Шмотин // Законодательство. 2017. N 4. С. 51 - 57.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.