Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
В.Ф. ЛАПТЕВА
Как форма реализации контрольной функции финансов финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях.
В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля в 1977 г., указывается на то, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансами <1>.
--------------------------------
<1> Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. 1991. N 1. С. 56 - 65.
История существования финансового контроля насчитывает почти четыре века, на протяжении которых финансовый контроль претерпел различные организационные изменения. Эти изменения в большей степени зависели от экономической и политической ситуаций.
Необходимость реформирования финансового контроля признается не только в нашем государстве, но и во всем мире.
Так, например, летом 2010 г. в США был подписан законопроект о реформировании финансового контроля. Данный законопроект завершил формирование законодательства по финансовому реформированию, длившемуся почти два года.
Основная цель законопроекта - избежание повторения финансового кризиса 2008 года. Именно поэтому в большей степени подписанный законопроект направлен на защиту потребителей, разрешение проблемы системных рисков финансовой системы и т.д. Однако подписание законопроекта о реформировании финансового контроля не преодолело разногласия относительно эффективности закона для предотвращения кризисов <2>.
--------------------------------
<2> Официальный сайт РИА НОВОСТИ. URL: http://www.ria.ru.
Что же касается деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации на международном уровне, то неоднократно указывалось на постоянно растущие международные экономические связи Счетной палаты, прежде всего со странами СНГ.
Счетной палатой Российской Федерации заключено множество меморандумов и соглашений о сотрудничестве с высшими органами финансового контроля зарубежных стран в рамках двустороннего международного сотрудничества.
Если же обратиться непосредственно к российскому законодательству о государственном финансовом контроле, то существенные изменения оно претерпело в 2013 году. Концептуальные изменения коснулись как внешнего, так и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. Началом изменений послужило подписание 4 августа 2013 г. Закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>, принятого Государственной думой 2 июля и одобренного Советом Федерации 10 июля 2013 г.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 31. Ст. 4191.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ внес ряд изменений в БК РФ в части, касающейся государственного (муниципального) финансового контроля, а именно: ввел понятия внешнего и внутреннего, предварительного и последующего государственного (муниципального) финансового контроля; четко определил перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля и, наконец, дал определения методов осуществления финансового контроля, а также установил формы документов, подготовленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных с применением того или иного метода <4>.
--------------------------------
<4> Лаптева В.Ф. Муниципальный финансовый контроль: проблемные аспекты // Юридический вестник. 2014. N 4. С. 14 - 17.
Однако сейчас в Российской Федерации действует более двухсот актов федерального и регионального уровней, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в области финансового контроля. То есть здесь можно говорить об универсальности финансового контроля, поскольку финансовая деятельность присуща всем субъектам права <5>.
--------------------------------
<5> Конюхова Т.В., Гармаева М.А., Горева А.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 4. С. 45 - 50.
В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и специальные, которые по своему содержанию и объему достаточно специфичны. Но, несмотря на данный факт, такие акты можно сформировать в однородные группы.
Наряду с региональными органами власти органы местного самоуправления принимают многочисленные нормативные акты о финансовом контроле в пределах своей компетенции. Причем вышеуказанные акты разнообразны не только по их наименованию, но и по содержанию.
Несмотря на многочисленность принимаемых нормативных актов на различных уровнях власти, в Российской Федерации все же отсутствует единый базовый документ о финансовом контроле. "В России должна быть создана единая взаимосвязанная система нормативных правовых актов российского федерального финансового законодательства и законодательства субъектов РФ, объединенная общими принципами и осуществляющая в полном объеме правовое регулирование финансового контроля, включая правовое регулирование как государственного, так и муниципального контроля, что может быть достигнуто с помощью принятия федерального закона о финансовом контроле" <6>.
--------------------------------
<6> Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 48 - 58.
Таким образом, вопрос о федеральном законе о государственном финансовом контроле не снят до сих пор с повестки дня. Для решения данного вопроса делались попытки разработать концепцию федерального закона. В 2002 году в рамках VI Петербургского экономического форума состоялось заседание круглого стола "Организация системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты".
В рамках работы экспертного совета разработан проект федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", который был призван стать фундаментом для создания целостной правовой базы, регулирующей полномочия, ответственность и инструменты субъектов государственного финансового контроля, как в плоскости внешнего и внутреннего контроля, так и по вертикали власти <7>. Согласно разработанной концепции данного проекта была предпринята попытка дать определение финансового контроля, очертить его основные задачи, а также общие положения по разграничению функций финансового контроля и надзора.
--------------------------------
<7> Иванов С.П. Повышенная эффективность парламентского финансового контроля // Парламентское обозрение. Совет Федерации: компетентно о главном. 2009. N 1.
Цель федерального законопроекта - устранение правовой неопределенности правового регулирования и совершенствование правовых норм в области финансового контроля в связи с проведением целого ряда реформ, а именно законопроект должен:
1) законодательно закрепить определение понятий "финансовый контроль", "надзор", "ревизии", "проверки" и др.;
2) определить принципы, виды и формы финансового контроля;
3) выстроить по иерархии органы финансового контроля;
4) унифицировать основания и меры ответственности должностных лиц уполномоченных органов финансового контроля <8>.
--------------------------------
<8> Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона "О финансовом контроле" // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 16 - 27.
В законопроекте закрепляются не только методы осуществления государственного финансового контроля, его формы (предварительный, текущий, последующий), законодательное определение ревизии (комплексная проверка), проверки (тематическая и иные), обследования, экспертизы, но и сроки их проведения, порядок взаимодействия федеральных органов финансового контроля с органами субъектов РФ и с органами местного самоуправления, а также создание Координационного совета при Президенте РФ, возглавляемого председателем Счетной палаты РФ <9>.
--------------------------------
<9> Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Там же. С. 48 - 58.
Однако некоторые ученые указывают на то, что текст проекта носит общий характер и его следовало бы дополнить. Так, Т.В. Конюхова отмечает, что в данный законопроект также следует внести следующие положения:
1) расширить наименование законопроекта указанием на муниципальный финансовый контроль;
2) распространить на муниципальные образования применение общих положений о финансовом контроле;
3) урегулировать пределы полномочий федеральных органов и полномочий субъектов РФ при осуществлении общего контроля над органами местного самоуправления и не ограничивать права местного самоуправления в нарушение ст. 133 Конституции РФ;
4) разграничить понятия контроля и надзора;
5) предусмотреть другие положения методологического характера, имеющие важное значение для единообразного понимания положений в области регулирования отношений в сфере финансового контроля, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, в частности, удлинить сроки возможного проведения повторных проверок <10>.
--------------------------------
<10> Там же. С. 48 - 58.
Также предлагается во избежание инфляционных рисков ужесточить банковский и финансовый контроль с целью предотвращения образования финансовых пузырей <11>.
--------------------------------
<11> Глазьев С.Ю. Хватит кормить Америку! // Молодая гвардия. 2015. N 1. С. 3 - 9.
Исходя из вышеперечисленного следует вывод о том, что достаточно давно назрела необходимость принятия единого нормативного акта в сфере государственного финансового контроля. Данная проблема не раз поднималась учеными-правоведами.
В эффективной системе государственного финансового контроля заинтересованы все субъекты финансового контроля Российской Федерации, поскольку соблюдение финансовой дисциплины будет способствовать экономической безопасности государства.
Принятие федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации" дополнит, а также усовершенствует существующее правовое регулирование отношений в области финансового контроля. Кроме того, принятие такого нормативного акта будет способствовать лучшей организации проведения финансового контроля как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях государственной власти.
Литература
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. 1991. N 1. С. 56 - 65.
2. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 31. Ст. 4191.
3. Глазьев С.Ю. Хватит кормить Америку! // Молодая гвардия. 2015. N 1. С. 3 - 9.
4. Иванов С.П. Повышенная эффективность парламентского финансового контроля // Парламентское обозрение. Совет Федерации: компетентно о главном. 2009. N 1.
5. Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона "О финансовом контроле" // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 16 - 27.
6. Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 48 - 58.
7. Конюхова Т.В., Гармаева М.А., Горева А.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006. N 4. С. 45 - 50.
8. Лаптева В.Ф. Муниципальный финансовый контроль: проблемные аспекты // Юридический вестник. 2014. N 4. С. 14 - 17.
9. Официальный сайт РИА НОВОСТИ. URL: http://www.ria.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.