Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЧАСТНЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА ФИНАНСОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. АНИЩЕНКО
В современных условиях обострения межгосударственного политического, военного и экономического противостояния России и Запада, усиливающейся глобализации экономических и финансовых отношений, членства России во Всемирной торговой организации (ВТО), а также в ряде других экономических межгосударственных интегративных образований и блоков особую роль приобретает проблема обеспечения финансового суверенитета, финансовой безопасности и экономической устойчивости страны. В такой обстановке одним из наиболее актуальных, стратегически важных направлений деятельности российского государства становится ослабление влияния, вплоть до устранения, внешних финансовых рычагов принудительного негативного воздействия на национальную экономику.
Внешние угрозы, неизбежно порождаемые участием страны в мировых финансовых процессах, не только усугубляют состояние внутренних проблем государственного управления и организации эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации, но и в значительной мере осложняют процессы преодоления сложившихся негативных тенденций в национальной экономике. На фоне примененных к России санкций усиливается тенденция "нестандартного" использования международных финансово-экономических механизмов, что порождает принципиально новые внешние угрозы, которые, как правило, становятся системными, нанося ущерб финансовому суверенитету, финансовой безопасности и экономической устойчивости страны, негативно влияя на все сферы жизнедеятельности общества, оказывая глобальное негативное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом.
На сегодняшний день в число основных проблем российской экономики, оказывающих непосредственное негативное влияние как на темпы экономического роста страны, так и на направления формирования и реализации государственной финансовой политики, входит проблема внешней частной задолженности. Существование данной проблемы обусловлено одновременным действием множества факторов, существенную роль среди которых играет характер использования хозяйствующими субъектами внешних займов <1>.
--------------------------------
<1> Анищенко В.Н., Зуева А.С., Мацкевич Р.С. Научное обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации: монография. М., 2012.
Согласно мировой практике привлечение заемных средств является не только дополнительным источником финансовых ресурсов, но и эффективным механизмом стимулирования инвестиций в экономику и роста последней вследствие направления кредитов и обусловленных ими инвестиций на создание новых производственных мощностей, развитие основных фондов, производственных запасов, внедрение инноваций и т.д.
Однако в России получаемые заемные средства, как правило, не используются для инвестиционного обновления экономики. Основная их часть направляется на рефинансирование долгов и приобретение новых активов, прибыль от которых выводится в офшорные юрисдикции. Поэтому внешние заимствования растут, их стимулирующий механизм не действует, и вместо экономического роста предприятий получается их "финансовое порабощение" с последующим "загниванием". Иными словами, вместо экономического развития получается "застой и порабощение" хозяйствующих субъектов. В таблице приведены данные федеральной статистики, характеризующие общее состояние внешней задолженности России <2>.
--------------------------------
<2> По данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru.
Состояние внешней задолженности России (млн долл. США)
|
01.10.2014 |
01.01.2015 |
Органы государственного управления |
49 382 |
41 516 |
Новый российский долг |
46 926 |
39 183 |
Долг бывшего СССР |
1 821 |
1 770 |
Центральный банк |
15 585 |
10 407 |
Банки |
192 053 |
171 105 |
Прочие секторы |
422 402 |
376 469 |
Из результатов анализа данных, приведенных в таблице, следует, что, несмотря на то что внешний государственный долг России является относительно небольшим, при этом совокупный внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 г. составлял 728,9 млрд долл., а к началу 2015 г. он несколько снизился до 599,5 млрд долл., тем не менее нельзя оставить без внимания опасное состояние внешнего частного (или корпоративного) долга, который по-прежнему составляет около 90% совокупного внешнего долга и составляет в абсолютном измерении астрономически большую для российской экономики цифру - примерно 550,6 млрд долл. Именно этот фактор и является одним из основных источников формирования внешних угроз финансовой безопасности России.
В условиях экстремально высоких темпов ослабления рубля с одновременным ухудшением внешнеторговой конъюнктуры вследствие обострившегося внешнеполитического противостояния резко возрастает вероятность массовых банкротств частных компаний из-за их неспособности обслуживать свой внешний долг, номинированный в иностранной валюте. Результатом такого процесса, помимо обострения общих макроэкономических угроз (потеря рабочих мест, снижение производительного потенциала экономики и т.п.), также может стать возникновение специфических угроз финансовому суверенитету и финансовой безопасности страны, таких, например, как переход стратегически важного национального производства под контроль иностранных собственников с последующим возможным уничтожением целых отраслей национального хозяйства.
Произошедшее ослабление курса национальной валюты - рубля привело к многократному возрастанию в рублевом выражении реального объема задолженности перед внешними кредиторами. Кроме того, ввиду сложной политической обстановки вокруг России происходит планомерное снижение ее кредитных рейтингов. Однако в условиях действия международных санкций, перекрывающих возможность долгосрочного кредитования российских компаний, данный фактор не оказывает значительного негативного воздействия на финансовую устойчивость национальной экономики, так как основным результатом ухудшения кредитного рейтинга государства является удорожание заемных средств и усложнение процедуры получения новых кредитов. Тем не менее такие действия международных рейтинговых агентств стимулируют отток капитала. Так, по оценке Банка России, в 2014 г. чистый отток капитала составил 151,5 млрд долл. - это в 2,5 раза больше, чем в 2013-м, и превосходит объемы кризисных 2008 - 2009 гг., когда вывоз капитала достигал 133,6 млрд долл. в 2008 г. и 57,5 млрд долл. в 2009 г.
При этом необходимо отметить, что главным фактором увеличения вывоза финансового капитала частным сектором стали выплаты по внешнему долгу компаний и банков в санкционных условиях сужения возможностей для рефинансирования внешнего долга. По итогам 2015 г. сокращение объема выплат по внешнему долгу должно положительно сказаться на показателях оттока капитала. По предварительным оценкам, в 2015 г. из России было выведено порядка 105 млрд долл. <3> - снижению оттока иностранной валюты в 2015 г. способствовали антикризисные меры по стабилизации национальной экономики, принимаемые российским Правительством и Банком России.
--------------------------------
<3> По данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru.
Однако снижение в 2015 г. объемов вывода капитала за рубеж не устраняет и не уменьшает уже сформировавшуюся потребность национальной экономики в заемных денежных средствах. Более того, преодоление кризисных явлений и переход национальной экономики к росту невозможны без обеспечения притока свободного капитала. Следовательно, когда ограничивающие санкции будут сняты, корпоративный сектор российской экономики в условиях дефицита денег и необходимости преодоления последствий текущих кризисных явлений будет кредитоваться на крайне невыгодных условиях, в том числе и из-за низкого кредитного рейтинга России. Данные обстоятельства могут повлечь за собой дальнейшее развитие указанных выше угроз финансовой безопасности Российской Федерации, в особенности угроз утраты финансового суверенитета государства. Также, если не принимать эффективных мер по укреплению национальной валюты и приданию ей свойств региональной резервной валюты, весьма вероятен сценарий скачкообразного и значительного роста частного корпоративного долга, как следствие - усиление долларизации национальной экономики, что в случае обострения экономической ситуации, наступления в российской экономике очередного кризисного состояния может оказать разрушительное воздействие на нее <4>.
--------------------------------
<4> Анищенко А.В. Долларизация национальной экономики - глобальная угроза финансовому суверенитету России: экономико-правовые аспекты / Право и образование. 2015. N 10. С. 157 - 165.
Описанная ситуация для российской экономики и возможный негативный сценарий ее развития усугубляются еще и тем, что значительная доля растущих внешних заимствований приходится на крупные банки и компании, в том числе на большинство государственных компаний и банков. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в общем объеме частной внешней задолженности наиболее существенные доли заимствований приходятся именно на крупные государственные компании и банки.
Сложившиеся обстоятельства обусловлены, в частности, тем, что в предшествующем периоде экономического развития страны (в нулевые годы вплоть до начала 2014 г.) в российской экономике наблюдался активный процесс слияния и поглощения различных хозяйствующих субъектов, сопровождаемый активным использованием иностранных кредитов, что подтверждается бурным ростом числа сделок в этой области. При этом значительная часть получаемых хозяйствующими субъектами заемных средств направлялась не на развитие их бизнеса, а на новое перераспределение и передел собственности, что также обусловливало высокую макроэкономическую нестабильность и крайнюю чувствительность национальной экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, к политическим кризисам в отношениях России и Запада и к связанным с этим санкционным войнам.
Такая макроэкономическая нестабильность российской экономики в складывающихся условиях роста внешней частной задолженности обостряется и преобладанием в ней сырьедобывающей составляющей и связанной с этим экспортной ориентацией национальной экономики. В общей структуре товаров российского экспорта в значительной мере преобладает топливно-энергетическая составляющая - 48,5%, в то же время экспорт машин и оборудования составляет лишь 5% общего объема импорта; древесные и целлюлозно-бумажные изделия - 1,9%; текстиль - 0,1%; продукция химической промышленности - 6,1%; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 3,2% <5>. Сложившаяся структура экспортной продукции также делает экономику России высоковосприимчивой к механизмам внешнего финансового управления и воздействия на финансовый суверенитет и финансовую безопасности страны, а также формирует условия для возникновения новых видов угроз. Известно, что страны с экспортно-ориентированными экономиками испытывают трудности в реализации своей долгосрочной макроэкономической политики из-за высоких колебаний цен на сырьевые товары, ставя ее в зависимость от краткосрочных факторов изменчивой конъюнктуры рынка, что делает практически невозможным сколько-нибудь эффективное стратегическое планирование экономического развития. Данное обстоятельство в значительной степени усугубляется и неустойчивостью инвестиционного спроса, негативным следствием которого является нестабильность процесса притока капитала, который при любых тревожных сигналах сменяется оттоком в объемах, зачастую превосходящих объемы привлеченных ресурсов, поскольку из страны может выводиться не только "проинвестированный" капитал, но и прибыль, которую он успел принести. Нестабильность инвестиционных потоков в российскую экономику в условиях высокой частной внешней задолженности и преобладающей сырьевой составляющей в национальной экономике усиливается действием и таких факторов, как высокие экономические риски, низкий уровень стабильности бюджетных доходов, обменных курсов рубля и т.д.
--------------------------------
<5> Мишина Д.В. Экспортно-сырьевая модель экономического роста как фактор, препятствующий инновационному развитию России // Фундаментальные исследования. 2014. N 9.
Здесь следует отметить, что перечисленные факторы негативного влияния на инвестиционную привлекательность российской экономики безусловно являются взаимосвязанными и взаимозависимыми как между собой, так и с множеством других условий социально-экономического развития страны. Взаимодействие и взаимообусловленность описанных факторов и инвестиционной привлекательности экономики приводит к возникновению положительной обратной связи между ними. Существование такой связи ведет к тому, что система "факторы - инвестиционная привлекательность экономики" при изменении одной из ее сторон начинает развиваться в ускоренном режиме. При этом если указанное изменение является негативным, то развитие идет с ускоренным обострением. Получается своего рода замкнутая цепная реакция, для прерывания которой требуется принятие нетрадиционных мер и решений в управлении национальной экономикой во всех направлениях одновременно, по всем угрозообразующим элементам, определяющим негативное развитие ситуации в ней. Однобокие, скоропалительные частные ограниченные решения не будут давать сколько-нибудь ощутимых положительных результатов, а, наоборот, могут способствовать раскачиванию ситуации вплоть до кризисного состояния.
До последних лет рост капитальных вложений в российской экономике можно было наблюдать прежде всего в сырьевых отраслях, а также в отраслях, производящих потребительские товары, и на рынке недвижимости, но не в таких стратегически значимых сферах, как авиа- и машиностроение, информационные технологии, и в ряде других направлений, обеспечивающих инновационный тип развития <6>. В силу указанной специфики инвестиционного и инновационного процессов в России зависимость социально-экономического развития страны от динамики цен на сырье сильнее, чем от принимаемых государством мер экономической политики и проводимых институциональных реформ, направленных на обеспечение стабильности развития национальной экономики.
--------------------------------
<6> Мацкевич Р.С., Анищенко В.Н., Анищенко Е.В. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики: экономико-правовой аспект: монография. М., 2014.
Среди основных факторов, провоцирующих появление новых внешних угроз финансовому суверенитету и финансовой безопасности России, так или иначе связанных с процессами формирования внешней частной задолженности национальной экономики, усиливающими эти угрозы, а зачастую и провоцирующими их, можно отметить следующие:
- стремительное развитие процессов транснационализации экономических, прежде всего финансовых, связей, интернационализации мирового хозяйства, глобализации экономических отношений, что делает национальную экономику в системном понимании крайне "открытой";
- постоянное (если рассматривать доллар США, то и неконтролируемое другими субъектами мировой экономики) увеличение финансовых капиталов и денежной массы, большая, фактически мгновенная подвижность которых создает крайне неустойчивую и напряженную экономическую обстановку, возможность быстрой и в высшей степени большой концентрации финансовых ресурсов по отдельным направлениям как на макроэкономическом уровне (экономические системы стран, международных корпораций и организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющие);
- растущая автономизация субгосударственных субъектов (транснациональные корпорации - ТНК, транснациональные банки - ТНБ и др.), располагающих большими финансовыми ресурсами (исходное происхождение которых, как правило, связано с внешними источниками, а их правовой характер - не обсуждается) и как следствие - значительной финансовой властью, которая дает усиление их влияния на народнохозяйственный комплекс страны;
- высокая степень мобильности и взаимосвязи сегментов финансового и кредитного рынков на базе новейших информационных технологий и глобальной техно-информационной инфраструктуры;
- многообразие финансово-кредитных инструментов, высокая динамика их развития и распространения;
- беспрецедентное взаимопроникновение международной политики, с одной стороны, и внутренней и внешней политики государств, с другой стороны, которые все больше и больше зависят от мировых финансов. Многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные финансовые рынки переносят последствия внутренней экономической (финансовой) политики любой страны на экономики других стран;
- усиление недобросовестной конкуренции и трений между странами в экономической и иных сферах, использование мировыми экономическими державами и блоками стратегий доминирования на мировом экономическом пространстве;
- чрезмерная зависимость национальной экономики от заемного финансового и иного капитала с "нефиксированной" стоимостью, а если речь идет о долларах США, то и необеспеченного реальным воплощением;
- глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность большинства современных государственных финансовых институтов (в том числе и международных) эффективно их контролировать, предупреждать, нейтрализовывать и ликвидировать негативные последствия.
Приведенный перечень условий негативной взаимосвязи внешней частной задолженности национальной экономики с факторами ее суверенитета, устойчивости и развития, каждое из которых даже в отдельности способно вызвать системный экономический кризис в России, свидетельствует о том, что на сегодняшний день международное кредитование превратились в своеобразный "канал внешнего проникновения" с целью организации внешнего управления, позволяющий контролировать извне страну-потребителя (должника).
Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни, как это можно наблюдать на примере Украины, возникают новые формы вассалитета и колониализма, приводящие к частичной или полной утрате государственного суверенитета.
Изложенные обстоятельства усиливаются фактически неприкрытым стремлением иностранного и транснационального финансового капитала оказывать в своих корыстных интересах влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, способствовать вытеснению российской продукции с международного рынка вооружений и военной техники, получению неограниченного доступа к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам, современным технологиям, навязыванию контрактов на поставку в страну устаревших и экологически вредных производств и технологий.
В настоящее время в условиях примененных к Российской Федерации финансово-экономических санкций, ограничивающих сроки и объемы кредитования частного сектора, наблюдается усиливающаяся трансформация инвестиционной политики западных государств в сторону увеличения объема портфельных инвестиций за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли реальной экономики страны. Это обстоятельство во многом обусловлено тем фактом, что инвестиционный капитал такого типа носит более краткосрочный (спекулятивный) характер, что позволяет увеличивать его размеры за счет заемных средств при сохранении приемлемого уровня риска. Из-за этого кризисные явления в России протекают с крайне высокой скоростью, так как портфельные инвесторы, в том числе и российские, имеющие значительное кредитное плечо, "бегут" от рисков, выводя свои капиталы при первых признаках ухудшения экономической конъюнктуры.
При этом в условиях планомерного ослабления рубля происходит и удешевление приобретаемых инвестиционных активов в виде ценных бумаг относительно мировых резервных валют. Поскольку акции российских компаний номинированы в рублях, то фактически для иностранных инвестиционных фондов, оперирующих валютным капиталом (номинированным в долларах США), они "подешевели" на 50% и более относительно их стоимости на конец 2013 г. Опасность такой направленности инвестиционной политики западных государств в условиях большой и растущей частной внешней задолженности заключается:
- в дополнительном неконтролируемом "вливании" (посредством размещения капиталов на российском фондовом рынке в обход антимонопольного законодательства) крупного зарубежного финансового капитала в российскую экономику;
- расширении возможностей приобретения со значительными "скидками" производства, стратегически важного для России;
- расширении возможностей установления серьезных препятствий для распространения на мировом рынке конкурентоспособных товаров и услуг российских предприятий;
- расширении возможностей завоевания внутреннего рынка России и завладения национальной собственностью путем активного участия в процессах акционирования.
В настоящее время также явно прослеживаются попытки использования коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала вследствие большой и фактически неустранимой частной внешней задолженности или в силу значительной доли собственности, для недобросовестного завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны. Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности государственного суверенитета и экономики России и требуют принятия на государственном уровне серьезных мер и внесения соответствующих коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности страны.
В целом вышеперечисленные факторы и приведенные особенности ведения международной финансово-кредитной деятельности в условиях активного кредитования и портфельного инвестирования национальной экономики порождают специфические внешние угрозы финансовой безопасности России, к числу которых можно отнести:
- нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;
- формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток, а обратный переход к обрабатывающему типу экономики крайне затруднен;
- выстраивание препятствий равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;
- рост внешней финансовой задолженности частных российских компаний, усиление их зависимости от иностранных кредитов.
Взаимоувязанная совокупность указанных угроз фактически формирует механизм прямого внешнего воздействия на темпы экономического развития экономики России. Действие такого механизма можно проследить и на формировании сложившейся модели современной российской экономики.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах жизнедеятельности страны (юрисдикции государства), чем меньше государственная, а в равной степени и частная внешняя задолженность, тем увереннее можно говорить о существовании и продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и возможностей проводить самостоятельную, собственную и независимую финансово-экономическую политику. Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависят от успешной политики управления внешним частным долгом. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.
Частный внешний долг является неотъемлемой частью системы обеспечения финансового суверенитета и финансовой безопасности страны и нуждается в государственном регулировании и управлении с целью недопущения реализации процессов внешнего управления посредством кредитного механизма, а именно его части, касающейся обеспечения выплаты долга в условиях неплатежеспособности должника. Наиболее значимым шагом на пути к решению проблем внешнего частного долга России будет являться переход от политики внешней долговой зависимости к внутреннему финансированию с использованием бюджетных ресурсов, но не на основе субсидирования и оказания государственной помощи на безвозмездной основе, а с использованием механизмов кредитования и инвестирования. В этом случае даже увеличение денежной массы не должно приводить к возрастанию инфляционного давления, поскольку дополнительные денежные средства будут финансировать долгосрочные экономические процессы, которые смогут "связать" излишнее денежное предложение.
Дополнительными ресурсами, которые могут послужить для формирования и функционирования процесса внутреннего государственного кредитования и инвестирования, могут являться средства Резервного фонда и Фонда национальной безопасности Российской Федерации. На сегодняшний день уже создаются предпосылки для реализации изложенных мер повышения финансовой устойчивости экономики России. Уже приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые разрешают Министерству финансов не направлять дополнительные нефтегазовые доходы в Резервный фонд Российской Федерации, а использовать их на замещение источников внутреннего и внешнего финансирования, дефицита бюджета. В сложившихся условиях целесообразно в качестве объектов государственного финансирования избрать внутреннюю транспортную и энергетическую инфраструктуры России, модернизацию обрабатывающей промышленности, формирование регионального финансового центра и кредитование стран - участников СНГ.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с 2015 г. дополнительные доходы от продажи нефти будут напрямую направляться на финансирование дефицита, поэтому от стоимости нефти напрямую зависит как минимум текущий объем средств Резервного фонда Российской Федерации, который будет использован для финансирования дефицита при его исполнении. Но из-за рисков в недопоступлении нефтегазовых доходов, а также реализации мер по привлечению заемных средств объем Резервного фонда может снизиться к концу 2017 г. до 2,205 трлн руб. Сочетание высоких показателей оттока капитала без возможности заимствований на глобальных рынках в условиях низких цен безусловно формирует новые угрозы финансовой и экономической безопасности России. Однако в случае формирования и мобилизации указанных выше финансово-экономических механизмов наряду с планируемыми структурными преобразованиями национальной экономики могут создаваться необходимые условия для их преодоления.
Литература
1. Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2014. N 9.
2. Андрианов В.М. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. 2014. N 12.
3. Анищенко А.В. Долларизация национальной экономики - глобальная угроза финансовому суверенитету России: экономико-правовые аспекты // Право и образование. 2015. N 10. С. 157 - 165.
4. Анищенко В.Н., Зуева А.С., Мацкевич Р.С. Научное обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации: монография. М., 2012.
5. Единый портал бюджетной системы РФ. URL: http://budget.gov.ru/budget/gov_programs.
6. Мацкевич Р.С., Анищенко В.Н., Анищенко Е.В. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики: экономико-правовой аспект: монография. М., 2014.
7. Мишина Д.В. Экспортно-сырьевая модель экономического роста как фактор, препятствующий инновационному развитию России // Фундаментальные исследования. 2014. N 9.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.
9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.