Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РАМКАХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Э.К. КУТУЕВ, А.В. РУДИН
В соответствии со статистикой МВД России, количество совершенных за период с января по апрель 2023 г. преступлений в информационно-телекоммуникационной сети составляет 205 209, что свидетельствует о создании преступным сообществом новой экосистемы в цифровой среде <1>.
--------------------------------
<1> Характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - март 2023 года. URL: http://мвд.рф/reports/item/37377025/?ysclid=litjxsjfv8583311192.
Разновидность преступлений в условиях современного мира весьма обширна, от телефонных мошенничеств, фишинг-ресурсов, криптопирамид, DoS-атак на предприятия критической информационной инфраструктуры, незаконной торговли персональными данными до нескончаемо разных преступлений и деяний, как предусмотренных действующим уголовным кодексом, так и не подпадающих в настоящие время под ответственность.
Преступления, совершаемые в современных условиях, тщательно спланированы и, как правило, совершаются подготовленной организованной преступной группой на протяжении длительного периода времени. На примере так называемого колл-центра можно отметить выстроенную иерархическую модель корпоративного офиса. Во главе преступного центра стоит организатор, которому поступает основной доход полученных преступным путем средств, далее следуют организаторы отдельных преступных отраслей, отвечающих за деятельность преступной системы:
1) подбор лиц, осуществляющих мошенничество с помощью телефонных звонков;
2) организация места, техники для осуществления преступлений;
3) подбор баз персональных данных потенциальных потерпевших;
4) выработка методики совершения преступлений (различные схемы социальной инженерии);
5) подбор лиц, обладающих познаниями в области программирования, которые обслуживают работу всего мошеннического центра, в том числе занимаются выводом денежных средств (как правило, в криптовалюту) и последующим обналичиванием через "дропов" <2>.
--------------------------------
<2> Дропы (дропперы) - люди, которые или предоставляют свои данные мошенникам для открытия счетов, чтобы уводить по цепочке похищенные деньги, затрудняя выход на изначального злоумышленника, или делают это через свои счета.
В такой сложно выстроенной системе правоохранительным органам не всегда удается полностью пресечь преступную деятельность, а в случае успешного задержания денежные средства, похищенные у потерпевших, уже не доступны для изъятия и возвращения законным владельцам.
Рассматривая детально проблему раскрытия и реализации возмещения ущерба, следует отметить время, затрачиваемое следователем, оперативным сотрудником на получение ответа на запрос в рамках взаимодействия с учреждениями финансовой отрасли, информационно-телекоммуникационной и другими, а в ряде случаев необходимостью ждать судебного разрешения на проведение следственного действия.
В случае необходимости получить сведения о принадлежности абонентских номеров, определении IP-адресов, зарегистрированных банковских счетов и получении иных сведений, содержащих охраняемую законом тайну, следователь обязан составить соответствующие ходатайство перед судом, указанная процедура затрагивает длительный процесс последовательных действий, который в свою очередь негативно сказывается на расследовании в целом.
Безусловно, законодатель выстроил данный процесс неспроста, в первую очередь уголовное судопроизводство должно основываться на основных принципах, а затрагивая в рамках расследования охраняемую тайну, следователь не должен нарушать принцип законности; говоря о необходимости пересмотреть процесс разрешения судом ходатайств, нельзя забывать о неизменности уголовно-процессуальных основ, необходимых для полной реализации уголовного судопроизводства в целом как с позиции расследования, так и с позиции разрешения, в данном случае следует рассмотреть изменения с технической стороны обеспечения взаимодействия правоохранительных органов.
Опыт применения единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России весьма неоднозначный, между тем ИСОД МВД России упростил взаимодействие между различными структурными подразделениями и ускорил процесс расследования преступлений. На примере ИСОД МВД России возможно выстроить новую автоматизированную систему обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения взаимодействия правоохранительных органов с учреждениями финансовой отрасли и информационно-телекоммуникационной <3>.
--------------------------------
<3> Зайцев О.А., Пастухов П.С. Формирование новой стратегии расследования преступлений в эпоху цифровой трансформации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 46. С. 752 - 777; Пашнин А.В. Информационное обеспечение Министерства внутренних дел Российской Федерации: характеристика и особенности // Безопасность дорожного движения. 2021. N 3. С. 79 - 82.
Порядок действий следователя в описанной системе на примере рассмотрения ходатайства представляется следующим образом:
1. Следователь в программно-аппаратном приложении заполняет установленную форму электронного запроса (ходатайства).
2. Отправляет электронный запрос в необходимую организацию (банк, сотовый оператор и т.д.).
3. Запрос (ходатайство) в представленной электронной форме поступает на программно-аппаратный комплекс прокуратуры и суда.
4. Суд рассматривает запрос (ходатайство), дает согласие или ставит запрет.
5. В случае согласия запрос (ходатайство) поступает в указанное учреждение, в случае отказа возвращается следователю с прилагаемой формой.
6. Организация получает запрос, извлекает необходимые сведения и отправляет следователю.
Безусловно, описанный порядок будет носить более сложный технический механизм и рассмотрен лишь с позиции действий субъектов уголовного судопроизводства.
Рассматривая упрощение системы взаимодействия правоохранительных органов, следует отметить содержимое автоматизированного электронного запроса. В ходе составления электронного запроса следователю предоставляются колонки в таблице, обязательные для заполнения. В указанные колонки мы предлагаем включить: номер уголовного дела, дата и основания возбуждения, признаки расследуемого преступления, основания получения необходимых сведений, орган, запрашивающий сведения (СО ОМВД России), соответствующий орган прокуратуры, соответствующий суд, учреждение, реализующие исполнение автоматизированного электронного запроса, при этом правоохранительные органы и учреждения внесены в общую базу системы автоматизации, т.е. остается выбрать из предложенных вариантов. После чего программа автоматически формирует соответствующий файл документа. По итогу составления автоматизированного электронного запроса следователь заверяет его электронной подписью.
Прокурор, рассматривая автоматизированный электронный запрос, имеет возможность выразить процессуальную позицию одобрения и несогласия, при этом также указываются основания в соответствующей графе, и заверяет электронной подписью.
Судебное рассмотрение автоматизированного электронного запроса происходит в аналогичном порядке, рассматривая запрос (ходатайство), суд удовлетворяет, отказывает или оставляет без рассмотрения по определенным основаниям. На примере удовлетворения автоматизированного электронного запроса суд заполняет обязательные графы, а именно - принятое решение и основание, после чего заверяет электронной подписью. В данном случае судье не нужно указывать дату поступления, дату рассмотрения, субъектов процесса, номер уголовного дела, все сведения формируются программой автоматически, суду остается только указать решение и основание.
При поступлении автоматизированного электронного запроса в определенное учреждение (банк) сотрудник, отвечающий за взаимодействие с правоохранительными органами, приступает к его исполнению. Получив необходимые сведения, сотрудник прикрепляет соответствующий файл к ответу на запрос, при этом ответ формируется автоматически по предусмотренной системой форме, заверяет электронной подписью и отправляет.
Описанная система взаимодействия в рамках планируемого электронного судопроизводства может повысить эффективность правоохранительной деятельности и обеспечить своевременное и законное взаимодействие.
При этом для реализации описанной системы необходимо привлечь специалистов разных отраслей как в области права, так и в области информационной безопасности, IT-технологий и многих других. Более того, необходимо предусмотреть соответствующие изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, которые реализуют производство и рассмотрение уголовных дел в электронном формате <4>.
--------------------------------
<4> Бондарь Е.О., Михайленко Н.В. Расширение возможностей использования современных технологий в административной деятельности полиции в условиях цифровой трансформации // Актуальные вопросы применения норм Административного права ("Кореневские Чтения") (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): материалы VI международной научно-практической конференции: сб. науч. ст. / сост. Г.Н. Василенко. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 53 - 57.
Последовательность реализации электронного судопроизводства в части взаимодействия правоохранительных органов представляется нам следующим образом.
1. Необходимо проанализировать требования и определить функциональные и нефункциональные требования программы. Это поможет понять, какие функции и возможности должна предоставлять программа.
2. Проектирование базы данных. Разработать структуру базы данных, которая будет хранить информацию о преступлениях, финансовых операциях и других связанных данных. Определить связи между различными таблицами и оптимизировать базу данных для эффективного доступа и обработки.
3. Разработать программное обеспечение, которое будет обеспечивать функциональность электронного документооборота между правоохранительными органами и учреждениями. Возможные функции могут включать создание и обработку электронных запросов, обмен информацией, авторизацию и аутентификацию пользователей, защиту данных и генерацию отчетов.
4. Разработать пользовательский интерфейс. Создать пользовательский интерфейс, который будет интуитивно понятным и удобным для использования сотрудниками полиции, прокуратуры, суда, банков и иных учреждений. Также необходимо учитывать требования безопасности и предоставлять соответствующие разрешения и уровни доступа для различных пользовательских ролей.
5. Тестирование и отладка. Тщательно протестировать программу, чтобы обнаружить и исправить возможные ошибки и недочеты. Включить функциональное тестирование, тестирование безопасности и производительности, чтобы убедиться, что программа работает корректно и эффективно.
6. Внедрение и обучение. После завершения разработки программы установить ее на соответствующие серверы и провести этап внедрения. Провести обучение сотрудников полиции, прокуратуры, суда, банков и иных учреждений, которые будут использовать программу. Объяснить им функциональность программы, процессы работы с электронными документами, взаимодействие с другими системами и необходимые меры безопасности. Обеспечить документацию и руководства пользователя, чтобы помочь пользователям разобраться в программе и решать возникающие вопросы.
7. Мониторинг и поддержка. После внедрения программы обеспечить ее непрерывную работу и поддержку. Установить механизмы мониторинга, которые позволят отслеживать работоспособность программы, выявлять возможные проблемы и принимать меры по их решению. Обеспечить регулярные обновления и исправления программы, а также поддержку пользователей, отвечая на их вопросы и помогая с возникающими проблемами.
8. Безопасность данных. Обеспечить высокий уровень безопасности данных, особенно при обработке чувствительной информации о преступлениях и финансовых операциях. Применять передовые методы шифрования данных, установить меры защиты от несанкционированного доступа, резервное копирование данных и мониторинг активности пользователей.
9. Регулярное обновление и улучшение. Следить за изменениями в законодательстве, требованиями и технологическими инновациями в области правоохранительной деятельности, банковского сектора и привлеченных учреждений. Регулярно обновлять программу, чтобы соответствовать новым требованиям и внедрять улучшения в функциональность и производительность.
Следует отдельно отметить компоненты, необходимые для реализации части проекта электронного судопроизводства в рамках взаимодействия правоохранительных органов.
1. Команда разработчиков. Необходимы квалифицированные разработчики, специализирующиеся на программировании, информационных системах, базах данных и безопасности. Это могут быть программисты, системные аналитики, дизайнеры и другие специалисты, необходимые для создания и поддержки программы.
2. Технические ресурсы. Компьютеры, серверы, сетевое оборудование и другие технические ресурсы, необходимые для разработки и запуска программы. Следует убедиться, что инфраструктура подходит для обработки и хранения большого объема данных, связанных с преступлениями и взаимодействием с банками и иными учреждениями.
3. Программное обеспечение. Следует определить необходимое программное обеспечение для разработки и запуска программы. Это может включать веб-приложения, базы данных, системы безопасности, алгоритмы шифрования и другие инструменты, которые помогут обеспечить безопасность и эффективность работы системы <5>.
--------------------------------
<5> Байдаев М.М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий: дис. ... канд. педагог. наук. М., 2015; Родивилина В.А. Развитие информационного обеспечения деятельности МВД России // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра // Восточно-Сибирский институт МВД РФ. 2017. N 1. С. 51 - 55.
В заключение следует отметить, что современная преступность все чаще использует сложные схемы и технологии, требующие оперативного реагирования и обмена информацией между правоохранительными органами, банками и иными учреждениями. Введение общей системы электронного документооборота становится неотъемлемой частью развития правоохранительной системы. Общий электронный документооборот позволит существенно сократить время, затрачиваемое на передачу и обработку документов между правоохранительными органами и учреждениями. Позволит оперативно реагировать на ситуации и эффективно взаимодействовать в процессе расследования преступлений, улучшит качество информации между правоохранительными органами и учреждениями, позволит сохранить целостность и достоверность информации. Поможет предотвратить возможные ошибки, искажения или потери данных, что важно для успешного расследования и принятия решений. Увеличит прозрачность и контроль над процессом передачи информации и обработки документов, позволяя отслеживать каждый этап взаимодействия, что поспособствует укреплению доверия и сотрудничества между организациями. Сократит бюрократические процедуры, снизит административные издержки и освободит ресурсы для более качественного анализа и расследования преступлений.
Развитие и внедрение таких систем становится неотъемлемой частью борьбы с современной преступностью и обеспечения безопасности общества.
Литература
1. Байдаев М.М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий: диссертация кандидата педагогических наук / М.М. Байдаев. Москва, 2015. 188 с.
2. Бондарь Е.О. Расширение возможностей использования современных технологий в административной деятельности полиции в условиях цифровой трансформации / Е.О. Бондарь, Н.В. Михайленко // Актуальные вопросы применения норм Административного права ("Кореневские Чтения") (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): материалы VI международной научно-практической конференции (г. Москва, 28 апреля 2022 г.): сборник научных статей / составитель Г.Н. Василенко. Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 53 - 57.
3. Зайцев О.А. Формирование новой стратегии расследования преступлений в эпоху цифровой трансформации / О.А. Зайцев, П.С. Пастухов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 46. С. 752 - 777.
4. Пашнин А.В. Информационное обеспечение Министерства внутренних дел Российской Федерации: характеристика и особенности / А.В. Пашнин // Безопасность дорожного движения. 2021. N 3. С. 79 - 82.
5. Родивилина В.А. Развитие информационного обеспечения деятельности МВД России // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра / В.А. Родивилина // Восточно-Сибирский институт МВД РФ. 2017. N 1. С. 51 - 55.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.