Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, В ХОДЕ РОЗЫСКА СКРЫВШИХСЯ ПРЕСТУПНИКОВ
А.В. МАКАРОВ, Л.В. МАКОГОН, О.В. ФИРСОВ
Официальные статистические сведения о состоянии преступности в России за 2022 г. свидетельствуют о положительных результатах деятельности правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с преступностью. В частности, за 2022 г. зарегистрировано 1 966 795 преступлений (снижение на 1,9% по сравнению с 2021 г.), в том числе было совершено 536 997 тяжких и особо тяжких преступлений (снижение на 4,1% по сравнению с 2021 г.). В 2022 г. было раскрыто 1 035 496 преступлений (увеличение числа раскрытых на 0,5% по сравнению с 2021 г.), в том числе было раскрыто 247 432 тяжких и особо тяжких преступлений (увеличение числа таких раскрытых преступлений на 7,1% по сравнению с 2021 г.). Общая раскрываемость преступлений в 2022 г. составила 53,4%, что на 0,9% выше раскрываемости преступлений в 2021 г. <1>.
--------------------------------
<1> Состояние преступности в России за январь - декабрь 2022 г. М.: ГИАЦ МВД России // Сайт МВД России: статистика и аналитика - состояние преступности (архивные данные).
Однако обращает на себя внимание и значительное число нераскрытых преступлений. Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в 2022 г., было не раскрыто 904 509 преступлений (снижение числа нераскрытых преступлений на 3,1% по сравнению с 2021 г.), в том числе не раскрыто 271 271 тяжкое и особо тяжкое преступление (снижение на 12,3% по сравнению с 2021 г.) <2>.
--------------------------------
<2> В статистические сведения о нераскрытых преступлениях (независимо от времени совершения и регистрации) вошли преступления, расследование по которым в отчетном периоде впервые приостановлено за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, либо отсутствием реальной возможности его участия в уголовном деле, а также за нерозыском подозреваемого или обвиняемого. См.: Состояние преступности в России за январь - декабрь 2022 г.
Согласно подп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - ФЗ об ОРД) основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.
В научных статьях отдельными авторами высказано мнение о том, что при наличии этого основания нельзя проводить ОРМ (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища <3>. В обоснование такой позиции авторы приводят довод о том, что в норме ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД, регламентирующей условия проведения таких ОРМ, отсутствует указание на лиц, объявленных в розыск. Схожую позицию занимают и отдельные практические работники, включая прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД <4>. Причем из содержания публикаций по данному вопросу можно сделать вывод о смешении ими понятий "основания" и "условия" проведения ОРМ.
--------------------------------
<3> Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути организации работы по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 10. С. 151; Кутуков С.А., Моисеев Н.Д. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий при розыске лиц, совершивших побег из исправительных учреждений // Право и государство: теория и практика. 2021. N 12. С. 289 - 291.
<4> Панов С., Клюев С., Малыхин Е. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Законность. 2008. N 10. С. 28.
В теории ОРД под основаниями проведения ОРМ понимаются достаточные поводы, фактические данные, требующие проведения ОРМ для решения задач ОРД, под условиями - правила проведения ОРМ, закрепленные в законе и подзаконных нормативных актах <5>.
--------------------------------
<5> Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 229, 239; Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 266, 276; Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М.: Академия управления МВД РФ, 2003. С. 4; Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие / О.В. Фирсов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 97 - 99, 137; и др.
Можно согласиться с позицией авторов данных публикаций в части ситуаций, когда в оперативно-розыскной орган поступает первичная информация от конфидентов либо из иных источников о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и отсутствуют сведения о том, когда, где, с кем и какое преступление было совершено разыскиваемым лицом, имеется ли в производстве возбужденное уголовное дело по данному преступлению, каким органом это лицо объявлено в розыск. То есть на данном этапе нет достаточных сведений для квалификации совершенного лицом деяния, определения территориальности, подследственности и формы предварительного расследования и, соответственно, нет данных для определения возможности соблюдения условий проведения ОРМ, изложенных в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. Для выяснения всех этих сведений необходимо провести комплекс ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав человека (опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности и др.).
Иной будет ситуация, когда в производстве оперативно-розыскного органа имеется розыскное дело, заведенное на основании постановления об объявлении в розыск подозреваемого (обвиняемого), вынесенного следователем (дознавателем) по материалам расследуемого им уголовного дела, либо постановления (определения) судьи (суда) об объявлении в розыск подсудимого. В данном случае для осуществления розыска таких лиц имеется основание проведения ОРМ - наличие возбужденного уголовного дела и сведения о скрывшемся от следствия, дознания или суда лице. При возбуждении уголовного дела произведена квалификация деяния, что, в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) и ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), позволяет определить категорию преступления и обязательность предварительного следствия по нему. Таким образом, каких-либо препятствий для осуществления в отношении разыскиваемого преступника ОРМ, ограничивающих его конституционные права, не видим, так как имеются основания для проведения ОРМ, соблюдены условия.
В обоснование нашего мнения приведем следующие дополнительные доводы на примере раскрытия конкретного преступления.
Оперативный сотрудник получает информацию от конфидента о том, что должностное лицо вымогает у предпринимателя взятку в размере 50 000 рублей. Таким образом, в оперативно-розыскной орган поступили сведения о лице, совершающем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290 УК РФ, относящееся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производство предварительного следствия обязательно. Для проверки оперативной информации и документирования действий взяткополучателя оперативный сотрудник имеет законные основания, и выполняются все условия для проведения комплекса ОРМ, включая наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и др. После проведения необходимых ОРМ он представляет в установленном порядке результаты ОРД следователю. Следователь возбуждает уголовное дело и производит следственные действия по сбору и фиксации доказательств, допрашивает задержанного в качестве подозреваемого (обвиняемого), избирает ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. В дальнейшем лицо скрывается от следствия и объявляется следователем в розыск. В соответствии со ст. 210 УПК РФ следователь объявляет в розыск подозреваемого (обвиняемого), если его место нахождения неизвестно, в том числе не приостанавливая производства предварительного следствия. Соответственно, он имеет право после объявления лица в розыск возбудить перед судом ходатайство о производстве ограничивающих конституционные права следственных действий: "обыск", "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка", "контроль и запись переговоров", "получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами" (ст. ст. 164, 182, 185, 186, 186.1 УПК РФ).
Возникает логичный вопрос: а почему оперативный сотрудник в рамках розыскного дела не вправе инициировать проведение схожих ОРМ, ограничивающих конституционные права? Основания для проведения ОРМ имеются, условия - соблюдаются.
Необходимо также учитывать, что при вынесении постановления об объявлении в розыск следователь (дознаватель) одновременно поручает обеспечить розыск преступника соответствующему органу дознания, а судья дает такое поручение через прокурора, что является самостоятельным основанием проведения ОРМ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД, при поступлении такого постановления для исполнения в оперативное подразделение (ст. ст. 210, 223, 238 УПК РФ).
Еще более очевиден ответ на данный вопрос при рассмотрении возможности проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров", которое, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД, допускается в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях.
Скрывшееся от следствия или дознания лицо при объявлении в розыск имеет процессуальное положение подозреваемого или обвиняемого (подсудимого, осужденного). Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым, а в отношении которого вынесен обвинительный приговор - осужденным (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). Конституционный Суд РФ в своих определениях неоднократно указывал, что в категорию обвиняемых включены не только лица, в отношении которых вынесены постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт, но и, в частности, подсудимые - обвиняемые, по уголовному делу которых назначено судебное разбирательство, а также осужденные - обвиняемые, в отношении которых вынесен обвинительный приговор <6>.
--------------------------------
<6> Определения Конституционного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 379-О-О, от 21 февраля 2008 г. N 137-О-О, от 21 февраля 2008 г. N 130-О-О // СПС "КонсультантПлюс".
Исходя из положений ч. 2 ст. 47 УПК РФ, во взаимосвязи с нормами ст. ст. 390 - 393 УПК РФ, ст. ст. 6 и 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следует оценивать и возможность проведения таких ОРМ в отношении осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также совершивших побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. В отношении таких лиц по представлению уполномоченного органа или учреждения суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора, в том числе о замене наказания и заключении под стражу (ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ). Возбуждение же уголовного дела по ч. 1 ст. 313 или ст. 314 УК РФ, не относящимся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производится предварительное расследование в форме дознания, не снимает с оперативно-розыскного органа обязанности разыскать преступника для исполнения уголовного наказания, назначенного судом за ранее совершенное им преступление.
Таким образом, при соблюдении условия о категориях преступлений нет препятствий для проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров" в отношении разыскиваемых преступников. Более того, закон допускает проведение рассматриваемого ОРМ и в отношении родственников и иных лиц разыскиваемого, которые могут располагать сведениями о совершенном им преступлении и месте его нахождения.
Не соответствует положениям ФЗ об ОРД позиция авторов указанных публикаций о том, что ч. 9 ст. 8 ФЗ об ОРД (с 02.08.2019 - ч. 10) содержит прямой запрет на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права, в целях розыска преступников, так как этот запрет относится к частным основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД.
Таким образом, считаем противоречащим действующему законодательству мнение авторов научных статей и практических работников, считающих недопустимым проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в отношении лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Проведение данных ОРМ будет способствовать повышению эффективности розыскной работы, соблюдению принципов справедливости уголовного наказания и разумного срока уголовного судопроизводства.
Литература
1. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция / В.Г. Бобров. Москва: Академия управления МВД РФ, 2003. 64 с.
2. Кутуков С.А. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий при розыске лиц, совершивших побег из исправительных учреждений / С.А. Кутуков, Н.Д. Моисеев // Право и государство: теория и практика. 2021. N 12. С. 289 - 291.
3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2013. 415 с.
4. Панов С. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда / С. Панов, С. Клюев, Е. Малыхин // Законность. 2008. N 10. С. 26 - 30.
5. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под редакцией К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2012. 690 с.
6. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие / О.В. Фирсов. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 208 с.
7. Хазов Е.Н. Основные направления, проблемы и пути организации работы по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе / Е.Н. Хазов, А.В. Богданов, В.М. Мартынюк // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 10. С. 148 - 152.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.