Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ
А.Ф. КУПИН, А.И. ДОНЧУК
В последние годы для решения многих экспертных задач применяется программное обеспечение, позволяющее, с одной стороны, повысить объективность и результативность выполняемых экспертных исследований, а с другой - уменьшить время, затрачиваемое на их проведение. В этой связи мы хотим остановиться на рассмотрении возможностей использования одного из программных продуктов в трасологии. Его применение позволяет с помощью метода компьютерного моделирования варьировать условия образования следов и благодаря этому определять возможности отображения в следах ряда признаков.
Метод компьютерного моделирования - это метод познания действительности, представляющий создание информационных моделей и оперирование ими с использованием возможностей компьютерного программного обеспечения <1>. Преимущества данного метода, по сравнению с иными видами моделирования (физическим, математическим), заключаются в более широком спектре возможностей, не ограниченном сложностью, трудоемкостью и материальными затратами на изготовление модели, а также высоком уровне наглядности при демонстрации того или иного процесса или явления. В основу идеи использования данного метода в трасологической экспертизе заложены возможности применения программного обеспечения для создания трехмерной модели, являющейся аналогом объекта-оригинала и обладающей его существенными свойствами.
--------------------------------
<1> Березина Я.Ю., Смолина Л.В. Компьютерное информационное моделирование в среде Blender 3D // Математическое и информационное моделирование: сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2017. Вып. 15. С. 48.
Данные модели могут быть оформлены в качестве иллюстраций к заключению эксперта. В ч. 3 ст. 204 Уголовно-процессуального кодекса РФ указано, что материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью. В ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" говорится, что материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
В специальной литературе достаточно подробно описаны возможности применения метода компьютерного моделирования при проведении транспортно-трасологических экспертиз на примере использования программ Carat-3, Virtual CRASH 3.0, позволяющих реконструировать дорожно-транспортные происшествия в целях исследования их механизма, анализа столкновения транспортных средств и формируемых на них повреждений и т.д. <2>; при проведении исследования механизма образования травмы, причиненной человеку, и отождествления травмирующего предмета по оставленным им следам <3>, а также для иных целей <4>. Для создания компьютерной модели из снимков компьютерной или магнитно-резонансной томографии могут применяться такие программы, как InVesalius и 3DSlicer, позволяющие реализовать "лофтинг" - процесс получения объемных фигур из плоских объектов <5>. Указанные программы, несмотря на их неоспоримые преимущества, предназначены для решения узких специальных задач в отношении объектов, с исследованием которых на практике приходится сталкиваться нечасто по сравнению со следами других групп (следы обуви, следы орудий взлома и др.).
--------------------------------
<2> Беляев М.В., Четвергов М.А. К вопросу о современных способах моделирования дорожно-транспортных происшествий // Вестник Московского университета МВД России. 2018. N 4. С. 12 - 13.
<3> Леонов С.В., Пинчук П.В., Шакирьянова Ю.П. Возможности трасологических исследований с применением трехмерных моделей // Вестник судебной медицины. 2019. N 3. С. 59.
<4> См., напр.: Фролова Е.Ю., Кошлыкова Ю.А. Перспективы применения 3D-технологий для фиксации и изъятия следов на месте происшествия // Эксперт-криминалист. 2021. N 4. С. 25 - 27.
<5> Там же. С. 60.
При изучении последних для моделирования механизма образования следов могут быть использованы различные компьютерные программы, позволяющие работать с трехмерной графикой, в частности - Blender, Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya и аналогичные им. Они обладают достаточным функционалом для того, чтобы обеспечивать удобство восприятия иллюстрируемых объектов и процессов <6>, а также позволяют изменять условия отображения тех или иных следов и тем самым определять особенности отображения определенных групп признаков. Из перечисленных программных продуктов более подробно хотелось бы остановиться на компьютерной программе Blender, которая функционально не отличается от Autodesk 3ds Max и Autodesk Maya, но, в отличие от них, является свободным программным обеспечением, распространяется бесплатно и может применяться без каких-либо ограничений в практической деятельности.
--------------------------------
<6> Крысин В.В. Цифровые технологии как средство обеспечения наглядности речи государственного обвинителя в прениях сторон с участием коллегии присяжных заседателей // Следственная практика. 2020. Вып. 210. С. 99.
Программа Blender является многофункциональным программным продуктом, позволяющим создавать 3D-модели, 2D- и 3D-анимации. Технические возможности Blender позволяют сохранять сразу несколько результатов работы со всеми объектами, текстурами, материалами, настройками освещения в одном файле с расширением .blend. Интерфейс пользователя представляет собой несколько экранов, разделенных на секции и подсекции, каждая из которых выполняет определенную функцию и содержит соответствующие инструменты, позволяющие:
- создавать трехмерные геометрические примитивы - mesh-объекты (инструмент Add);
- перемещать объекты (инструмент Move);
- поворачивать объекты (инструмент Rotate);
- изменять размеры объектов (инструмент Scale);
- изменять геометрию объектов путем формирования новых вершин, ребер и граней через "выдавливание" (инструмент Extrude);
- добавлять к объектам модификаторы, позволяющие менять их форму: скрывать части, создавать фаски для ребер или вершин, делать ребра острыми в пределах заданного угла и совершать иные действия (вкладка Modifier Properties);
- добавлять к объектам физические свойства: силовые поля, свойства мягких тел, свойства жидкостей и иные (вкладка Physics Properties);
- изменять текстуру поверхности (инструмент Shader Editor);
- анимировать объекты (инструменты Timeline, Graph Editor), а также выполнять другие действия.
При этом работа с объектами в программе Blender возможна в различных режимах, основными из которых являются:
- Object Mode - режим работы с объектами как с наименьшими рабочими единицами;
- Edit Mode - режим работы с вершинами, ребрами, гранями объектов.
Ниже мы продемонстрируем возможности использования программы Blender версии 3.4.1 на примере изучения статических объемных следов обуви и орудий взлома в целях решения диагностических и идентификационных задач.
Если изучаются следы обуви, то на первом этапе создается 3D-модель подошвы обуви. Для настройки правильного положения 3D-модели в пространстве устанавливается вид сверху путем нажатия клавиши "7". Далее с помощью инструмента Add-Image-Background из файловой системы компьютера загружается отсканированное изображение подошвы в качестве фона, по которому будет рисоваться 2D-контур модели. Затем с помощью инструмента Add-Plane создается mesh-объект Plane. Дальнейшая работа производится с вершинами, ребрами и гранями mesh-объекта Plane в режиме Edit Mode. Путем их добавления, перемещения или удаления создается 2D-контур подошвы обуви и основных элементов ее рисунка. Далее устанавливается вид сбоку путем нажатия клавиши "1". С помощью инструмента Extrude элементы созданного контура "выдавливаются" вверх или вниз в пространстве, образуя 3D-модель подошвы обуви. Важно отметить, что использование данного инструмента позволяет сформировать инвертированный рельеф на обратной стороне подошвы обуви, что будет важно для следующего этапа.
На втором этапе создается (кодируется) след обуви, изображение которого имеется в нашем распоряжении. Для обеспечения правильности отображения в следе внешнего строения подошвы необходимо выделить образующие рисунок подошвы ребра и грани и продублировать их, сохранив как новый объект. При визуальном рассмотрении полученного таким образом изображения объекта можно констатировать, что оно представляет собой негативное отображение рисунка подошвы и может использоваться в качестве 3D-модели изучаемого следа, поскольку мы получаем 3D-модель подошвы обуви, рисунок которой в точности соответствует реальному объекту, и 3D-модель следа именно этой обуви можно будет изучать с целью решения отдельных задач трасологической экспертизы.
Например, при наличии отсканированного изображения подошвы обуви и отсканированного изображения следа появляется возможность путем создания и сопоставления их 3D-моделей определять, оставлен ли след этой обувью; при наличии отсканированных изображений нескольких следов обуви после создания и сопоставления их 3D-моделей удается определить, одной и той же либо разной обувью оставлены данные следы.
По следам орудий взлома работа программы осуществляется следующим образом. На первом этапе создается 3D-модель рабочей части орудия. Для настройки правильного положения 3D-модели в пространстве устанавливается вид сверху путем нажатия клавиши "7". Далее с помощью инструмента Add-Image-Background из файловой системы компьютера загружается отсканированное изображение следообразующего участка рабочей части орудия взлома, по которому будет рисоваться 2D-контур модели. Затем с помощью инструмента Add-Plane создается mesh-объект Plane. Дальнейшая работа производится с вершинами, ребрами и гранями mesh-объекта Plane в режиме Edit Mode. Путем их добавления, перемещения или удаления создается 2D-контур следообразующего участка рабочей части орудия взлома. Далее устанавливается вид сбоку путем нажатия клавиши "1". С помощью инструмента Extrude элементы созданного контура "выдавливаются" вверх или вниз в пространстве, образуя 3D-модель рабочей части орудия. После этого во вкладке Physics Properties последовательно выбирается инструмент Dynamic Paint, устанавливается параметр Type - Brush, выбирается инструмент Add Brush. Это позволит 3D-модели созданного орудия взлома оставить след на 3D-модели какой-либо поверхности.
На втором этапе создается 3D-модель поверхности, на которой будут оставлены экспериментальные следы орудия взлома. С помощью инструмента Add-Plane добавляется mesh-объект Plane. При необходимости изменить цвет поверхности, добавить какие-либо особенности (например, глянец, матовость и иные характеристики) следует воспользоваться инструментом Shader Editor. После этого в режиме Edit Mode к mesh-объекту многократно применяется инструмент Subdivide, разделяющий его поверхность на сектора. Это необходимо для того, чтобы объект максимально точно передавал внешнее строение 3D-модели орудия взлома. Далее во вкладке Physics Properties последовательно выбирается инструмент Dynamic Paint, устанавливаются параметры Type - Canvas, Surface Type - Displace. Это позволяет 3D-модели менять свою геометрию под воздействием другой 3D-модели.
На третьем этапе создается след орудия взлома с помощью 3D-анимации с использованием функционала инструмента Timeline. Сначала необходимо построить сцену: 3D-модель поверхности помещается в необходимое место пространства, 3D-модель орудия переносится на некоторое расстояние от поверхности. Состояния объектов фиксируются в первой временной точке. Далее 3D-модель орудия следует поместить в зону контакта с поверхностью, при этом формируется ее след. Состояния объектов фиксируются во второй временной точке. Затем 3D-модель орудия необходимо вернуть в изначальное положение. Состояния объектов фиксируются в третьей временной точке. При просмотре получившейся 3D-анимации будет наглядно проиллюстрирован процесс формирования статического объемного следа орудия взлома.
Таким образом, мы получаем 3D-модель орудия взлома, соответствующую реальному объекту, и 3D-модель именно ее следа. Использование инструмента Dynamic Paint позволяет получать следы конкретного орудия взлома с учетом угла его наклона к поверхности, глубины проникновения и иных факторов. Путем создания 3D-анимаций в рассмотренной последовательности имеется возможность создавать экспериментальные следы орудий взлома и сопоставлять их между собой в целях решения иных, например диагностических, задач (определения механизма следообразования и т.д.).
Из недостатков компьютерной программы Blender можно отметить то, что в ней отсутствуют библиотеки готовых 3D-объектов (транспортных средств, орудий и инструментов, частей тела человека, одежды и обуви, следов биологического происхождения и иных). Для каждой моделируемой ситуации эксперт должен самостоятельно создавать необходимые объекты, что требует значительных временных и интеллектуальных затрат, а также определенного уровня навыков <7>.
--------------------------------
<7> Холопов А.В. Компьютерные программы 3D-визуализации события преступления // Криминалист. 2021. N 3 (36). С. 72.
Таким образом, компьютерная программа Blender является полезным и эффективным инструментом, который можно успешно использовать в трасологии для решения диагностических и идентификационных экспертных задач посредством создания 3D-модели следов и объектов, изымаемых с мест происшествий, и изучения с их помощью возможностей отображения в следах признаков этих объектов.
Литература
1. Беляев М.В. К вопросу о современных способах моделирования дорожно-транспортных происшествий / М.В. Беляев, М.А. Четвергов // Вестник Московского университета МВД России. 2018. N 4. С. 11 - 15.
2. Березина Я.Ю. Компьютерное информационное моделирование в среде Blender 3D / Я.Ю. Березина, Л.В. Смолина // Математическое и информационное моделирование: сборник научных трудов. Выпуск 15. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. С. 46 - 52.
3. Крысин В.В. Цифровые технологии как средство обеспечения наглядности речи государственного обвинителя в прениях сторон с участием коллегии присяжных заседателей / В.В. Крысин // Следственная практика. 2020. Вып. 210. С. 98 - 101.
4. Леонов С.В. Возможности трасологических исследований с применением трехмерных моделей / С.В. Леонов, П.В. Пинчук, Ю.П. Шакирьянова // Вестник судебной медицины. 2019. N 3. С. 59 - 62.
5. Фролова Е.Ю. Перспективы применения 3D-технологий для фиксации и изъятия следов на месте происшествия / Е.Ю. Фролова, Ю.А. Кошлыкова // Эксперт-криминалист. 2021. N 4. С. 25 - 27.
6. Холопов А.В. Компьютерные программы 3D-визуализации события преступления / А.В. Холопов // Криминалист. 2021. N 3 (36). С. 70 - 76.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.