Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОДСТВЕННИКИ ПОД ЗАЩИТОЙ
А. РЫЖАКОВ
Александр Рыжаков, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала МЮИ, г. Тула.
В июне текущего года Пленум ВС РФ вынес Постановление, посвященное особому порядку судебного разбирательства уголовных дел, в ходе которых следствию и подсудимому удалось достигнуть соглашения о сотрудничестве. Один из пунктов этого Постановления посвящен государственной защите родственников подсудимого.
Реальность угрозы
Пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 16 "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" гласит: "Если в ходе исследования судом степени угрозы личной безопасности, которой подвергались подсудимый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица (пункт 4 части 4 статьи 317.7 УПК РФ), установлено наличие оснований, предусмотренных в части 3 статьи 11 УПК РФ, суд вправе применить к ним любые меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, если такое решение не было принято органами предварительного расследования или прокурором.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 18 Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" орган, осуществляющий меры безопасности, сам избирает необходимые меры, определяет способы их применения и информирует об этом суд".
Что имел в виду высший орган правосудия нашего государства, давая такое разъяснение?
В абзаце 1 п. 17 Постановления N 16 речь идет о ситуации исследования судами степени угрозы личной безопасности, которой подвергались подсудимый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица. Мы бы рекомендовали судам подвергать анализу не только степень, но и характер угрозы. Если угроза не только была, но и, бесспорно, остается реальной, это обстоятельство в первую очередь подлежит учету при принятии решения о применении и выборе меры государственной защиты указанных лиц.
Согласно п. 17 Постановления N 16 при наличии оснований, о которых идет речь в ч. 3 ст. 11 УПК РФ, предусмотренные Законом N 119-ФЗ меры безопасности могут быть применены не только к обвиняемому, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Защита может быть предоставлена и его близким родственникам, родственникам и близким лицам, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на самого подсудимого.
Кто есть близкие родственники?
Необходимо дать более полное разъяснение таких категорий, как "близкие родственники", "родственники" и "близкие лица". Понятие "близкие родственники" сформулировано в п. 4 ст. 5 УПК РФ. С позиции уголовно-процессуального закона таковыми являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг (несмотря на то что в других отраслях права к числу таковых обычно не относится как минимум супруг).
Согласно ст. 10 Семейного кодекса РФ супругами признаются мужчина и женщина со дня государственной регистрации заключенного между ними брака в органах записи актов гражданского состояния. Супругами они перестают быть с момента прекращения заключенного между ними брака. Причем брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде общей юрисдикции - со дня вступления решения суда в законную силу (п. 1 ст. 25 СК РФ).
Согласно п. 37 ст. 5 УПК РФ родственники - это все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве. Соответственно к родственникам следует относить племянников и племянниц, а также их детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей, двоюродных братьев и сестер, прадедушек и прабабушек, двоюродных дедушек и бабушек, двоюродных правнуков и правнучек и других родственников.
Понятие "близкие лица" раскрыто в п. 3 ст. 5 УПК РФ. С позиции уголовно-процессуального закона близкие лица - это иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Заметьте, потерпевшему и (или) свидетелю, а не подсудимому (обвиняемому и т.п.). В части же 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ речь идет о государственной защите установленных УПК РФ близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в ч. ч. 1 и 2 той же статьи Закона.
В связи с этим возникает резонный вопрос: законно ли рекомендованное Пленумом ВС РФ применение к близким лицам подсудимого мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, предусмотренных законодательством РФ, если такое решение не было принято органами предварительного расследования или прокурором? С одной стороны, это будет защита близких подсудимому лиц. Но с другой - близкое лицо подсудимого не является близким лицом, понятие которого сформулировано в п. 3 ст. 5 УПК РФ. А часть 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ устанавливает возможность осуществления государственной защиты лишь за теми близкими лицами, которые таковыми являются с позиции УПК РФ.
Заметим, что ч. 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ в нынешней ее редакции дозволяет применять меры безопасности (социальной поддержки) в отношении близких лиц лишь потерпевших и (или) свидетелей, а равно в отношении близких родственников и (или) родственников всех остальных перечисленных в ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ участников уголовного процесса по данному конкретному уголовному делу, в том числе и подсудимых. Уже только поэтому полагаем, что изложенное в п. 17 Постановления N 16 разъяснение высшего органа правосудия небезупречно. В настоящее время оно не соответствует букве закона, в том числе и уголовно-процессуального.
Главное - цель угрозы
В абзаце 1 п. 17 Постановления N 16 Пленум ВС РФ упоминает об основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные законодательством РФ, к подсудимому, его близким родственникам и (или) родственникам могут быть применены только при наличии данных оснований, то есть "достаточных данных" о том, что подсудимому, а также его "близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями".
Но для применения к близким родственникам и (или) родственникам подсудимого предусмотренных Законом N 119-ФЗ мер безопасности (социальной поддержки) этого недостаточно. Решение о применении таких мер в отношении близких родственников и (или) родственников подсудимого может быть принято только при условии, когда оказываемое на них противоправное посягательство осуществляется в целях воздействия на подсудимого.
Иначе говоря, для того, чтобы к близким родственникам и (или) родственникам подсудимого могли быть применены меры по обеспечению безопасности (социальной поддержки), установления факта совершенного в отношении их противоправного посягательства недостаточно. Следует, помимо этого, иметь доказательства, что посягательство на них совершалось с определенной целью - чтобы воздействовать на подсудимого. Причем, какого рода воздействие должно иметь место, законодатель не определяет. Соответственно под таковым понимается любое влияние на объективность, всесторонность и полноту его показаний и (или) иных действий, способствующих не только раскрытию преступления (изобличению виновного), но и предупреждению совершения таковых в дальнейшем.
Исходя из содержания Закона N 119-ФЗ мерами государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренными законодательством РФ, являются меры, которым посвящены ст. ст. 6 - 14 Закона N 119-ФЗ, и меры социальной поддержки, которым посвящена ст. 15 Закона N 119-ФЗ.
Так, согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 119-ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Перечень мер безопасности, приведенный в ч. 1 ст. 6 Закона N 119-ФЗ, не исчерпывающий. Исходя из содержания ч. 2 ст. 6 Закона N 119-ФЗ, при наличии оснований, о которых идет речь в п. 17 Постановления N 16, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.
В то же время в ст. 6 Закона N 119-ФЗ закреплено ограничение, в соответствии с которым переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы подсудимого, его близких родственников и (или) родственников могут быть осуществлены только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
В связи с этим следует помнить, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает 5 лет, но не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ).
Разделение полномочий
Содержание п. 17 Постановления N 16 должно толковаться исходя из заложенной в институт государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства идеи разделения полномочий.
Следуя логике содержания ст. ст. 3 и 18 Закона N 119-ФЗ, суд, в производстве которого находится уголовное дело, принимает решение об осуществлении государственной защиты, а реализуют меры безопасности по решению суда (судьи) органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы РФ или органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенные по месту нахождения защищаемого лица.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием. А меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, - в том числе учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Учреждения, реализующие решение суда о применении рассматриваемых мер, именуются органами, осуществляющими меры безопасности. О них идет речь в абз. 2 п. 17 Постановления N 16. Они, как верно замечает высший орган правосудия, не обязаны испрашивать у суда разрешения на принятие (выбор) той или иной меры безопасности. Если в описанной в абз. 1 п. 17 Постановления N 16 ситуации суд (судья) принял решение о применении к подсудимому, его близкому родственнику и (или) родственнику какой-либо меры безопасности, тем самым он принял общее решение об осуществлении государственной защиты данного лица. После этого орган, осуществляющий меры безопасности, считающий недостаточным применение к лицу лишь указанной в решении суда (судьи) меры, вправе (конечно же, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении обязательных условий) применить к подсудимому, его близкому родственнику и (или) родственнику любую иную предусмотренную законодательством РФ меру безопасности без испрашивания на то разрешения у суда.
Таким образом, речь в абз. 2 п. 17 Постановления N 16 идет не о том, что орган, осуществляющий меры безопасности, может избирать необходимые меры и определять способы их применения без предварительного решения суда об осуществлении государственной защиты подсудимого, его близкого родственника и (или) родственника. Без такого решения орган, осуществляющий меры безопасности, не имеет права не только избирать пусть даже, с его точки зрения, и необходимую меру безопасности, он вообще не вправе приступать к реализации какой-либо из мер безопасности по находящемуся в производстве суда уголовному делу.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.