Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С СЕКТАНТСТВОМ ПО УЛОЖЕНИЮ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 Г.
С.В. РОЗЕНКО
Уголовно-правовое противодействие деятельности сект различного характера в России имеет длительную историю. Сектантство - это одно из многообразных проявлений групповой преступности, которое обусловлено религиозными верованиями и традициями, моралью и нравственностью государства и общества в определенный период. В досоветский период уголовно-правовая борьба с сектами рассматривалась как составная часть института религиозных преступлений, имевшего законодательное закрепление. В частности, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. - это первый кодифицированный акт в области русского уголовного права, которое произвело значительные системные изменения в области уголовного права, но для его содержания актуально замечание Н.Д. Сергиевского: "Что же касается до памятников древнейшей эпохи, то давно уже и многими замечено, что чем старее источник, тем менее занимается он определением общепризнанного, само собой понятного, и тем более устремляется в определение частного, для данного времени необходимого" <1>. Уложение 1845 г. обобщило и систематизировало предшествующий опыт законодательного регулирования по указанной проблеме, и прежде всего Свода законов уголовных Российской империи 1832 г. <2>, что имело принципиальное значение. В целом данное Уложение, созданное в одну историческую эпоху, действовало большей частью в другой (вторая половина XIX в. - начало XX в). Что и предопределило его достоинства и недостатки.
--------------------------------
<1> Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть Общая (извлечение) // Философия уголовного права / Сост., ред. и вступ. статья докт. юрид. наук, проф. Ю.В. Голика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 232.
<2> См.: Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича, составленный. Законы уголовные. СПб., 1832.
Ситуацию религиозной свободы и веротерпимости рассматриваемого периода В.Н. Ширяев оценивал таким образом, что в действительности свобода веры, торжественно провозглашенная в основных законах, сводилась к некоторой религиозной самостоятельности терпимых в империи и находящихся под управлением государства религиозных обществ... Веротерпимость глубоко проникнута соображениями национальной политики <3>. Актуальность проблемы уголовного противодействия сектам состоит в том, что в настоящее время происходит процесс переосмысления имеющегося опыта уголовного законотворчества в России. Определенный интерес представляют положения о религиозных преступлениях, разработанных в русском уголовном праве (С.В. Познышев, В.Н. Ширяев и др.) и исключенных либо существенно изменивших свое содержание в период действия советского уголовного законодательства, что нашло прямое отражение в статьях УК РФ. Системное значение Уложения 1845 г. проявилось и в том, что, как отмечает Б.Н. Миронов, оно разделило религиозные верования на четыре класса: православие, другие христианские религии, ереси и расколы, нехристианские религии <4>. Думается, что формулирование преступлений против веры в качестве раздела второго объясняется исторической традицией теологического обоснования императорской власти от Бога и как прямое продолжение Божественной, т.е. причинами государственно-идеологическими.
--------------------------------
<3> См.: Ширяев В.Н. Религиозные преступления (историко-догматические очерки). Ярославль, 1909. С. 330 - 331.
<4> Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). СПб., 1999. Т. 2. С. 20.
Отделение второе "О ересях и расколах" главы 2 раздела второго Уложения содержит положения о наказаниях за ересь и раскол (ст. ст. 206 - 217) <5>, которые рассматривались наряду с сектами как тождественные явления, где нашла отражение официальная реакция государственной власти периода правления Николая I - системное противодействие любому сектантскому движению, вне зависимости от его характера и преследуемых целей. На основании ст. ст. 206, 207 и 212 Уложения секты и ереси подразделялись на три разновидности, понятие которых в законе не раскрывалось: 1) уже отпадшие от православной церкви и повреждающие веру; 2) особо вредные; 3) ереси, соединенные со свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь или с противонравственными гнусными действиями. Значимость первого вида объясняется тем, что раскольничество как таковое неустанно представлялось как значительная угроза для официальной религии - православия, а зачастую это и были те или иные отклонения (толкования) от него, а точнее - официальной церковной иерархии, являвшейся в данный исторический период институтом государства. Реакция со стороны государственной власти в указанное время была однозначно негативной и неуклонной в связи с антицерковными настроениями сектантов.
--------------------------------
<5> Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России X - XX веков. Саратов: Научная книга, 2006. С. 14 - 142.
В ст. 207 Уложения определен открытый перечень особо вредных сект: духоборцы, иконоборцы, молокане, иудействующие, скопцы и др. Данные объединения получили особенное распространение в первой четверти XIX в., в связи с покровительственной политикой Александра I. При Николае I политика полностью изменилась, так как, несмотря на религиозное своеобразие, их объединяло отрицание авторитета православной церкви и православной иерархии, что рассматривалось как государственное преступление. Объективная сторона преступления состояла в принадлежности к секте, распространении ереси, совращении к ней других. Духоборцы именовали себя так в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа, борцами за дух. Источником вероучения являлось внутреннее откровение, или просвещение Бога Слова, обитающего в душе каждого человека. Особо следует отметить, что они активно проповедовали учение, отрицающее официальную церковь. Как правило, состояли только из низших слоев российского населения. В царствование императора Николая I против них были предприняты репрессивные меры. Секта была объявлена особенно вредной, и ужесточена строгость наказаний за деятельность ее адептов. Иконоборцы также активно противопоставляли свое вероучение официальной церкви, рассматривая предметы церковного культа как несвойственные истинному православию. В данный период секта скопцов получила достаточно широкое распространение по всей территории государства. Согласно положениям их учения, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого таинства оскопления. Так как половые органы на теле человека - это следствия греха, то их необходимо уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства человека. Оскопление - огненное крещение, "убеление", принятие чистоты; оно рассматривалось как "Божие знамя", с которым скопцы пойдут на Страшный суд. Молокане рассматривались наряду с духоборцами: в указах императора наряду с одними, как правило, стояло имя и других; несмотря на то что правительство назначало им для поселения Закавказье, многие из них переселились туда добровольно под влиянием распространившегося слуха (во второй четверти XIX в.) о воскрешении и явлении там Царя - Христа. В качестве единственного источника вероучения признавали только Священное Писание, причем библейские изречения толковались произвольно, искажая их смысл до неузнаваемости, в соответствии с потребностями учения. Относились враждебно к РПЦ и, не признавая ее положений, считали, что истинную церковь составляют только они - "духовные христиане", которые не принимают преданий и постановлений соборных, а исповедуют только то, чему учит Библия как единственный источник веры. Отвергали в церкви иерархию как объединение лиц, обладающих особыми полномочиями по вопросам веры и особыми дарами благодати. Во второй половине XVIII в. секта иудействующих (жидовствующих) получила широкое распространение в европейской части Российской империи. В 1820 г. Совет Министров принял решение рекомендовать местным властям ограничиваться ссылкой проповедников на вечное поселение на Кавказ, не применяя при этом карательных мер против пассивных членов сект, однако предписал во всех официальных документах именовать сектантов "жидовствующие", с целью противопоставления основной части населения. Обширное развитие указанных ересей потребовало адекватной реакции - установление в Своде законов 1832 г. их уголовной наказуемости. В качестве положительного момента следует отметить, что в отличие от Свода законов уголовных, в Уложении уже не выделялись две категории сектантов: наставники и последователи, и, таким образом, вопрос об индивидуальной уголовной ответственности участников секты решался в рамках только института соучастия.
В качестве наказания к последователям первого и второго вида ересей применялись следующие меры: лишение всех прав состояния и "дифференцированная" ссылка на окраины государства: в Закавказский край, отдаленные места Сибири, отдельно от других поселенцев и старожилов и т.д. С одной стороны, это свидетельствует о стремлении изолировать представителей данных вероучений, с другой - последователи переселялись в местности, требующие дальнейшего освоения. Это объяснялось имеющимися прагматическими, политико-экономическими целями освоения неосвоенных и присоединенных земель. Каторжными работами каралось применение насилия или других увеличивающих вину обстоятельств, при распространении ереси и раскола дополнительно могли быть назначены и телесные наказания. Таким образом, в системе наказаний сочетались: уголовные, исправительные, церковные, телесные, имущественные, гражданско-правовые наказания, при этом закреплялась их подробная детализация и порядок назначения. Раскольники, принадлежащие к третьей разновидности ереси, дополнительно наказывались по ст. 1925 Уложения, в случае совершения убийства или покушения на него.
В целом следует отметить: непоследовательность и противоречивость данного акта, несоразмерность и достаточную суровость назначаемых наказаний; устарелость многих положений, многостатейность, отсутствие общих определений, нарушение правил законодательной техники, разнообразие объектов уголовно-правовой охраны. Наказания, предусмотренные статьями раздела 2 Уложения 1845 г., зачастую смягчались в правоприменительной практике, так как их суровость воспринималась как архаизм, не свойственный общественным отношениям "нового" времени. По содержанию Уложения в теории уголовного права высказывались различные предложения и критические замечания. В 1880 г. В.Д. Спасович отмечал непоследовательность, противоречивость Уложения правилам веротерпимости, наличие прямого уголовного и полицейского нажима и преследования духовной жизни и проповеди <6>. А.С. Павлов указал на двойственность в применении уголовной ответственности за совершение религиозных преступлений, что установлено правило подвергать за преступления против веры, церковных правил и общественной нравственности не только уголовному наказанию, но и церковному покаянию, виды и продолжительность которого определяются духовным начальством <7>. Таким образом, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. были закреплены достаточно эффективные нормы, направленные на противодействие религиозным сектам, получившие дальнейшее развитие в советском уголовном законодательстве.
--------------------------------
<6> Цит. по: Ширяев В.Н. Указ. соч. С. 336.
<7> Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. С. 292 - 293.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.