Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
М.М. КАКИТЕЛАШВИЛИ
Законодательство о выборах, как справедливо отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации <1>, нуждается в серьезных изменениях, а значит, возникает необходимость рассмотреть вопрос и о мерах ответственности за нарушения законодательства о выборах. Гарантом соблюдения положений Конституции Российской Федерации выступают различные отрасли права, в том числе уголовное право, нормы которого устанавливают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
--------------------------------
<1> Российская газета. N 214(5037). 2009. 13 ноября.
Неоднозначность обозначенной проблемы и своевременность постановки этого вопроса обусловили интерес к затронутой проблематике. Основания привлечения к уголовной ответственности за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний явились предметом обсуждения во многих научных изданиях <2>, что свидетельствует об актуальности и о востребованности рассмотрения данного вопроса, особенно в преддверии предстоящих выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые пройдут в единый день голосования <3>.
--------------------------------
<2> Елисеева Т.Н. Некоторые новеллы уголовного законодательства об ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании // Российский следователь. 2007. N 16; Турищева Н.Ю. К вопросу о нарушении порядка финансирования избирательной кампании, кампании референдума: перспективы совершенствования законодательного описания // Российский судья. 2008. N 4; Предеина А.Н. Проведение агитационных мероприятий за счет средств, не входящих в избирательные фонды // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4.
<3> На 14 марта 2010 г. в Свердловской, Рязанской, Калужской, Воронежской, Курганской областях, Хабаровском крае, Республике Алтай, Ямало-Ненецком АО намечены выборы законодательных собраний. Избирались мэры Элисты, Краснодара, Иркутска, Омска, Ростова-на-Дону, Ульяновска. Всего в марте предстояли 5,5 тыс. выборов различного уровня // Коммерсант. 2009. N 220(4275). 25 ноября.
Необходимость увеличения затрат на финансирование избирательных кампаний обусловлена внедрением новых технологий, использованием технических возможностей теле- и радиовещания, привлечением специалистов по опросам общественного мнения, возникновением различного рода специализированных ассоциаций по "раскрутке" кандидатов и партий.
Увеличение затрат на избирательные кампании обостряет процессы незаконного финансирования. Выборы привлекают к себе не только политически активные категории граждан, но и лиц, которые видят в них не столько процедуру передачи полномочий всего народа конкретным физическим лицам, сколько получение возможности лоббировать свои интересы (или интересы финансирующих их избирательную кампанию лиц или групп) и участвовать в распределении финансовых потоков. В этой связи для достижения победы на выборах затрачивается все большее количество денежных средств, в том числе и добытых преступным путем <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Степанов И.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации <5> (далее - УК РФ) содержит только четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения избирательных прав граждан (ст. 141, 141.1, 142, 142.1).
--------------------------------
<5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Введенная в действие Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ <6> ст. 141.1 УК РФ содержит норму, предусматривающую уголовную ответственность за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708.
Рассмотрев практику прошедших выборов, можно сделать вывод о наличии неразрешенных вопросов, мешающих применению уголовного законодательства в сфере незаконного финансирования избирательных кампаний.
Анализ судебной и прокурорской практики, публикаций в средствах массовой информации свидетельствует, что случаи незаконного финансирования избирательных кампаний не единичны. Ни для кого не секрет, что коррумпированность депутатского корпуса и выборных должностных лиц в ряде субъектов Федерации принимает катастрофические размеры.
Например, бывший глава администрации Тверской области В.И. Платов был осужден в ноябре 2005 г. на пять лет лишения свободы по обвинению в превышении должностных полномочий <7>, а в 2007 г. решением Тверского областного суда осуждена половина депутатов Тверской городской Думы - 15 из 31 <8>. "Логичным" завершением стало осуждение избранного главой администрации города Твери О.С. Лебедева в августе 2008 г. <9>.
--------------------------------
<7> Независимая газета. 2005. 17 ноября.
<8> Тверская газета. 2007. 5 декабря.
<9> Комсомольская правда. 2008. 29 августа.
По утверждению представителей средств массовой информации, некоторые депутаты якобы пытаются "заработать" на финансирование своих последующих избирательных кампаний. "Выборы - это бизнес. И сами выборы резко подорожали" - так охарактеризовал институт выборов депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с первого по четвертый созыв Владимир Рыжков. "Это не взяточные затраты, а необходимые минимальные затраты, которые потом будут показаны в отчетах" <10>.
--------------------------------
<10> The New Times. 2007. N 18. 15 июня.
В частности, в газете "Известия" за 24 августа 2007 г. указывается, что в "белом секторе" "видны" только 700 млн. руб., в то время как, по оценкам аналитиков, избирательная кампания стоила около 1,9 млрд. руб. <11>. Почему возникает такая ситуация, задаются таким вопросом многие специалисты <12>. Ответ на этот вопрос можно дать лишь при анализе уголовного законодательства. Возможности для создания теневой "избирательной экономики" в нашей стране имеются. Основная сумма пожертвований в избирательный фонд поступает из различных коммерческих организаций (ООО, ОАО, ЗАО и т.п.), которые создаются под конкретные выборы. Действительная цель создания таких организаций - "перекачка" денежных средств в избирательные фонды нужных кандидатов.
--------------------------------
<11> Известия. 2007. 24 августа.
<12> См., например: Касаткина Н.М. Финансирование выборов в зарубежных государствах // Журнал российского права. 2009. N 5.
Соучастниками данного состава преступления могут быть подставные лица, через которых вносятся пожертвования в крупных размерах в избирательный фонд, а также руководители финансовых и иных институтов, через которых осуществляется противоправная финансовая и иная материальная поддержка в крупных размерах.
Денежные средства, поступающие на счета политических партий (избирательных объединений) из различных источников, не всегда поддаются строгому учету, а это надо рассматривать как следствие пробелов в правовом регулировании избирательного процесса.
Таким образом, депутат, не пользующийся достаточным авторитетом у избирателей, но обладающий достаточным финансовым ресурсом, а он, возможно, имеет криминальный источник, начинает доминировать на выборах, а впоследствии порождает новую систему коррумпированности депутатского корпуса.
Обратимся к официальной статистике. За 2007 г. в России было зарегистрировано только одно преступление по факту незаконного финансирования избирательной кампании (ст. 141.1 УК РФ), а в 2008 г. и 2009 г. было зафиксировано также по одному преступлению, окончившемуся расследованием <13>. Хотя выборы проходили на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления. Напомним, что в декабре 2007 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в представительные (законодательные) органы государственной власти 22 субъектов Российской Федерации, а также практически повсеместно в органы местного самоуправления.
--------------------------------
<13> Отчет о работе прокурора (форма П) за 2007 - 2009 гг.
В Кузбассе по итогам выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва расследовалось уголовное дело о нарушении порядка финансирования избирательной кампании. Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре России по Кемеровской области при расследовании уголовного дела по ст. 141.1 УК РФ у кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации была найдена нелегальная партийная касса. Во время подготовки к парламентским выборам 2007 г. через кассу прошло 11,7 млн. рублей. Деньги предназначались для оказания материальной помощи избирателям <14>. Однако дело до сих пор не завершено. Во многом это определяется размером инкриминируемой суммы. Поскольку для применения ст. 141.1 УК РФ сумма 11,7 млн. рублей является якобы "маленькой", не подпадающей под признаки "особо крупного размера".
--------------------------------
<14> Ведомости. 2008. 19 марта.
Незавершенность большинства дел такой категории позволяет сделать вывод о том, что нормы УК РФ недостаточно эффективны. Отчасти это является следствием того, что наличие квалифицирующего признака "особо крупного размера" (более 10 процентов от предельного размера избирательного фонда) практически невозможно доказать, т.е. незаконное финансирование происходит, но оно почему-то не является уголовным деянием. В свою очередь, административное наказание не столь адекватно совершенному правонарушению.
При этом нужно учитывать еще и недостаточно высокий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, что влечет за собой трудность в раскрытии данной категории уголовных дел, отрицательно влияющих на современную избирательную систему в целом, а также несовершенство контроля и надзора за ее деятельностью. Все это приводит к тому, что надзорные органы в настоящий момент не имеют возможности максимально эффективно бороться с правонарушениями в области избирательного законодательства, и поэтому совершенствование уголовных норм является актуальным.
Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии проблем в современном законодательстве о выборах и уголовном законодательстве. Соответственно возрастает потребность в поиске путей выхода из создавшейся ситуации.
Пути решения поставленной проблемы нам видятся в следующем. Квалифицирующим признаком данной статьи, как отмечалось выше, является крупный размер финансовой (материальной) помощи. В примечании к статье раскрывается смысл понятий "крупный размер" и "иная материальная поддержка". Под ними понимается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата (избирательного объединения). Но во всех случаях крупный размер должен составлять не менее одного миллиона рублей.
По мнению автора, этот размер чрезмерно завышен. Например, на выборах в Московскую городскую Думу 11 октября 2009 г. предельный размер избирательного фонда избирательного объединения составил 300 млн. рублей <15>, одна десятая от этой суммы составляет соответственно 30 млн. рублей. В условиях, когда идет подкуп избирателей, криминал рвется во власть, иностранные спонсоры пытаются влиять на внутреннюю политику государства, должны быть более жесткие рамки ответственности за нарушения финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений. Один из способов достижения этой цели, как нам видится, - это уменьшение суммы денежных средств, превышение которой рассматривается законодателем как "крупный размер", в сторону его ужесточения.
--------------------------------
<15> Пункт 9 ст. 57 Закона города Москвы "Избирательный кодекс г. Москвы" от 6 июля 2005 г. N 38 (в ред. от 17 июля 2009 г.).
В исследованиях, посвященных данной проблеме, высказывались различные мнения как о необходимости отмены нижней границы крупного размера в ст. 141.1 УК <16>, так и установлении в размере одной десятой предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, но не менее 250 тыс. рублей <17>.
--------------------------------
<16> См., например: Елисеева Т.Н. Некоторые новеллы уголовного законодательства об ответственности за нарушение порядка финансирования избирательной кампании // Российский следователь. 2007. N 16. С. 19.
<17> См.: Турищева Н.Ю. К вопросу о нарушении порядка финансирования избирательной кампании, кампании референдума: перспективы совершенствования законодательного описания // Российский судья. 2008. N 4. С. 38.
Не претендуя на абсолютную истину, выскажем предположение, что полная отмена нижней границы крупного размера является не в полной мере оправданной. Ранее действовавшая редакция Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ <18> "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях") предусматривала отмену регистрации кандидата даже за использование без оплаты из избирательного фонда порошка в принтере при распечатке листовок, а также за неоплату стоимости папок типа "скоросшиватель", в которые были сброшюрованы представленные для регистрации подписные листы. Суд вслед за избирательной комиссией полагал, что стоимость понесенных расходов не имеет значения. Избирательная комиссия требовала от кандидатов в депутаты подтверждения приобретения фломастеров, ручек, клея, скрепок <19>.
--------------------------------
<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
<19> Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: Городец, 2005. С. 114.
Не делая отдельного вывода, заметим, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <20> содержит ст. 5.18 ("Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании"), предусматривающую административную ответственность в случаях, если незаконное финансирование не содержит уголовно наказуемого деяния, либо за превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
--------------------------------
<20> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
По нашему мнению, необходимо исходить из анализа критериев привлечения к конституционно-правовой ответственности за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний, в сравнении с критериями, предусмотренными в ст. 141.1 УК РФ.
В п. 7 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях" предусматривается отмена регистрации кандидата (избирательного объединения) в случаях использования кандидатом (избирательным объединением) денежных средств помимо средств избирательного фонда, если их сумма превысила всего лишь 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов.
По нашему мнению, было бы логично в статье 141.1 УК РФ исчислять "особо крупный размер" по такому же принципу, по которому Федеральный закон "Об основных гарантиях" (п. 7 ст. 76) устанавливает предельный размер расходования средств избирательного фонда, а именно 5 процентов. В таком случае, например, на выборах в Москве крупный размер составил бы 15 млн. рублей, что значительно повысило бы ответственность кандидатов и избирательных объединений. При этом крупный размер должен составлять не менее 500 тыс. рублей.
Высказанные суждения о совершенствовании ст. 141.1 УК РФ, по нашему мнению, призваны адаптировать ее к современным условиям, а также законодательно повысить ответственность кандидатов и политических партий.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.