Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ПОНЯТИЯ МОТИВА ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А.А. БАКИН
Начиная с 20-х годов прошлого века по настоящее время в юридической и психологической научной литературе отмечается выраженный интерес к мотивационной сфере криминальных личностей, преступников, осужденных, а также лиц, отличающихся от обычных граждан выраженными поведенческими девиациями, асоциальными тенденциями. Следует отметить, что попытки объяснить поведение человека предпринимались еще на заре человеческой цивилизации. Античные мыслители под тем или иным названием, исходя из разных позиций, обсуждали то, что сегодня связывается с проблемой мотивации, - вопросы активизации и формирования целенаправленного поведения. Например, вся этика Аристотеля строилась как наука о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного индивида <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правовая мысль: Антология / Авт.-сост. В.П. Малахов. М., 2003. С. 85 - 87.
Одним из первых попытался объяснить поведение, направленность интересов личности с позиции современной ему науки Р. Декарт, который создал механическую модель, основанную на анализе поведенческих реакций животных и человека. Именно он первый ввел понятие рефлекса, получившее дальнейшее развитие в работах основоположников отечественной научной психологии и физиологии: И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.Л. Леонтьева и др. Его подход, основанный на противопоставлении души и тела, получил название "дуализм". Лишь в начале XX в. в научных исследованиях понятие "душа" сменилось сначала понятием "разум", а затем понятием "сознание".
В 1879 г. В. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение природы волевых актов. С точки зрения ученого, все эмоциональные процессы пронизаны волевым началом, которое есть результат синтеза чувствований, ощущений и представлений. "Хотя в отдельных случаях и встречаются чувства, которые не объединяются в какие-либо аффекты, и аффекты, которые не заканчиваются какими-нибудь волевыми действиями, однако в общей связи психических процессов эти три ступени взаимно обусловливают друг друга, образуя взаимно связанные члены одного и того же процесса, который достигает высшей ступени своего развития в форме волевого процесса" <2>.
--------------------------------
<2> Основы общей и медицинской психологии и педагогики / Отв. ред. Н.Г. Незнанов. СПб., 2003. С. 7.
В 1910 г. Ф.Э. Ферри приблизился к проблеме изучения мотивов преступного поведения в уголовно-правовом и социологическом аспектах, однако состояние научных воззрений того времени не позволяло сформулировать такие понятия, как "личностные установки", "потребности", "направленность интересов" и т.д., т.е. в конечном счете мотивация оставалась сферой изучения психологов. Так, по мнению Ф.Э. Ферри, преступлениями являются те деяния, которые "вызваны индивидуальными противообщественными побуждениями, нарушают жизненные условия и противоречат установившейся морали, существующей в данном народе в данный исторический момент" <3>.
--------------------------------
<3> Ферри Ф.Э. Уголовная социология. Ч. I - II. СПб., 1910 - 1912. С. 134 - 135.
Среди зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики, динамики мотивационной сферы активно разрабатывал Э. Фромм, который считал, что нельзя понять человеческую личность, ее поступки, "если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования" <4>.
--------------------------------
<4> Фромм Э. Человек для себя. М., 1992. С. 14.
В современной юридической науке доминирует концепция, согласно которой общие понятия мотивов преступного поведения и мотивов нормативного произвольного поведения не имеют принципиальных различий. "Оценка мотивов поведения как мотивов преступления зависит, прежде всего, от того, признается ли обществом данное поведение преступным или правомерным и сознает ли это субъект, совершающий данное деяние. Поэтому представляется невозможным чисто правовое определение мотивов преступного поведения. Рассмотрение вопроса о сущности мотивов преступного поведения должно осуществляться только при психологическом анализе произвольного поведения в целом" <5>.
--------------------------------
<5> Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. СПб., 2004. С. 57.
С.В. Скляров абсолютно правильно подчеркивает, что среди ряда юристов также бытует мнение о том, что правовое понимание мотива в силу известных особенностей поведения индивида, связанных с нарушением норм права, отличается от понимания мотива в психологии мотивации. Указанная позиция, с точки зрения автора, может привести к неверному пониманию сущности мотива поведения, а в итоге - к абсурду, "ибо любая научная отрасль может отстаивать свое право на единственно верное объяснение одного и того же явления" <6>.
--------------------------------
<6> Цит. по: Скляров С.В. Указ. соч. С. 57.
Аналитический обзор научной литературы позволяет заключить, что в отечественной и зарубежной психологии личности, а также в специфическом разделе "психология мотивации" существуют четыре основных направления, в которые в той или иной мере укладываются все концепции мотивации поведения человека: теории научения (бихевиоризм), теории бессознательного (психоанализ), гуманистические и когнитивные теории. Целесообразно кратко охарактеризовать их основные особенности.
По мнению С.С. Сагайдак, в качестве основы активности индивида, согласно взглядам бихевиористов, рассматривается некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда, в свою очередь, создает побуждение, приводящее организм в состояние активности. Основным механизмом формирования мотивации согласно бихевиоризму является стремление организма снять напряжение, вызванное возникшей потребностью. Иными словами, работает принцип гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние. Но способ поведения не связан однозначно с потребностью - он зависит и от подкрепления, т.е. от того, что способно удовлетворить эту потребность. Итак, поведение инициируется потребностью, а формируется под влиянием факторов среды, структуры подкреплений. Необихевиоризм, учитывая материальную причинность поведения как совокупность потребностей и соответствующей структуры подкреплений, признает также и идеальные психические категории типа цепей и ожиданий <7>.
--------------------------------
<7> См.: Сагайдак С.С. Мотивация деятельности. Мн., 2001. С. 21.
Представители психоанализа утверждают, что любое поведение человека хотя бы частично, но все же обусловлено бессознательными импульсами. Основа мотивации интерпретируется ими как стремление удовлетворить дуалистичные врожденные инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни принимает две основные формы: половая потребность (она играет в классическом психоанализе ведущую роль) и обычные физиологические потребности поддержания уровня жизнедеятельности организма. Инстинкт смерти является антиподом и выражается в агрессии, мазохизме, самоуничижении и т.д. Современный психоанализ (неофрейдизм, постфрейдизм и т.д.) отошел от постулирования половых потребностей в качестве первопричины поведения человека. При этом сохранился существенный элемент: взгляд на источник мотивации как на борьбу противоположных и в принципе непримиримых начал <8>.
--------------------------------
<8> См.: Там же.
Основные идеи гуманистической психологии заключаются в стремлении зрелой личности к самоактуализации и свободе выбора. Сторонники гуманистической психологии в противовес учению Фрейда утверждали, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В отличие от бихевиористов, гуманистические психологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, которые способны сами определять свою судьбу. Самоопределение является существенной частью природы человека. Концепция роста К. Роджерса предполагает, что люди стремятся реализовать свои внутренние возможности и личностный потенциал. А. Маслоу считал, что высшими потребностями человека являются потребности в саморазвитии и самоактуализации. К данному направлению относится также школа гештальт-психологии. Гештальт-психология (от нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур. Главные представители - немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности <9>.
--------------------------------
<9> См.: Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. С. 37 - 38; Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии / Под ред. М.М. Кабанова, С.Б. Семичова. Л., 1979. С. 46 - 54.
Достаточно автономную позицию занимают представители когнитивных концепций мотивации личности, согласно которым поведение инициируют и направляют представления человека о мире, когнитивная репрезентация реальной ситуации, ее причин и последствий. При этом разрабатываются:
1) теория когнитивного диссонанса (стремление к уменьшению состояния дискомфорта, испытываемого личностью в случае противоречия нескольких когниций);
2) теория баланса (в основу поведения человека закладывается стремление к гармоничным, непротиворечивым социальным ситуациям и отношениям);
3) теория сценариев (поведение мотивируется представлением будущих действий, ситуаций и отношений; при этом, чем детальнее разработан сценарий, тем вероятнее его реальное осуществление);
4) теория контрфактов (представление об исходе событий, альтернативном реальности; в зависимости от позитивной или негативной эмоциональной окраски оно улучшает либо ухудшает мотивацию будущей деятельности) <10>.
--------------------------------
<10> См.: Кордуэлл М. Психология. Словарь-справочник. М., 2002. С. 133 - 136, 178 - 179; Сагайдак С.С. Указ. соч. С. 22.
В рамках изучения мотивов поведения следует выделить ряд существенных моментов. Следует помнить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения, что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией. Мотивация - это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Большинство исследователей считают движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей, а потребностно-мотивационную сферу рассматривают как основу направленности личности. Потребность - это испытываемая человеком нужда в чем-либо, лежащем вне его. В потребностях проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Потребности не могут быть исчерпаны. Из потребности зарождается динамическая, неопределенная тенденция. Постепенно опредмечиваясь, они осознаются и становятся мотивами деятельности.
Под мотивом следует понимать осознанное побуждение для определенного действия (анализ задач, целей, условий и обстоятельств). Это источник действия, его побуждающий. Мотив - это промежуточный этап между потребностью и действием. Это осознание того, что нужно, чтобы удовлетворить данную потребность, осознание условий ее удовлетворения, достижения. Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознанными или совсем неосознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. По степени осознания различают следующие мотивы: влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному; стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
Таким образом, направленность - это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Направленность включает несколько иерархически связанных форм: течение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Однако психологические знания далеко не всегда находят свое практическое применение в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Так, В.Н. Бурлаков приводит следующее наблюдение: изучение материалов уголовных дел показало, что в процессе предварительного следствия и в судебном заседании всегда выяснялись установочные сведения о личности, такие, например, как пол, возраст, социальное положение, место работы и должность, образование, семейное положение, наличие судимости, если она имеется. Что же касается других сведений, непосредственно характеризующих личность преступника, то они устанавливались значительно реже (речь идет о мотиве и цели преступления, морально-нравственном облике, отношении к общественно полезному труду, социально-политической активности и некоторых других) <11>. "Известно, какую важную роль играет мотив преступления для определения степени общественной опасности лица и для назначения наказания. Уголовно-процессуальное законодательство обязывает суд в каждом случае указывать в описательной части приговора характеристику мотива преступления. Однако изучение материалов уголовных дел показало, что в них почти никогда не фиксировалась характеристика мотива, тогда как информация для этого имелась. Полученные данные показывают, что мотивы корыстных преступлений имеют существенные внутривидовые различия, которые должны были и могли сыграть важную роль при назначении наказания" <12>.
--------------------------------
<11> См.: Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника. СПб., 2006. С. 111.
<12> Там же.
Мы полностью согласны с ведущими отечественными криминологами Ю.М. Антоняном, В.Н. Кудрявцевым, В.Е. Эминовым, которые рассматривали мотив в качестве внутренней и непосредственной причины преступления, выражающей личностное отношение к тому, на что направлены преступные действия. "Сами мотивы не могут быть преступными. Преступным способно быть только поведение, а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности, ее солидарности с правовыми нормами, принятия их" <13>.
--------------------------------
<13> Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. С. 104 - 105.
Изучение мотивационной сферы не может ограничиваться лишь эмпирическими данными. Для анализа столь сложного и многогранного явления требуется не только провозглашение принципа целостного подхода, но и его теоретическая и конкретно-практическая разработка. В данной работе мы не ставили перед собой нереальную задачу оценки индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера преступника в целом (так же как и развернутого анализа современного состояния обозначенной проблемы). Современное состояние в области изучения мотивации преступного поведения еще далеко от окончательного решения всех научно-практических вопросов, выработки единых методов и теорий, что, в свою очередь, создает побудительный импульс к формированию новых тенденций, оригинальных концепций, междисциплинарных направлений исследований.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.