Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНТРАБАНДА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
М.Л. ПРОХОРОВА, А.В. СКАЧКО
Создание международных организаций внешнеэкономического торгового характера (например, Таможенный союз) с неизбежностью влечет изменения внутреннего правового поля каждого государства. В такой ситуации актуальной задачей законодателя страны, вступающей в масштабную международную интеграцию, является обеспечение оптимального баланса между союзным и внутренним правовым полем. Вполне естественно, что могут возникнуть противоречия, и при этом принципиально важно обеспечить, чтобы решение общесоюзных задач не поставило под угрозу национальные интересы государства <1>. Не избежали этих проблем Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, объединившись в Таможенный союз. Вопрос обстоятельной уголовно-правовой регламентации ответственности за таможенные преступления, в том числе за все виды контрабандных преступлений, обусловлен тем, что диспозиции всех норм носят бланкетный характер. Их содержание в полной мере зависит от характера и направленности таможенного законодательства. В условиях созданного Таможенного союза соответствующие правовые нормы должны быть тщательно скорректированы. Таможенный кодекс Таможенного союза во всех компонентах как стратегического, так и тактического характера должен предопределять и содержание таможенного законодательства членов союза. Поэтому можно согласиться с О.В. Грачевым, что "наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства" <2>.
--------------------------------
<1> Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1997.
<2> Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Российский следователь. 2013. N 1. С. 43.
В сложившейся ситуации необходим поиск сочетания общесоюзного и национального законодательств объединившихся стран для всестороннего учета их политических, экономических особенностей. Дело в том, что вступление Республики Казахстан в Таможенный союз не повлияло на подходы к регламентации ответственности за контрабанду и иные виды таможенных преступлений в отличие от России. Проблемы экономической, экологической безопасности своего государства всегда являлись и являются приоритетными. И на обеспечении экономической безопасности страны законодатель фокусирует правовые механизмы, организационные и тактические методы и средства. Именно эта мысль прозвучала на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 24 декабря 2013 г. в выступлении Президента Казахстана <3>. Совещание было посвящено подготовке договора о создании Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев принципиально против включения в договор положений, выходящих за пределы экономической интеграции. Речь шла об охране границ, обороне, миграционной политике, науке. Политизация союза, по его мнению, недопустима.
--------------------------------
<3> Латухина К. Три плюс два // Российская газета. 2013. 25 декабря.
Для обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях правительство Республики Казахстан утверждает Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 - 2015 годы <4>. План, по мнению его создателей, направлен на создание институциональных основ экономического развития, способствующих выходу из тени субъектов экономики. Принятию этого объемного правового документа предшествовало изучение состояния криминальной ситуации в этой сфере. Наибольшую опасность для экономики республики представляет контрабанда наркотических средств из Киргизии, с которой у Казахстана установлен безвизовый режим, а также контрафактных товаров из Китая, Киргизии, Индии и стран Ближнего Востока. Значительны масштабы незаконного ввоза на территорию государства стали, табачных изделий, спирта, нефтепродуктов, некачественных продуктов питания, низкопробных товаров широкого потребления кустарного производства <5>. По отдельным видам товаров контрабандные поставки составляют от 40 до 80%. Особое внимание правоохранительные органы должны уделить предотвращению вывоза денег за границу.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства Республики Казахстан от 22.05.2014 N 531 "Об утверждении Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 - 2015 годы". URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31354316.
<5> См.: Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 6. С. 24.
На основе обобщения практики в Комплексном плане противодействия теневой экономике сформулирован итоговый вывод, что "контрабандная деятельность приобретает все более организованный и масштабный характер, совершенствуется механизм ее функционирования". Только в 2012 году по фактам совершения экономической контрабанды были возбуждены 333 уголовных дела и свыше 200 уголовных дел за уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди причин создавшегося положения наряду с социально-политическими, экономическими, организационными названы и недостатки правового характера. Поэтому законодатель наряду с укреплением пограничной и таможенной службы принимает меры по внесению коррективов в Таможенный и Уголовный кодекс. Характерно, что при вступлении в Таможенный союз законодатель Республики Казахстан сохранил в основном многолетний опыт правовой регламентации внешнеэкономических отношений. Во-первых, продолжал и продолжает действовать Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (по состоянию на 04.07.2013). Представляет особый интерес лейтмотив этого законодательного акта: "Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности".
Во-вторых, законодателем благоразумно оставлены в системе Особенной части Уголовного кодекса все нормы, регламентирующие ответственность за контрабандные преступления. Более того, законодатель принимает новый УК, вступивший в силу с января 2015 года, в котором закреплен новый подход к регламентации ответственности за них. Соответствующие статьи в ранее действовавшем УК РК были значительно скорректированы. Новый УК Республики Казахстан содержит, в отличие от УК РФ, определенную систему контрабандных преступлений с более тщательным описанием составов <6>. Изменен и подход к дифференциации уголовной ответственности в ст. 234, 236, 286, 290, 303, 311, 312, 326, 339 УК РК.
--------------------------------
<6> Уголовный кодекс Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2014. 9 июля. URL: http://medialaw.asia/posts/09-07-2014/83277.html.
В новый УК включена статья, регламентирующая ответственность за "экономическую контрабанду", нормативное описание объективных и субъективных признаков основного состава контрабанды в большей части осталось прежним. Предмет контрабанды составляют, во-первых, товары или иные предметы в крупном размере. Следует отметить, что законодатель отказался от правила определять крупный и особо крупный размер в примечаниях к статьям Особенной части УК, а посвятил этому специальную ст. 3 Общей части УК. В ней перечислены все статьи, где будет идти речь о крупном и особо крупном размере с указанием этого размера. Для квалификации контрабанды, о которой идет речь в ст. 234 УК, крупный размер перемещенных товаров составляет стоимость, превышающая пять тысяч месячных расчетных показателей. Особо крупный размер составляет стоимость перемещенных товаров, превышающая десять тысяч месячных расчетных показателей.
Во-вторых, выделена группа товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в ст. 286 настоящего Кодекса (наркотики, оружие).
Объективная сторона состава контрабанды заключается в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 234). В отличие от ст. 209 УК РК 1997 года законодатель связывает контрабанду с перемещением через таможенную границу Таможенного союза, а не таможенную границу Республики Казахстан.
В новом Уголовном кодексе РК несколько смягчена уголовная ответственность за экономическую контрабанду по сравнению с предыдущим кодексом. Так, санкция ч. 1 ст. 234 УК предусматривает за совершение этого преступления вдвое меньший штраф, чем в предыдущем Уголовном кодексе, а также исключено наказание в виде лишения свободы. В то же время в санкции сохранена конфискация имущества в качестве обязательного дополнительного наказания.
Законодатель расширил перечень квалифицированных составов экономической контрабанды в ч. 2 ст. 234 УК: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; г) в особо крупном размере; д) группой лиц по предварительному сговору.
Внесены коррективы и в характеристику особо квалифицированных составов контрабанды, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК. В качестве квалифицирующих признаков законодатель предусмотрел факт совершения контрабанды: 1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; 2) преступной группой. При этом законодатель вложил в понятие преступной группы особо опасные формы совместной преступной деятельности. Преступная группа будет иметь место в случаях, если контрабандные преступления совершены организованной группой, преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, террористической группой, экстремистской группой, бандой или незаконным военизированным формированием.
Санкция в ч. 3 ст. 234 УК РК, несмотря на существенные коррективы квалифицирующих признаков, в части лишения свободы оставлена без изменения. В то же время законодатель очень жестко отнесся к регламентации ответственности должностных лиц, совершающих контрабанду. В качестве дополнительного наказания предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве позитивного момента в регламентации уголовной ответственности следует отметить то, что законодатель предусмотрел в санкции дополнительное наказание в виде конфискации имущества, в отличие от УК РФ.
В УК РК установлена ответственность и за контрабанду предметов, изъятых из свободного гражданского оборота (ст. 286 УК РК, аналог ст. 226.1 и 229.1 УК РФ). Перечень предметов рассматриваемого преступления очень широкий - наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и др. Однако в него не включены стратегические товары и ресурсы, культурные ценности и особо ценные породы флоры и фауны <7>. В УК РФ эти предметы преступления включены в ст. 226.1.
--------------------------------
<7> См.: Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 1. С. 7 - 11.
Статья 286 УК РК устанавливает более строгую ответственность за данный вид контрабанды по сравнению со ст. 250 УК РК 1997 года. Во-первых, дифференцирована ответственность в зависимости от размера контрабанды: в ч. 2 ст. 286 УК - крупный размер, в ч. 4 ст. 286 УК - особо крупный размер. За контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, совершенную в особо крупном размере, установлено наказание - лишение свободы от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. Во-вторых, дифференцирована ответственность в зависимости от формы группового способа совершения контрабанды (аналогично со ст. 234 УК РК). В-третьих, законодатель предусмотрел в санкции (ч. 2, 3, 4 ст. 234 УК РК) обязательное дополнительное наказание в виде конфискации имущества, а в ч. 1 ст. 234 УК РК конфискация также предусмотрена как альтернативное дополнительное наказание.
Как видим, законодатель Республики Казахстан в условиях членства в Таможенном союзе в определенной степени сумел сохранить стабильность в законодательной регламентации ответственности за контрабандные преступления. Таможенный и Уголовный кодексы достаточно четко сфокусированы на обеспечении экономической, нравственной и экологической безопасности своего государства. Решению этих задач будет способствовать реализация основных положений Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 - 2015 годы.
Литература
1. Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Российский следователь. 2013. N 1.
2. Латухина К. Три плюс два // Российская газета. 2013. 25 декабря.
3. Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 1.
4. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1997.
5. Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 6.
6. Сарсеков Б.С. Контрабанда наркотиков в Казахстане: проблемы и пути их преодоления. Алматы, 1998.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.