Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕСТО И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
С.Х. ШАМСУНОВ, С.Н. ЛОСЕВА
В феврале 1996 г. Россия получила официальный статус члена Совета Европы. Это позволило нашей стране получить солидную международную трибуну, дающую возможность довести до сведения Европейского сообщества свою политическую, правовую и социальную позицию, а также использовать общеевропейские правовые акты для повышения эффективности борьбы с преступностью, усиления гарантий прав граждан и совершенствования российского законодательства для осуществления правовой и судебной реформ в целом. Вступление России в Совет Европы давало возможность участвовать в принятии международных актов, осуществлять защиту русскоязычного населения за рубежом, а также расширить ее возможности по организации международного гуманитарного сотрудничества, установлению дополнительных связей в различных сферах государственной и общественной деятельности.
Входя в Совет Европы - наиболее авторитетную гуманитарную организацию - Российская Федерация ставила тем самым перед собой цель влиться в европейское цивилизационное пространство, идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выбранным стандартам и критериям и имеющим в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Как подчеркивалось в ходе церемонии вступления России в Совет (и это заявляли как российские, так и западные политики), принимая в свои ряды такое крупное государство, Совет Европы превращался в более универсальную по своему характеру организацию, а Россия теснее подключалась к европейским интеграционным процессам.
Со вступлением в Совет Европы в уголовно-исполнительной системе России (далее - УИС) произошли кардинальные изменения; для того чтобы приблизиться к европейскому уровню, России необходимо было значительно поднять уровень развития пенитенциарных учреждений, а по существу - реформировать УИС. Так, в 1998 г. осуществлена ее передача в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Система стала более открытой для российского общества, а обращение с осужденными - осуществляться на основе гуманизма и демократизма.
Важным моментом на пути реализации обязательств, взятых при вступлении в эту организацию, стала ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, что впервые предоставило право российским гражданам на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Одновременно Россия присоединилась также к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др. Таким образом, была заложена основа для реализации в Российской Федерации фундаментальных норм и стандартов европейского права <1> и приведения национального законодательства в соответствие с ними.
--------------------------------
<1> Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы. Москва, 2002.
Во все времена и перед всеми государствами мира заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также исполнение уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, ставило множество вопросов и проблем перед обществом. Оно было мало информировано о том, что же происходит за "мрачными стенами тюрем", а эта тема всегда являлась притягательной как для профессионального журналиста, писателя, так и для простого обывателя. Возникла необходимость информирования о жизни, которая протекает "по ту сторону решетки", а также обмен информацией и ее анализ между самими учреждениями, особенно на международном уровне.
В ходе реформирования были определены первоочередные задачи: приведение условий отбывания наказаний в сфере материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к требованиям действующего законодательства; укрепление правопорядка, охраны и безопасности в учреждениях; реализация закрепленных законом принципов законности, гуманизма и демократизма в деятельности учреждений и органов УИС прежде всего за счет сотрудничества со средствами массовой информации и неправительственными, правозащитными организациями, религиозными конфессиями <2>.
--------------------------------
<2> Филимонов О.В. Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными и их реализация в Российском законодательстве и правоприменительной практике. Реализация Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными в современных условиях: Сборник статей. М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 7.
С 1 января 1997 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором воспринят ряд рекомендаций Совета Европы: появились новые виды наказания, не связанные с лишением свободы, снижены санкции за многие преступления; открылась возможность применения штрафных санкций, в том числе за преступления в сфере экономики.
8 января 1997 г. Президентом РФ подписан новый Уголовно-исполнительный кодекс, один из основополагающих для уголовно-исполнительной системы законов. В нем, как и в Законах "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", нашли свое отражение положения и требования основных международных законодательных актов, таких как: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, получили существенное развитие вопросы обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, приведения условий их содержания в соответствие с международными стандартами, контроля со стороны государственных органов и общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Происходящие нововведения российского уголовно-исполнительного законодательства - прямое отражение рекомендаций международных норм права, которые прочно входят в практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Тем самым реализация одного из самых существенных обязательств России при вступлении в Совет Европы - о совершенствовании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства - проведена.
За годы членства России в Совете Европы произошло качественное изменение содержания деятельности УИС, ее реформирование, встраивание отечественной пенитенциарной системы в общеевропейскую. Отчасти это произошло благодаря тому, что международные правозащитные и национальные структуры перешли от нравоучений по поводу наших недостатков к пониманию всей сложности проблем, стоящих перед УИС, а в отдельных случаях - к изучению российского опыта и внедрению его в практику других государств. И главное состоит в том, что изменилась качественная характеристика уголовно-исполнительной политики государства, произошел отход от излишне карательной направленности к повышению значимости соблюдения прав конкретной личности. Реализуется курс на гуманизацию уголовного законодательства и условий отбывания наказания. В результате значительно улучшились и приблизились к требованиям международных стандартов порядок и условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Данное направление Российская Федерация продолжает и по сей день, совершенствуя национальное законодательство в области исполнения уголовных наказаний, а также осуществляя реформу в УИС в соответствии с Концепцией развития ее до 2020 года.
Литература
1. Баженов И.С., Лосева С.Н. Современные проблемы профилактики повторной преступности в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 4. С. 6 - 9.
2. Добрынина М.Л. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и права осужденных к лишению свободы в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2009. N 2. С. 11 - 16.
3. Костылева Е.Д. Стандарты Совета Европы в области личных прав человека и совершенствование законодательства Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2007. N 3. С. 125 - 131.
4. Лосева С.Н. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 6. С. 11 - 12.
5. Пертли В.А. Реализация международных стандартов по обращению с осужденными в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 4. С. 36 - 39.
6. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань, 1994.
7. Права человека и тюремные учреждения: Пособие по вопросам подготовки сотрудников тюрем в области прав человека ООН. Нью-Йорк и Женева, 2004.
8. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 455 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.
9. Хижняк В.И. Реализация международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике: Автореф. дис. ... к.ю.н. Ростов н/Д, 2004.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.