Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ ЗАГОТОВКОЙ ДРЕВЕСИНЫ
Е.Ю. ГАЕВСКАЯ
На современном этапе нелегальная заготовка и контрабандный вывоз древесины в России приняли угрожающие масштабы и характеризуются транснациональной преступностью. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны от криминальных лесозаготовок, исчисляется миллиардами рублей. По данным субъектов Российской Федерации, ущерб за незаконную заготовку древесины за 9 месяцев 2014 г. в объеме 828,7 тыс. м3 древесины оценивается в 7,3 млрд руб., а совокупный доход от общего объема незаконных рубок составляет примерно 230 - 250 млрд руб. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Смолякова Т. Срубил - в тюрьму // Рос. газ., фед. выпуск N 6501 (229), 8 октября 2014 г.
Сопредельные государства (Китай, Эстония) практически прекратили вырубку леса на своей территории, рассчитывая на более дешевое сырье, приходящее из России, часто сопряженное с криминальным происхождением. Так, в России объемы незаконных рубок леса в стране составляют более 30%, а в некоторых районах - до 70% от общего количества всей вырубаемой древесины. В отдельных "лесных" регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Свердловская, Тверская, Ярославская области и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в структуре всех экологических преступлений <2>.
--------------------------------
<2> См.: Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2.
На территории Свердловской области в 2014 г. был зарегистрирован 561 случай незаконных рубок лесных насаждений объемом 97,6 тыс. м3, ущерб от незаконных рубок составил 1 101,3 млн руб. <3>.
--------------------------------
<3> См.: Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Федерального государственного пожарного надзора в лесах Департаментом лесного хозяйства Свердловской области за 2014 год. URL: http://forest.midural.ru/uploads/document/496/doklad-ob-osuschestvlenii-federalnogo-gosudarstvennogo-lesnogo-nadzora-2014.doc. С. 28.
Очевидно, что лесное браконьерство в России по величине причиняемого ущерба порой превосходит многие преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности <4>.
--------------------------------
<4> См.: Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.
Одним из важнейших направлений борьбы с незаконной заготовкой древесины, несомненно, является совершенствование системы надзора (контроля) за происхождением древесины и оборотом лесоматериалов. Так, в целях борьбы с браконьерством при лесозаготовках 3 марта 2013 г. вступил в силу Регламент Европейского союза N 995/2010 <5>. Данный Регламент прямо запрещает ввоз на территорию стран ЕС древесины (в виде изделий или лесоматериалов), заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран. Все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок, в том числе Россия, должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов.
--------------------------------
<5> См.: Official Journal of the European Union 12.01.2010. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:295:0023:0034:EN:PDF.
Ключевыми компонентами FLEG(T), эффективно дополняющими новый Регламент, являются схемы лицензирования заготовки и поставки древесины странами-поставщиками и ЕС, обеспечивающие легальность происхождения древесины <6>.
--------------------------------
<6> См.: Нгуен В.Л. Роль лесного комплекса в контексте реализации стратегических приоритетов России // Вестник Государственного университета управления. 2014. N 2. С. 56 - 60.
В целях реализации положений указанного Регламента Европейского союза в России с конца 2013 г. по 2015 г. был принят ряд документов, направленных на изменение правового регулирования в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины. Так, с 1 января 2014 г. вступили в силу нормы Федерального закона N 415-ФЗ <7>, которым были внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации <8> в части борьбы с реализацией незаконно заготовленной древесины (гл. 2.1 "Учет и маркировка древесины"; гл. 2.2 "Транспортировка древесины" и гл. 2.3 "Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней"), а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <9> (далее - КоАП РФ), где была введена новая ст. 8.28.1 "Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней".
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6980.
<8> См.: Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
<9> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
В обеспечение реализации норм федеральных законов был принят достаточно большой пласт постановлений Правительства Российской Федерации. Среди основных хотелось бы отметить: Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней" <10>; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной" <11>, п. 4 которого устанавливает срок предоставления декларации (5 рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действий договора на отчуждение древесины, в том числе в целях вывоза из России, но не позднее 1 дня до транспортировки древесины).
--------------------------------
<10> См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. N 55 "О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней" // СЗ РФ. 2015. N 6. Ст. 951.
<11> См.: Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 11 "Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной" // СЗ РФ. 2015. N 2. Ст. 524.
Также следует отметить Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил учета древесины" <12>, "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" <13>, "Об утверждении Правил предоставления информации в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней" <14>, "Об утверждении положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)" <15>, принятое в обеспечении реализации ст. 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствие с п. 4 которой маркировка древесины осуществляется путем поштучного крепления на древесину бирки, содержащей следующие требования: данные юридического лица либо индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины из России, номер бирки и номер декларации о сделках с древесиной (п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации N 1161).
--------------------------------]
<12> См.: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1525 "Об утверждении Правил учета древесины" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. 3). Ст. 306.
<13> См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2014 г. N 571 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. 2). Ст. 3570.
<14> См.: Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1301 "Об утверждении Правил предоставления информации в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней" // СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7090.
<15> См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. N 1161 "Об утверждении положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)" // СЗ РФ. 2014. N 46. Ст. 6358.
В российском уголовном законодательстве вопросу борьбы с незаконной заготовкой древесины посвящена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации <16> (далее - УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.
--------------------------------
<16> См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
При анализе предмета незаконной рубки лесных насаждений можно выделить юридически значимые для правильности квалификации данного деяния характеристики. Предмет анализируемого преступления уничтожается или повреждается практически всегда, так как ч. 1 ст. 260 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста предмета преступления.
В юридической науке предмет незаконной рубки лесных насаждений рассматривается в широком и узком смысле. Это обусловлено тем, что в диспозиции ч. 1 ст. 260 УК РФ предмет преступного деяния - лесные насаждения, деревья, кустарники и лианы - неразрывно связаны с таким признаком объективной стороны, как место совершения преступления. Так, предметом преступления в узком смысле выступают "деревья", "кустарники" и "лианы", которые не всегда характеризуются местом совершения преступления. Предмет преступления в широком смысле - это "лесные насаждения", произрастающие на определенном участке, в определенном месте.
Следует также отметить, что УК РФ не раскрывает содержание таких терминов, как "лесные насаждения", "деревья", "кустарники" и "лианы", "не отнесенные к лесным насаждениям". Данные понятия являются бланкетными, и для их разъяснения требуется обращение к нормам природоохранного законодательства, а в некоторых случаях даже к теории экологического права.
До 2012 г. к спорным вопросам квалификации при незаконной заготовке древесины относились вопросы определения предмета рассматриваемого деяния: относится ли к предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на приусадебных, дачных и садовых участках.
Данные вопросы на сегодняшний день разрешены п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <17> (далее - Постановление Пленума ВС РФ). Так, в соответствии с п. 15 упомянутого Постановления к предметам преступления по ст. 260 УК РФ не относятся деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение должны квалифицироваться как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
--------------------------------
<17> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // БВС РФ. 2012. N 12.
Объективная сторона ст. 260 УК РФ заключается в незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, а также деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, если эти деяния совершены в значительном размере.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС РФ под рубкой предусмотренных ст. 260 УК РФ предметов преступления следует понимать их спиливание, срубливание или срезание, т.е. отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника или лианы от корня. Незаконной признается рубка насаждений с нарушением требований лесного законодательства: например, без оформления договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, а также в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Следует отметить, что незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан может влечь за собой как уголовную (ст. 260 УК РФ), так и административную ответственность (ст. 8.28 КоАП РФ). В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.
По данным судебной практики, не вызывает сложности вопрос отграничения ст. 260 УК РФ от ст. 8.28 КоАП РФ при наличии в примечании к ст. 260 УК РФ денежного критерия криминализации <18>: значительный, крупный и особо крупный размер.
--------------------------------
<18> См.: Справка по результатам изучения судебной практики по делам об экологических преступлениях, предусмотренных статьями 191.1, 258, 258.1, 260 УК РФ, рассмотренных Волжским городским судом, мировыми судьями судебных участков Республики Марий Эл за 2013 год и 9 месяцев 2014 года. URL: http://volzhkiy.mari.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=526.
Размер причиненного ущерба исчисляется по таксам, утвержденным Правительством Российской Федерации. 8 мая 2007 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" <19>.
--------------------------------
<19> См.: Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" // СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437.
В части совершенствования нормативно-правового регулирования борьбы с браконьерством Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ <20> в УК РФ была введена ст. 191.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта и сбыт заведомо незаконной заготовленной древесины.
--------------------------------
<20> См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4278.
Непосредственным объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта древесины. Предметом ст. 191.1 УК РФ является именно незаконно заготовленная древесина. Объективную сторону деяния составляет совершение хотя бы одного из указанных в статье альтернативных действий: приобретение, хранение, перевозка, переработка или сбыт древесины. Состав преступления сконструирован законодателем как формальный, т.е. считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных действий, совершенных в крупном размере. Соответственно обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является крупный размер, исчисляемый по таксам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 273. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, обязательным признаком является цель сбыта, а также заведомое знание виновного (несомненные, достоверные сведения) о незаконном характере заготовленной древесины. Субъект преступления по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ общий.
Квалифицирующим признаком, ответственность за который предусмотрена ч. 2 ст. 191.1 УК РФ, выступает соучастие: группа лиц по предварительному сговору; особо квалифицирующим признаком (ч. 3 ст. 191.1 УК РФ) является особо крупный размер, соучастие в форме организованной группы; признаки специального субъекта преступления: с использованием своего служебного положения.
Так как наработанной судебной практики по ст. 191.1 УК РФ пока нет, то сложно говорить о проблемах квалификации рассматриваемого деяния. Однако представляется возможным квалификация по совокупности ст. 191.1 и 260 УК РФ, а также при решении вопроса о виновности лица по ст. 191.1 УК РФ суды должны учитывать и способ приобретения, и способ сбыта незаконно заготовленной древесины.
С 1 июля 2015 г. и с 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.
Несмотря на глобальные изменения российского законодательства, в рассматриваемой сфере реформы совершенствования охраны лесов в России являются неоконченными. Так, Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" <21> предусматривает III этапа:
I этап (2013 - 2014 гг.) - создание эффективной системы управления, охраны лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов, укрепление материально-технической базы и гарантированного воспроизводства лесов;
II этап (2015 - 2017 гг.) - интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, развитие лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, совершенствование системы государственного лесного надзора, системы государственного пожарного надзора в лесах;
III этап (2018 - 2020 гг.) - завершение формирования системы государственного управления лесами, формирование эффективной системы единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК), модернизация научных исследований и инновационное перевооружение лесного хозяйства.
--------------------------------
<21> См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. 1). Ст. 2164.
Литература
1. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2.
2. Нгуен В.Л. Роль лесного комплекса в контексте реализации стратегических приоритетов России // Вестник Государственного университета управления. 2014. N 2. С. 56 - 60.
3. Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.