Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
А.Ш. ГАБАРАЕВ
В настоящее время в нашей стране происходит реформирование уголовно-исполнительной системы, приоритетными направлениями которого являются усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проводимая политика гуманизации, формирования качественного подхода к пониманию сути уголовного наказания, смягчения карательной политики проявляется прежде всего в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения. Большое внимание расширению сферы применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, уделяется и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р <1> (далее - Концепция). Концепция предусматривает, что эффективное применение наказаний без изоляции от общества в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечить снижение уровня криминализации общества и защиту его от преступников, уменьшение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 31.05.2012).
Реализация государством современной уголовной политики требует более широкого введения в правоприменительную практику альтернативных лишению свободы видов наказаний, в том числе исправительных работ <2>.
--------------------------------
<2> Согласно статистическим сведениям ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России проходит около 1 млн. осужденных. Как правило, эта цифра из года в год превышает количество лиц, содержащихся во всех исправительных учреждениях, где исполняется такой вид наказания, как лишение свободы.
Проведенный ФКУ НИИ ФСИН России анализ исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества показывает увеличение доли осужденных к исправительным работам (на 84,02%) в общей численности лиц, состоявших на учете в УИИ в 2010 - 2014 годах.
Вместе с тем все очевидней на сегодня становится понимание того, что эффективность борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами зависит от организации деятельности по применению законодательства, а также от того, насколько совершенным является применяемый закон. Поэтому актуальным является вопрос совершенствования действующих альтернативных наказаний, одними из которых являются исправительные работы.
С введением в 1997 г. новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, а также со вступлением в силу в 2003 г. Федеральных законов от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" институт исправительных работ претерпел серьезные изменения как в объеме выполняемых функциональных обязанностей, так и на законодательном уровне.
7 декабря 2011 г. был принят очередной Федеральный закон N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором исправительные работы подверглись новым изменениям. Например, законодатель в 2011 г. вернулся к возможности назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, увеличил количество статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в санкциях которых предусмотрено рассматриваемое наказание.
Но, несмотря на положительный опыт исполнения, введенные новеллы, законодательство об исправительных работах требует дальнейшего совершенствования, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами исследования.
С учетом анализа действующего законодательства, статистических данных, а также принимая во внимание практическую деятельность УИИ и результаты проведенного анкетирования начальников территориальных органов ФСИН России, при исполнении наказания в виде исправительных работ можно выявить ряд проблем нормативно-правового и организационного характера.
Так, в юридической литературе и практике спорным является вопрос о том, засчитывается ли в срок наказания осужденному период ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.
При всей дискуссионности данного вопроса мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отвечают - нет, так как отпускные нельзя признать заработной платой.
Данная позиция мотивируется тем, что организация, выплачивая сотруднику заработную плату и отпускные, выступает налоговым агентом по НДФЛ. То есть она обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц. Агент должен удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
По общему правилу датой фактического получения дохода является день его выплаты из кассы либо перечисления на счет сотрудника в банке (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Однако для заработной платы установлено свое правило определения даты фактического получения дохода. Таковой признается последний день месяца, за который работнику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Другими словами, при выплате зарплаты налоговый агент обязан уплатить НДФЛ в последний день месяца. Таким образом, дата перечисления НДФЛ привязана к дате получения дохода, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом <3>.
--------------------------------
<3> Орлова Е.В. Ненормированный рабочий день: документальное оформление и налоговые последствия // Налоговая политика и практика. 2012. N 9. С. 68.
Срок для перечисления НДФЛ установлен в п. 6 ст. 226 НК РФ. Уплатить налог в бюджет следует не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика.
За несвоевременное перечисление налога, то есть за недобросовестное исполнение обязанностей налогового агента, ст. 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению. Кроме того, организация за нарушение срока должна уплатить пени. Как известно, их сумма рассчитывается за каждый день просрочки и принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если оплату отпуска считать заработной платой, то НДФЛ необходимо уплачивать в последний день месяца. Если не признавать ее таковой, налог должен быть перечислен в бюджет в день ее выплаты, независимо от того, за какой месяц она начислена.
Позиция контролирующих ведомств заключается в том, что отпускные - это не заработная плата, поэтому п. 2 ст. 223 НК РФ к ним неприменим (письма Минфина России от 15.11.2011 N 03-04-06/8-306, от 06.03.2008 N 03-04-06-01/49 и ФНС России от 10.04.2009 N 3-5-04/407@). Финансисты обосновывают свою точку зрения так. Во время отпуска в соответствии со ст. ст. 106 и 107 ТК РФ работник свободен от выполнения трудовых обязанностей. То есть оплата отпуска имеет иную, отличную от заработной платы природу. Такой позиции придерживаются и некоторые окружные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2008 N А05-5345/2007 и Центрального округа от 09.11.2007 N А14-16375-2006/581/28).
Вместе с тем в судебной практике имеется иное толкование природы отпускных выплат. Так, арбитры считают их частью оплаты труда (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 N А27-17765/2010, от 26.09.2011 N А27-16788/2010, Северо-Западного округа от 30.09.2010 N А56-41465/2009, Уральского округа от 05.08.2010 N Ф09-9955/09-С3 и др.). Судьи аргументируют свою позицию тем, что согласно ст. 114 ТК РФ при предоставлении отпуска за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Помимо этого, в ст. 136 ТК РФ, предусматривающей порядок, место и сроки выплаты зарплаты, определен и срок оплаты отпуска, а в ст. 139 ТК РФ установлен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпуска. Интересно, что последние две из указанных норм содержатся в главе 21 "Заработная плата" Трудового кодекса.
Учитывая разобщенность мнений и противоречивую практику толкования, ВАС РФ передал дело по аналогичному спору между организацией и налоговым органом в надзорную инстанцию (Определение от 11.11.2011 N ВАС-11709/11).
Президиум ВАС РФ указал, что отпускные не являются заработной платой. Поэтому НДФЛ с таких выплат должен быть перечислен в день их выплаты работнику. (Как видим, позиция ВАС РФ и Минфина России совпала.)
Представляется, что причислять отпускные к заработной плате действительно ошибочно. Ведь отпускные - это не оклад, а средний заработок, который рассчитывается на основании данных об оплате труда. Кроме того, отпускные выплачивают за то время, когда отсутствует предмет оплаты (труд). Поэтому называть их зарплатой неверно, тем более одним из содержаний наказания является то, чтобы осужденный работал и из его заработной платы производились удержания (ст. 42 УИК РФ) <4>.
--------------------------------
<4> Бартенева Т. // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2012. 14 февраля. N 06 (9422).
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ч. 6 ст. 40 УИК РФ закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ администрацией организации по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков осужденным предоставляются на общих основаниях. Необходимо иметь в виду, что разработка и принятие УИК РФ происходили в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г. С 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 22 рабочих дней, предусматривавшихся КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от того, является ли работа основной или по совместительству, занят ли работник полное или неполное рабочее время. Таким образом, в настоящее время в национальном законодательстве имеется несогласованность: УИК РФ определяет отпуск в рабочих днях, а ТК РФ - в календарных. Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся также выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней. То есть 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК РФ, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
Для устранения отмеченного несоответствия законодателю следовало бы внести изменения в ч. 6 ст. 40 УИК РФ, установив продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска равной 21 календарному дню.
Вышеуказанные правила распространяются и на такую редкую категорию осужденных, как преподаватели учебных заведений: им предоставляется отпуск на время учебных каникул, удержания за этот период не производятся, и в срок отбытия наказания он не засчитывается. Иначе говоря, исполнение приговора в этих случаях временно приостанавливается. Приостанавливается исполнение приговора также и в отношении участников учебно-военных сборов.
Таким образом, сделанные нами выводы и данные рекомендации позволят оптимизировать практику исполнения наказания в виде исправительных работ, а в перспективе окажутся полезными при совершенствовании законодательства, регламентирующего данное наказание и порядок его исполнения.
Список использованной литературы
1. Орлова Е.В. Ненормированный рабочий день: документальное оформление и налоговые последствия // Налоговая политика и практика. 2012. N 9.
2. Бартенева Т. // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2012. 14 февраля. N 06 (9422).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.