Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ НЕОСОЗНАНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И.А. ПЕТИН
Современный исторический период можно характеризовать тремя признаками: обилие информации, предложений различных благ и отсутствие ориентира для выбора информации и совмещения полезного и приятного. При этом все эти признаки следует признать результатом неявных, но целенаправленных действий заинтересованных в этом сил. Вряд ли в настоящее время можно серьезно рассуждать о невозможности выделить критерий, ведущий человека к гармоничному развитию, к ощущению радости жизни, к укреплению здоровья и материальному благосостоянию. Такие критерии встречаются в современной научной, научно-популярной и другой доступной литературе. Но когда таких предложений становится много, то человек останавливается перед выбором, поскольку различение, что его, а что нет, пожалуй, наиболее сложное для индивида, впервые столкнувшегося с той или иной жизненной ситуацией.
Ретроспективный взгляд на историю развития человечества показывает, что далеко не вся система предлагаемых человеку жизненных ценностей и материальных благ полезна для него и способствует его гармоничному развитию. Однако любой производитель заинтересован в сбыте своей продукции через формирование ее потребителей и их удержание. Общеизвестно разрушающее воздействие на человека наркотиков и психотропных веществ, алкоголя и никотина, но их потребляют постоянно и в растущих размерах. Как это достигается и почему так происходит? Технология рождения спроса достаточно примитивна: создание интереса (в разных формах), формирование завуалированной зависимости и поддержание "престижа" (скорее, неосознанного). Тем не менее здесь мы не видим, почему человек, сознающий потенциальный вред, приобретает и потребляет разрушающие вещества. Для понимания этого нужно знать основополагающее свойство психологии жизни индивида, которое можно свести к тому, что жизнь всегда происходит только в настоящем. Следовательно, радоваться и наслаждаться жизнью человек может только "здесь и сейчас". Вот этот момент и используется многократно для создания интереса в приобщении к уже созданным разрушающим материальным или нематериальным ценностям или предметам.
Последствия разрушительного потребления или поведения индивида всегда наступают через определенное время, т.е. в будущем. Для того чтобы человек не ориентировался на них, достаточно "отделить" настоящее от будущего, или причину от следствия. В современной теории права созданы достаточные условия для такого разделения, поскольку еще со времен дикости и невежества историю развития человечества постоянно "подправляет" "его Величество Случай". Поистине удивительно то, что требования к научности и обоснованности учений, провозглашение и использование диалектического подхода до сих пор не разоблачили миф о случайности. Последняя с момента своего появления стала играть роковую и разрушительную роль в теории и правоприменительной практике, в жизни конкретного человека и общества в целом. Вначале ее появление объяснялось недостатком знаний относительно событий, связанных с поведением человека или происходящих вокруг него. Но по мере развития знаний стали наблюдаться определенные метаморфозы - случайность оставалась в "системе" знаний, а вновь полученные результаты исследований, которые противоречили догме о случайности, подвергались серьезной фильтрации либо не допускались вовсе.
В частности, никакие результаты естественных наук, а также психологических в XIX - XX вв., раскрывающие закономерности как мироустройства, так и поведения человека, не смогли поколебать основополагающую идею классической школы уголовного права о свободе воли и поведения индивида. Ее парадоксальность заключается в предположении о независимости (свободе) субъекта от жизненной ситуации в целом, или от его настоящего, обусловленного прошлым или определяющего будущее. Если рассуждать последовательно, то несложно обнаружить, что "свобода" и "случайность" представляют собой две стороны одной и той же некоей разменной монеты и позволяют разрушать обусловленность мира и разделять различные явления. Тем самым создается "надежная" основа для последующего явного или неявного отделения причин и условий, способствующих совершению преступления, от их закономерного следствия (преступления), с целью перераспределения общественного и государственного внимания на субъект преступления как источник зла. И следует отметить, что массированное распространение идей о "свободе" и "случайности" имеет свои результаты, поскольку сам человек свою жизнь начинает определять и рассматривать с позиций этих двух "неразлучных" друг с другом виртуальных предположений. Самым разрушающим в них является то, что они позволяют при помощи несложных умозаключений "отделить" причину от следствия, его преступное поведение от следующего за этим наказания. Тем самым у человека формируется мысль о возможности избежать ответственности за свои деяния, которая не может не структурировать линию его поведения, основная идея которого постепенно склоняется к потребительскому отношению к другому человеку, к материальным ценностям и воплощается в девизе "Цель оправдывает средства".
Как выше отмечалось, отделением настоящего от будущего (причин от следствия) пользуются владельцы уже произведенных товаров и услуг, разрушающих здоровье человека (наркотики, алкоголь, никотин, проституция, виртуальные игры и др.). То же разделение, но будущего от настоящего (следствия от причин) используют представители различных непроизведенных товаров и услуг (как разрушающих, так и направленных на поддержание здоровья), предметов и средств производства и т.д. Их предложение ориентировано на будущее, а оплата или иное использование возможностей либо способностей человека происходит в настоящем. Общеизвестные в нашей стране факты создания организаций, учреждений и иных предприятий, основанных на финансовых пирамидах, когда "доходы" создавались не от реальной деятельности, а от широко рекламируемых перспектив в будущем, рассчитанных на расширение участников и сбор вступительных и иных взносов, является наглядным примером использования разделения времени в своих материальных интересах.
В связи с изложенным возникает вопрос: что дает человеку основания для отрицания неотвратимости ответственности за свое поведение, в частности, при причинении преступного вреда другому? Мы опять возвращаемся к искусственному отделению причины от следствия, а следствия от причины при помощи "универсальных" и всепроникающих категорий "случайности" и "свободы". В связи с этим вопрос можно перефразировать следующим образом: могут ли человеческие представления или закономерности "общественного" развития отменить закономерности мироустройства, в частности причинно-следственную связь? Положительный ответ приводит нас как минимум к теории солипсизма, а судя по войне "всех против всех", мир давно уже должен быть разрушен. Однако очевидный отрицательный ответ ставит другой вопрос: что же происходит с человеком и обществом в ситуации совершения преступления или какие следствия порождает причинение преступного вреда у субъекта и в обществе?
Направление развития человека и общества в данной ситуации сводится к вопросу: что будет происходить с явлением, если острие государственно-принудительных средств будет направлено на субъект преступления, а не на причины и условия, способствующие совершению преступления? Не требуется особых доказательств для вывода о том, что такие причины и условия будут оставаться, порождая новые преступления. В ответ на это государство уже вынуждено усиливать уголовно-правовые меры. Такая эскалация может продолжаться длительное время, неизбежно порождая различные уродливые социальные проявления, сильно напоминающие происхождение, содержание и лечение раковых болезней (метастазов) у человека, а также отношение к ним у индивида и общества.
Так, автор Перилье, выдвинувший свое сочинение по проблеме рака на конкурс Лионской академии наук в 1773 г., на вопрос "Что такое рак?" ответил: "Рак - это такое заболевание, которое так же трудно определить, как и вылечить" <1>. Первопричину преступления также сложно выявить, и, соответственно, сложно исправить осужденного. За прошедшее время медицинская наука добилась четких описаний всех онкологических заболеваний, включая болезненные состояния, способные привести к раку <2>. Юридическая наука также предлагает свою классификацию преступников и конфликтных ситуаций, ведущих к преступлению. Раковой опухолью считают ненормальное разрастание определенного вида клеток организма <3>. И преступление воспринимается как неадекватное поведение лиц, склонных к правонарушениям, в отличие от других граждан. При этом, в частности, профессор Ф.В. Баллюзен отмечает, что гистологи вынуждены сказать, что принципиальных различий "физиономии" нормальной и раковой клеток не усматривается <4>. То же можно сказать о преступнике и непреступнике. Сходными свойствами рака и преступления являются интенсивное размножение клеток (у преступности наблюдается рост вглубь и вширь) и агрессивность по отношению к окружающим тканям (людям).
--------------------------------
<1> Традиционные и естественные методы предупреждения и лечения рака / Сост. М.И. Волосянко. М.: Аквариум, 1994. С. 10.
<2> См.: Там же. С. 10.
<3> См.: Там же. С. 11.
<4> См.: Там же. С. 12.
Сходными у раковых заболеваний и преступности являются даже отличия от нормального состояния человека и его проявления в общественных отношениях. Обычная клетка организма человека выполняет свойственную ей роль, функционируя в сложной системе взаимодействия всего организма по получению и передаче питательных веществ, энергий и выводу результатов переработки, а также в обеспечении согласованных действий с соседними клетками и защите от внешних агрессивных проявлений или от вторжения чужеродных вторжений. Такое взаимодействие становится возможным в результате отработанных природой каналов сообщений (специальные люки, поры, мембраны и т.д.), позволяющих клетке получать и обмениваться информацией в целях регулирования своей жизнедеятельности и "внешней политики" в соответствии с установкой (потребностями) всего организма, вытекающей из жизненной ситуации <5>. Системность взаимодействия клетки и организма происходит в результате существования вокруг клетки молекулярно-ионного облака, значение которого по достоинству еще не оценено (на уровне общества его можно сравнить с неосознанным уровнем, энергетико-информационной матрицей или коллективным неосознанным).
--------------------------------
<5> См.: Там же. С. 15.
Трансформация нормальной клетки в раковую меняет ее функции и поведение. В опухолевой клетке происходят упрощения и частичное упразднение специализации, после чего она утрачивает способность производить необходимые для выполнения специализированных функций ферменты или даже пользоваться ими. Такое состояние затрагивает основы жизненного существования трансформированной клетки, но вместо возврата в свое прежнее состояние видоизмененная клетка становится агрессивной, "делая ставку" на максимальное стимулирование собственного метаболизма <6>, постоянное возрастание приема питательных веществ, без чувства меры сохранения себя и организма в целом. Тем самым происходит отделение клетки от организма и переориентация на "материальные" интересы. Можно выдвинуть гипотезу, что такие саморазрушительные явления в своей основе имеют вошедшую через энергетико-информационное поле мысль в кровь и плоть человека о возможности отсутствия неотвратимости ответственности за любое поведение, что формируется из тысячелетних попыток разрушения причинно-следственной связи при помощи сформулированных человеком категорий "случайности" и виртуальной "свободы". Соответственно, сходство раковой болезни с явлением преступности приобретает системное свойство, в соответствии с которым их можно рассматривать как часть и целое.
--------------------------------
<6> См.: Там же.
Явление преступления также связано с разрушением информационной цепочки (обратной связи), ведущим к отделению преступника от взаимодействия в социальном организме (как осознанно, так и в силу жизненной ситуации), что стимулирует материальную (разделенную) ориентацию поведения индивида. При расхождении возникших и существующих потребностей и законных путей их достижения у индивида остается только незаконный путь реализации своих потребностей, что означает совершение преступлений и последующее применение к нему уголовно-правовых мер, в частности пожизненного лишения свободы или смертной казни. Названные меры напоминают химическую блокаду или хирургическое вмешательство в целях сохранения всего организма, хотя следствием такого подхода может быть не только выздоровление, но и различные метастазы, приводящие к смертельному исходу. Последний результат указывает на то, что сведениями о глубинном механизме происхождения раковых заболеваний медицина еще не располагает. В частности, в литературе признается, что "о ядре раковой клетки мы почти ничего не знаем" <7>. Если бы было иначе, то сложности с излечением от рака могли бы быть только материального характера. Однако истории жизни и смерти великих людей, известных и популярных в обществе (можно вспомнить трагические утраты хотя бы двух последних лет), на лечение которых от раковых заболеваний были потрачены значительные суммы, подтверждает тот факт, что дело упирается не в материальные вопросы.
--------------------------------
<7> Там же. С. 17.
Непонимание или нераскрытие сущности преступлений является еще одним печальным или скорее трагичным совпадением (речь ведь идет о тысячах и миллионах людей, расстрелянных и уничтоженных в процессе реализации отношений в уголовно-правовой сфере либо под ее прикрытием) с раковыми заболеваниями. Так, по откровенному признанию Ю.В. Голика, в настоящее время понятие преступления продолжает оставаться сложнейшим теоретическим вопросом, несмотря на то, что его разрешением занимались юристы не одного поколения <8>. Сложности с определением, обоснованием или последующей проверкой признака преступления в виде общественной опасности склоняют авторов к отказу от такого признака и ориентации на признак противоправности. Последний тем более ничего не раскрывает в понимании преступления, кроме того, что деяние предусмотрено в уголовном законе как запретное, что и без этого является очевидным, как, впрочем, и признак наказуемости. Оставшийся признак преступления в виде виновности продолжает создавать для теоретиков и практиков больше вопросов и оснований для перманентных дискуссий, чем ответов и понятий.
--------------------------------
<8> См.: Голик Ю.В. Социалистическая идея и необходимость ее отражения в уголовном законе и в уголовном праве: Аналитический доклад. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. С. 33 - 34.
Такая ситуация объясняет тот факт, что многие уголовные кодексы различных государств во избежание лишних вопросов не содержат понятия преступления, а в теории продолжает муссироваться идея о том, что преступление есть зло, с которым надо бороться (это соответствует добру). При этом содержание и истоки добра и зла последовательно не раскрываются. В рамках настоящей статьи для раскрытия истоков проблемы и нахождения путей ее разрешения следует обратить внимание на следующие факты. Рассмотрение поведения человека в обществе с позиций добра и зла означает ограниченный, разделительный подход к поведению, обусловленному жизненной ситуацией и другими воздействующими на него факторами. Односторонний подход всегда характеризуется тем, что какие-то причины остаются без внимания. В частности, остается без должного внимания, что любое поведение человека есть проявление его жизненной энергии в направлении, соответствующем сформированным у него и поддерживаемым в социуме жизненным ценностям.
Уголовно-правовые средства реагирования в настоящее время представляют собой по своему содержанию средства принуждения, подавления существующих у человека потребностей. При наличии последних у субъекта факт применения к нему государственно-принудительных средств неизбежно будет приводить к заторможенности, психическому перенапряжению, неосознанному протесту. Естественной реакцией организма на блокирование внешнего или внутреннего проявления жизненной энергии будет ее прорыв в наиболее слабом месте (метастазы), или иные преступные деяния в открытой или скрытой форме. В последнем проявляется внутренняя природа растущих экстремизма и терроризма. Так, В.В. Лунеев обоснованно указывает на главные детерминанты терроризма, которыми были и остаются социально-экономические причины, выраженные в величайшей социальной несправедливости <9>. А. Менегетти вообще называет агрессивность метаболизмом живых существ <10>, хотя это надо расценивать как серьезное упрощение ситуативного взаимодействия сторон.
--------------------------------
<9> См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 654.
<10> См.: Менегетти А. Клиническая онтопсихология / Пер. с итал. М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997. С. 173.
В качестве основания для непонимания конфликтующих сторон и дальнейших социальных метастазов усматривается содержание информационной составляющей поведения участников конфликта, а равно уголовной политики государства. Особенность такой информации опять придают упоминаемые выше категории "случайность" и "свобода", признание которых неизбежно приводит к разрыву причинно-следственных связей, т.е. взаимосвязанности и обусловленности во внешнем и внутреннем мире человека. Только разделение индивида на субличности способно толкнуть человека на причинение вреда самому себе. Только в условиях отделения одного человека от другого, от общества и мира в целом, когда разрушается причинно-следственная связь и взаимообусловленность всего со всем в этом мире, у индивида может возникнуть мысль о возможности причинения преступного вреда другому в целях своего личного обогащения и ее материализации в дальнейшем. В результате человек, разрушая других, разрушает себя, а разрушая себя, разрушает других. Так видится физиолого-психолого-энергетический уровень раковых заболеваний индивида и его социального аналога - преступлений.
Совершенно обоснованно отмечается в литературе, что в современном мире человек все больше отстраняется от понятия самосовершенствования. Осознанная и неосознанная политика на втягивание индивида в убыстряющуюся гонку в жизни за призрачными ценностями, миражами, постоянно отдаляющимися по мере приближения к ним, не способна дать ощущения полного счастья. Сначала человек не понимает (или не хочет понять по разным причинам психологического характера), куда его ведет выражение "счастье не в деньгах, а в их количестве". Только после достижения поставленной материальной цели индивида может настигнуть "озарение", что спокойствия души, радости и блаженства ему это не приносит. Более того, верно отмечено, что "богатство становится бременем, когда оно накоплено" <11>.
--------------------------------
<11> Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. С. 7.
Наши рассуждения приводят к выводу о том, что как раковые заболевания, так и преступления являются следствием подавления внутренних желаний и внешнего поведения человека, в результате которых жизненная энергия человека трансформирует его внутренние клетки и внешнее поведение, порождая саморазрушительные и разрушительные явления. Конструктивный выход видится не в подавлении, а в направлении законодателем жизненной энергии на созидательный и гармоничный процесс, о чем в разной форме уже высказывались такие идеи в теории уголовного права. Их обоснованность усматривается во взаимосвязанности и обусловленности поведения лица в этом мире. Возникающие при этом вопросы следует отнести к проблемам и противоречиям действующей концепции уголовного законодательства, основанной на виртуальной гипотезе о свободе воли и поведения индивида от жизненной ситуации.
Верно сказал Э. Фромм, что здоровое общество развивает способность человека любить и стимулирует созидательный труд, а больное общество порождает взаимную вражду, недоверие, превращая человека в объект различных манипуляций <12>. Нередко простые вещи не доходят до людей как раз по той причине, что они очень просты: человек, как и общество, есть то, что он есть. Отсюда единственный выход - работать с тем, что есть, и постепенно вести каждого в отдельности и общество в целом к гармоничному взаимодействию и развитию каждого в социуме. Продолжать идти на поводу у манипуляторов человеком и обществом разных мастей означает разрушение всех: либо постепенно, либо сразу (эскалация противостояния может выйти из-под контроля, и четвертой мировой войны уже точно не будет).
--------------------------------
<12> См.: Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. С. 87.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.