Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НАУЧНОЙ ОСНОВЫ ВСЕХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО НАРКОТИКАМ
Н.П. ВЕДИЩЕВ, Д.Ю. ГЛАДЫШЕВ
Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентирована уголовным (ст. ст. 228 - 231 УК РФ) и административным (ст. ст. 6.8, 6.9, 6.13 КоАП РФ) законодательством Российской Федерации.
Из диспозиций указанных статей следует, что для определения вида средств и веществ <1> (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания и суды для принятия решений должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов. Разъяснения на сей счет содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" <2>.
--------------------------------
<1> Здесь и далее выделено авторами. - Ред.
<2> Действует в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 30 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Российская газета. 2015. 10 июля. Федеральный выпуск N 6721.
Расширенная формулировка дана в Определении Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 290-О-П: "Суды общей юрисдикции при разрешении... уголовных дел... должны учитывать количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства, а также другие обстоятельства конкретного уголовного дела..." (аналогичная формулировка содержалась также в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 2 и от 27 мая 1998 г. N 9).
В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в ст. 1 "Основные понятия" содержатся следующие определения:
- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;
- препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
- аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
В статье 2 этого же Закона, имеющей название "Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", указано: "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
- Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона;
- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);
- Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);
- Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV), включающий:
таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее - Таблица I);
таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее - Таблица II);
таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее - Таблица III)".
В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, в Списке наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), содержится позиция, в соответствии с которой к таковым отнесены "все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного Списка, независимо от их количества".
В примечании к Перечню указано: "Контроль распространяется на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, указанные в настоящем Перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.).
В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в соответствующий список настоящего Перечня...".
Размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002. Он для смесей, содержащих "хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в Списке I независимо от их содержания в смеси" определяется как "значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества Списка I, для которого установлены более строгие меры контроля".
Итак, действующее федеральное законодательство обеспечивает контроль оборота следующих видов веществ:
- наркотических средств, психотропных веществ;
- аналогов наркотических средств и психотропных веществ;
- препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества;
- прекурсоров;
- ядовитых и сильнодействующих веществ.
При этом одни вещества запрещены к обороту, другие ограничены в обороте. Законом предусмотрены разные виды ответственности за незаконный оборот контролируемых веществ, они прямо связанны с видом (природой) вещества и его количеством - размером (массой). С чистыми веществами все ясно, если эксперт правильно определил состав исследуемого вещества и его массу, то сравнение со списком контролируемых веществ и таблицей размеров позволит юристу принять правильное и справедливое решение. Закон будет соблюден.
Гораздо сложнее обстоит дело со смесями веществ (препаратами). Для правильной юридической квалификации при обороте таких объектов необходимо знать полный качественный химический состав смеси и размер контролируемого законом вещества.
Рассмотрим, каким образом регулируется производство экспертизы наркотических средств и психотропных веществ. В Федеральном законе от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" в ст. 2 "Задача государственной судебно-экспертной деятельности" установлено: "Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла".
Далее в ст. 3 "Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности" указано: "Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы".
Принципы государственной судебно-экспертной деятельности перечислены в ст. 4 Закона: "Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники".
Принципу законности уделено особое внимание. Так, в ст. 5 рассматриваемого Закона "Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности" указано: "Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".
В статье 8 этого же Закона "Объективность, всесторонность и полнота исследований" установлено: "Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных".
Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения определены одноименной ст. 14 Закона, которая устанавливает:
"Руководитель обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе".
Обязанности эксперта регламентированы в ст. 16:
"Эксперт обязан:
принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
Эксперт не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения".
Рассмотрим, как в точном соответствии с законом, объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме эксперт должен выполнить порученную ему судебную экспертизу смеси веществ, содержащих наркотическое средство (психотропное вещество), для того, чтобы суд в соответствии с действующим законодательством принял законное и справедливое решение.
Предположим, что объектом судебной экспертизы является один из самых распространенных наркотиков - героин.
Итак, наркотическое вещество изъято из оборота правоохранительным органом, и требуется его экспертиза.
На разрешение судебной экспертизы следователем поставлен вопрос: "Является ли вещество, представленное на экспертизу, наркотическим средством (психотропным веществом) и каково его количество?"
Что именно следует сделать эксперту-химику при выполнении судебной экспертизы? Из экспертной практики хорошо известно: то, что называется "уличным героином", на самом деле - не чистое вещество, а смесь, содержащая героин (диацетилморфин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин, а также значительное количество различных, "не наркотических" наполнителей. Это подробно разъяснено Методическими рекомендациями "Криминалистическое исследование героина" (утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков (протокол от 9 июня 2004 г. N 3/92-2004), одобрены и рекомендованы к опубликованию Методическим и Редакционно-издательским советами ЭКЦ МВД России): "...Источником получения героина является опий - свернувшийся млечный сок растения мак снотворный (Papaver somniferum L). В процессе переработки опий очищают от балластных веществ и получают продукт с высоким содержанием морфина. Этот продукт затем ацетилируют до героина.
Таким образом, "уличный героин" может содержать в своем составе примеси, которые обусловлены исходным сырьем и способом его приготовления (такие как папаверин, наркотин, кодеин, морфин, 6-моноацетилморфин, 3-моноацетилморфин, ацетилкодеин и т.д.). Кроме того, "уличный героин", как правило, содержит и специально вносимые добавки и наполнители (до 10 - 16 наименований одновременно). Это могут быть: фармакологически активные вещества (фенобарбитал, кофеин, дифенгидрамин (димедрол), фенацетин, анальгин, новокаин, лидокаин, аспирин, антипирин, амидопирин, диазепам, анестезин, никотинамид, фенолфталеин, стрихнин, хинин, хлорохин, аскорбиновая, салициловая, бензойная, фталевая, борная кислоты и т.д.); другие наркотические средства и психотропные вещества (метаквалон, оксикодон, кокаин и проч.); всевозможные нейтральные добавки-наполнители (глюкоза, лактоза, фруктоза, сахароза, маннитол, крахмал, мука, хлорид натрия, карбонат кальция, сульфат бария, аморфная окись кремния и др.). В образцах "уличного героина" можно также обнаружить вещества, попавшие в него из окружающей среды (например, различные пластификаторы, пестициды и др.). Содержание героина может составлять от 1 - 2 до 95 - 98%...".
В соответствии с законом для ответа на поставленный вопрос эксперт-химик, которому поручено выполнение экспертизы, прежде всего, обязан определить полный химический состав всех компонентов, составляющих его основу.
После определения качественного химического состава исследуемого вещества, при наличии в нем контролируемых веществ, эксперт должен определить размер контролируемого наркотического средства (психотропного вещества) или их аналога.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" "государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов".
Единый научно-методический подход - совокупность специальных методик исследования, разработанных, согласованных и утвержденных научно-методическими подразделениями государственных судебно-экспертных учреждений. В своем подавляющем большинстве эти узкоспециализированные методики содержат описание единого порядка исследования объектов экспертизы и практические рекомендации по интерпретации полученных результатов исследования и оформлению заключений экспертов.
В соответствии с единым научно-методическим подходом:
- от каждого представленного на экспертизу вещества экспертом должна быть отобрана представительная проба;
- у всех исследуемых объектов должны быть определены влажность, наличие или отсутствие посторонних примесей (все это влияет на правильность и точность определения количества наркотического средства);
- в заключении эксперта должны содержаться сведения о государственной поверке используемого экспертом измерительного оборудования;
- в заключении должны быть приведены утвержденные методические указания, ведомственные инструкции, ГОСТы и другие стандарты, по которым проводится исследование. Если экспертом применяется оригинальная методика, не утвержденная в установленном порядке, то необходимо дать на нее литературную ссылку или привести ее полное описание;
- при выполнении экспертизы все произведенные с веществами манипуляции должны быть подробнейшим образом описаны;
- заключение эксперта должно содержать общепринятые научные и практические данные: расчеты, результаты анализов в виде численных значений измеряемых величин, графики, оригинальные спектры, хроматограммы, рентгенограммы и иные оригинальные изображения результатов физико-химических экспериментов;
- выводы эксперта должны быть научно обоснованными и мотивированными, содержать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.
Именно такой алгоритм исследования веществ неизвестной природы необходимо соблюдать и применять для правильной, законной диагностики наркотического средства (психотропного вещества) и определения его размера, чтобы заключение эксперта в полной мере соответствовало требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Удивительно, но ни одна из действующих общепринятых методик исследования наркотических средств и психотропных веществ не содержит научно-практических рекомендаций по определению их размеров. Более того, одна из самых известных методик "Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака" (под ред. Э.А. Бабаяна. ЭКЦ МВД РФ, РФЦСЭ МЮ РФ; М., 1995) откровенно дезориентирует экспертов относительно ненужности определения размеров наркотических средств. В ней указывается: "...квалификация размеров (небольших или крупных) наркотического средства является функцией следственных органов и суда и выходит за пределы компетенции экспертов. Оценка осуществляется следователем или судом на основе оценки всех обстоятельств уголовного дела и с учетом рекомендаций по этому вопросу, изложенных в приложении к протоколу от 19 декабря 1990 г. N 16 заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков. Поэтому, если на разрешение экспертизы поставлен такой вопрос, эксперт обязан указать, что квалификация размеров наркотического средства не входит в его компетенцию". Вопреки цитируемой методике, в Постановлении Пленума от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" Верховный Суд РФ прямо указал, что размер наркотического средства (психотропного вещества) определяется именно экспертом. В этой связи авторы статьи считают правильным уделить особое внимание проблеме определения размеров наркотических средств, разобрав ее на конкретных примерах.
Принципиально важным для всех принимающих участие в расследовании дел по наркотикам (следователей, прокуроров, экспертов и судей) является осмысление и уяснение того, что количество - общая масса смеси, содержащей наркотическое средство (психотропное вещество), и размер контролируемой Правительством РФ смеси (препарата) в подавляющем большинстве случаев не совпадают.
Как указывалось выше, размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ установлены и утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002. Рассмотрим, как в соответствии с этим Постановлением определяются размеры смесей, содержащих в своем составе наркотическое средство героин (диацетилморфин). Выделим несколько типовых случаев.
1. Если в состав исследуемого объекта экспертизы входят только наркотические средства (например: героин (диацетилморфин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин), включенные в Перечень наркотических средств, то в соответствии с позицией Перечня наркотических средств все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного Списка, независимо от их количества считаются включенными в Список I названного Перечня.
Размер такой запрещенной к обороту смеси, по мнению авторов статьи, должен определяться общей суммарной массой смешанных между собою наркотических веществ, так как все эти три вещества включены в Перечень наркотических средств и на них распространяются абсолютно одинаковые меры контроля. Перед этим смесь необходимо высушить до постоянной массы (удалив влагу), так как размер такой смеси должен определяться как "значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества Списка I, для которого установлены более строгие меры контроля".
2. Если в состав смеси входят наркотические средства, находящиеся под разными мерами контроля (например: героин (диацетилморфин) и d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25)), то в соответствии с позицией Перечня наркотических средств "все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного Списка, независимо от их количества" считаются включенными в Список I названного Перечня.
Размер такой смеси определяется по d-Лизергиду, так как для него установлены более строгие меры контроля - "значительный размер" d-Лизергида составляет количество (массу), превышающую 0,0001 г, а для диацетилморфина аналогичный показатель составляет более 0,5 г. В этом случае размер d-Лизергида (ЛСД, ЛСД-25) должен быть определен методом газовой хроматографии и никогда не будет равен общей массе вещества объекта экспертизы.
3. Если в состав смеси входят героин (диацетилморфин) и кокаин, такую смесь называют "спидболл". Один компонент этой смеси - наркотическое средство героин (диацетилморфин) включен в Список I Перечня наркотических средств. Второй компонент - наркотическое средство кокаин включено в Список II названного Перечня. В соответствии с позицией Списка I Перечня наркотических средств "все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного Списка, независимо от их количества" не могут считаться включенными в Список I названного Перечня, так как кокаин не включен в данный Список наркотических средств. Такая смесь (препарат) контролируется (запрещена к обороту по ее компоненту-героину) в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах": в отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
Размер такой смеси, как следует из Постановления Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002, равен общей массе всей смеси, содержащей кокаин. В данном Постановлении Правительства РФ названы четыре конкретных вещества, для которых применяется упрощенный порядок определения размера содержащих их смесей. Даже влажность таких смесей экспертом может не учитываться, так как в Постановлении указано следующее: "Размеры распространяются на смеси (препараты) указанного наркотического средства или психотропного вещества". Эти вещества помечены символом (**). Это четыре вещества: "кокаин", "карфентанил", "тропакокаин" и "гаммабутиролактон". В рамках данной статьи авторы не будут критиковать приведенные правила определения размеров таких запрещенных к обороту смесей, хотя в целом с точки зрения п. 4 ст. 2 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" считают их несправедливыми.
4. Наиболее распространен в экспертной практике случай, когда в состав исследуемого объекта экспертизы входят наркотическое средство и нейтральный компонент.
Разберем пример смеси, содержащей героин (диацетилморфин) и сахар. Примечательно, что в соответствии с позицией Перечня наркотических средств "все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного Списка, независимо от их количества" не могут считаться включенными в Список I названного Перечня, поскольку сахар не включен в данный Список наркотических средств.
Такая смесь (препарат) контролируется (запрещена к обороту по ее компоненту-героину) в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и в соответствии с п. 2 примечания к Перечню: контроль распространяется на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, указанные в настоящем Перечне, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.).
Размер такой запрещенной к обороту смеси определяется не общей массой смеси этих веществ, как обычно ошибочно утверждают эксперты, а как "значительный, крупный и особо крупный размеры, применяемые для наркотического средства или психотропного вещества Списка I, для которого установлены более строгие меры контроля". То есть эксперт в этом случае должен методом газовой хроматографии установить содержание героина (диацетилморфина), так как для него установлены более строгие меры контроля, а сахар не учитывать, так как оборот сахара в Российской Федерации не запрещен.
Если размер такой смеси определять исходя из "общей массы", как это делает подавляющее большинство экспертов, то будет нарушено требование п. 4 ст. 2 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", который мы цитировали выше. При отождествлении масс (размеров) смеси, содержащей наркотическое средство, и чистого наркотического средства (имеется в виду пример смеси, содержащей героин и сахар) меры контроля для этих двух сравниваемых веществ никогда не будут аналогичными. Смесь при меньшем содержании (размере) наркотического средства в таком случае оказывается "более контролируемым" и "сильным наркотическим средством", нежели абсолютно чистое наркотическое средство героин.
Очевидно, что смесь, содержащая 1 г героина и 4 г сахара (общей массой 5 г), не может быть более опасной для человека, чем чистый героин массой 1 г. Степень опасности такой смеси определяется 1 г наркотического средства героина, и меры контроля для такой смеси должны быть аналогичны, применяемым для 1 г чистого героина.
Как указывалось выше, в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 названы всего четыре вещества, для которых применяется "упрощенный порядок" определения размера смесей, их содержащих, - по "общей массе". Эти вещества помечены символом (**). Наркотическое средство героин (диацетилморфин) таким символом не отмечено, соответственно, его размеры на смеси (препараты), его содержащие, не распространяются.
Как уже указывалось, смесей, содержащих наряду с контролируемыми психоактивными веществами инертные (не наркотические) компоненты, подавляющее большинство. Инертные наполнители (сахар, глюкоза и т.д.) добавляются к криминальным наркотикам, реализуемым не крупными партиями (оптом), а в рамках уличной, индивидуальной торговли. Таким образом обычно разбавляют несколько разовых доз, сбываемых для личного потребления. Делается это для того, чтобы обеспечить передачу микроколичества психоактивного компонента, который в чистом виде составляет миллиграммы вещества и неудобен для передачи и употребления из-за больших потерь вещества (высыпается, остается в виде наслоений на упаковке, руках сбытчика и потребителя, приспособлениях, используемых наркоманами для потребления наркотика). Именно такие смеси являются объектами большинства экспертиз, выполняемых в рамках расследований уголовных дел по наркотикам. Крупные партии чистых наркотиков изымаются крайне редко.
Судебная и экспертная практика показывают, что судьи и эксперты не понимают друг друга. Судьи не осознают, что вместо полноценной экспертизы им представляется полуфабрикат, который не может быть положен в основу выносимого судебного решения, так как не определен размер наркотика (психотропного вещества), а эксперты практически поголовно убеждены, что они и не должны определять размер наркотического средства (психотропного вещества), считая, что это прерогатива суда.
Заблуждение экспертов в том, что все, что содержит наркотик, является наркотическим средством, не побуждает их выполнять исследование химического состава объекта экспертизы в полном объеме, как того требуют действующее законодательство и указанные постановления Правительства РФ.
Эксперты-химики, которые относят все вещество (объект исследования) к наркотическому средству только потому, что обнаружили в его составе наркотическое средство, включенное в Перечень наркотических средств (психотропных веществ), действуют с нарушением сразу нескольких федеральных законов. В этом случае они своими действиями нарушают ст. ст. 1 и 2 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", ст. ст. 3 - 5 Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Авторы статьи, в прошлом государственный судебный эксперт и прокурорский работник, не раз и не два обращали внимание бывших коллег (в настоящее время возглавляющих государственные правоохранительные структуры) на существенные недостатки в части многократного завышения размеров наркотических средств и психотропных веществ. Но взаимопонимания в этом вопросе так и не нашли. Руководители следствия и начальники государственных судебно-экспертных учреждений едины во мнении, что подчиненные им сотрудники не обязаны при проведении расследований "наркотических" преступлений устанавливать полный химический состав смесей, содержащих наркотик, и определять размеры чистых наркотических средств (психотропных веществ). Отмеченное свидетельствует о существовании негласной межведомственной позиции рассмотрения такой категории уголовных дел. Эта согласованная позиция выражается в повсеместном насаждении "упрощения" процедуры диагностики наркотиков и многократном завышении их размеров. С ведомственных позиций логика начальников от следствия и экспертизы вполне понятна: чем больше (в граммах и килограммах) криминальных наркотиков изымается из оборота, тем выше оценка работы правоохранительных ведомств. На деле наркотиков в изъятых веществах гораздо меньше (меньше в десятки и сотни раз!), таким образом, в результате "упрощений" экспертизы теряется смысл и содержание норм права.
Только достоверно определенный качественный химический состав всего вещества позволяет правильно выбрать список контролируемых веществ, а точно установленная масса контролируемого вещества - определить размер контролируемого препарата.
В свою очередь, необъективная и недостоверная информация о составе исследованных веществ, о размерах наркотических средств (психотропных веществ), представляемая следователями и экспертами судьям, приводит к массовым судебным ошибкам при вынесении обвинительных приговоров, дискредитирует судебную систему и правоохранительные органы Российской Федерации.
Библиография
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (в ред. от 2 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2015. N 28. Ст. 4232.
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 23 ноября 2012 г.) // СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 787.
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 2 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2015. N 28. Ст. 4232.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (в ред. от 30 июня 2015 г.) // Российская газета. 2015. 10 июля. Федеральный выпуск N 6721.
Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 10.
Сорокин В.И. и др. Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака: Методические рекомендации / Под ред. Э.А. Бабаяна. М.: ЭКЦ МВД РФ, РФЦСЭ МЮ РФ, 1995.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.