Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Ф.З. ХАСАНОВ
Здоровье граждан является высшей ценностью в любом социальном государстве, и формирование современной, гибкой и эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения составляет важнейший элемент государственной политики и национальной безопасности.
Главенствующей целью всех преобразований в сфере здравоохранения является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Достижение этой цели возможно лишь при наличии достаточного количества квалифицированных медицинских кадров, современной, хорошо оснащенной инфраструктуры медицинских организаций, оптимизации логистики оказания медицинской помощи и необходимых финансовых ресурсов.
С принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в стране стартовали региональные программы модернизации здравоохранения, направленные на создание условий для оказания качественной медицинской помощи на всей территории страны, на основе выстраивания трехуровневой системы. При этом приоритетами являлись:
развитие первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе проживающему в удаленных районах и сельской местности;
совершенствование оказания специализированной медицинской помощи, в том числе экстренной, в межмуниципальных медицинских центрах;
внедрение высокотехнологичной медицинской помощи на территории субъектов Российской Федерации.
Между тем проблемы в сфере здравоохранения не уменьшаются, мнение населения о качестве и доступности медицинской помощи не меняется. Глубоко убежден, что приоритет здравоохранения должен стать реальным фактором, а не декларацией.
Хотелось бы подробнее остановиться на обороте лекарственных средств. Основой здравоохранения являются лекарственные препараты, 95% врачебных назначений - это лекарственная терапия, но только 8 - 10 млн. граждан получают ее бесплатно за счет различных бюджетов. Многих тревожит и вопрос о лекарственном обеспечении: нельзя реализовать ст. 41 Конституции РФ, если операция делается бесплатно, а лекарства пациент обеспечивает себе сам.
В России физическая доступность лекарственных препаратов самая высокая, чем в других странах. В советское время был норматив: на одну аптеку не более 9 тыс. человек, и с определенным километражем - до 1,5 км в городе и до 5 км на селе. В западных странах доступность от 3,5 до 4,5 тыс. человек на одну аптеку. Сейчас в среднем по России одна аптека обслуживает 1200 человек. К тому же приняты специальные нормативные акты, позволившие фельдшерско-акушерским пунктам, сельским амбулаториям, врачам общей практики получать лицензирование на фармацевтическую деятельность.
В последние годы существует тенденция: из-за уменьшения "калибра" отдельно взятого аптечного пункта и снижения его рентабельности аптечные точки продажи стали организовываться в сети и работать по монопольным закономерностям. Начали формироваться некие цены для вхождения в ту или иную сеть. Появилась аффилированность с определенными распространителями, компаниями сбыта лекарств и иногда напрямую с производителями лекарств. В результате сети директивно начали проводить только те торговые марки, с которыми они непосредственно связаны. Все это соответственно препятствует открытой конкурентной среде.
В 2010 г. была введена государственная регистрация цен - она определена Федеральным законом об обращении лекарственных средств. Такая регистрация фиксирует для международных наименований ту цену, фактическую, которая на таможне регистрируется. При этом для регистрации цены проводится аналитика аналогичных цен в стране-производителе и в других странах Европейского союза и берется минимальная цена, которая зафиксирована в других странах.
В декабре 2012 г. была утверждена стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 г. В рамках стратегии заложены этапы последовательных усовершенствований лекарственного обеспечения. В рамках этой работы готовится несколько проектов по частичному возмещению стоимости лекарственных препаратов, которые используют люди не льготных категорий при получении амбулаторной помощи.
Вроде бы все делается правильно, но весьма болезненным вопросом здравоохранения остаются фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства и препараты. Проблема оборота на рынке фальсифицированных лекарственных средств приобретает характер национального бедствия, и с точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков.
Фальсифицированные лекарства представляют риск для жизни и здоровья людей, так как их содержимое может быть опасным или в них может отсутствовать активный ингредиент, вследствие чего такие лекарства могут привести к безуспешности лечения, повлечь угрозу здоровью или даже жизни человека.
Эксперты подразделяют поддельные лекарства на три группы <1>:
--------------------------------
<1> Невский А. Опасные пилюли // ЭЖ-Юрист. 2013. N 42. С. 6.
1) препараты-пустышки. Они являются наиболее безопасными для человека, так как не содержат какого-либо активного вещества;
2) препараты-имитаторы. В них основное активное вещество заменено дешевым аналогом. Это самая опасная подделка, которая вполне может привести к смерти пациента. К этой же группе относят лекарства, в которых активного вещества меньше, чем в оригинале, а также препараты-копии, внешне повторяющие продукцию других производителей;
3) лекарственные препараты с истекшим сроком годности и переклеенными ярлыками.
Несмотря на ужесточение контроля за их качеством, по данным за 11 месяцев 2013 г., доля некачественных лекарств составила 0,4%, фальсифицированных - 0,04% и контрафактных - 0,02% <2>.
--------------------------------
<2> Интервью Министра здравоохранения РФ газете "Московский комсомолец". URL: http://www.mk.ru/social/health/interview/2013/12/23/963666 (дата обращения: 20.02.2014).
Фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения. Смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом.
В соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" обращение включает разработку, доклинические исследования, клинические исследования, экспертизу, государственную регистрацию, стандартизацию, контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозку, ввоз и вывоз, рекламу, отпуск, реализацию, передачу, применение, уничтожение лекарственных средств.
При обращении фальсифицированных лекарственных средств наиболее общественно опасными являются производство, хранение, перевозка и реализация таких лекарственных средств, поэтому именно за совершение указанных действий необходима уголовная ответственность.
Но в Уголовном кодексе РФ отсутствует статья об ответственности за обращение фальсифицированных лекарственных средств. Иные статьи закрепляют лишь общие нормы ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарственных средств, хотя при этом растет количество выявленных фальсифицированных лекарств, а число зарегистрированных преступлений в данной сфере остается ничтожно малым <3>.
--------------------------------
<3> Юркина Т.П. Проблемы квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств // Медицинское право. 2013. N 1. С. 21 - 25.
Другие страны всецело поддерживают уголовную ответственность за обращение фальсифицированных лекарств: в США торговля такими лекарствами наказывается штрафом до 200 млн. долл. или пожизненным заключением, в Турции - тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии - пожизненным заключением. Во Франции производство и импорт фальсифицированных лекарств караются лишением свободы на четыре года или штрафом в размере 400 тыс., а организация незаконной сети сбыта - сроком пять лет или штрафом в размере 500 тыс. В Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тыс. евро, а срок тюремного заключения - 10 лет.
Специальных норм об ответственности за подделку лекарств в уголовном законодательстве РФ нет, а общие предусмотрены ст. 238 УК РФ, по которой преследуются производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности. Из этого следует, что фальсифицированный лекарственный препарат, несущий смертельную опасность, приравнен к любому другому товару, подпадающему под определение данной статьи.
Полагаем, что следует внести в Уголовный кодекс РФ статью, карающую за фальсификацию лекарственных препаратов не только на уровне их производства, но по всей цепи обращения: за сбыт, рекламу, транспортировку.
Предметом преступления будут выступать фальсифицированные лекарственные средства. Под ними следует понимать лекарственные средства, сопровождаемые ложной информацией о его составе и (или) производителе и не соответствующие требованиям нормативной документации, применение которых может повлечь вред здоровью или жизни потребителю либо угрозу наступления такого вреда.
Для привлечения к ответственности лиц, причастных к обороту фальсифицированных лекарственных средств, ст. ст. 171, 180, 238 УК РФ явно недостаточно. Необходима специальная статья, устанавливающая более жесткую уголовную ответственность за производство, продажу, хранение и перевозку в целях сбыта фальсифицированных лекарственных средств.
Уголовная ответственность за обращение фальсифицированных лекарственных средств будет способствовать наиболее эффективному применению уголовного закона и позволит наиболее правильно квалифицировать деяния в сфере обращения фальсифицированных лекарственных средств.
Уже на рынке наблюдается вторая волна фальсифицированных товаров - оборот фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских товаров, а также вспомогательных веществ, частей, материалов и аксессуаров, требующий установления уголовной ответственности за фальсификацию медицинской продукции (производство, хранение и предложения по реализации данной продукции, подделка соответствующей документации и упаковочных материалов), а мы все не можем побороть обращение фальсифицированных лекарственных средств.
В заключение хочется отметить, что в обществе с небывалым расслоением людей по доходам здравоохранение должно стать системой социального выравнивания. Необходимо гарантировать доступность, качество и бесплатность медицинской помощи. Охрана здоровья граждан - это первая и главная задача государства, именующего себя социальным.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.