Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ТЕЛА УМЕРШИХ И МЕСТА ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ
Е.М. ФИЛИНА
На протяжении всей своей жизни, от рождения и до самой смерти, человек нераздельно связан с историей и культурой своего народа. Представления о культуре складываются из разрозненных убеждений, традиций, обычаев, привычек представителей этноса.
И хотя, безусловно, существуют особенности, характерные для культуры различных стран, тем не менее, можно проследить некоторые сходные черты, выражающие отношение к какому-либо явлению или событию в мире. Так, вне зависимости от вероисповедания, уровня развития социокультурных связей, у всех представителей национальной культуры существует трепетное отношение к телу умершего, к ритуалу захоронения и почитания усопших. Формирование глубочайшего почтения к покойнику складывается на протяжении всей истории человечества. По мнению С. Рязанцева, владея количеством отрывочных данных, можно отметить, что издревле человек проявлял особую заботу и уважение к умершим, поклонение которым было священной обязанностью. Так, при обнаружении погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш археологом А.П. Окладниковым был сделан вывод о том, что перед осуществлением захоронения неандерталец убедился, что мертвец не просто спящий, по отношению к нему нужно проявить особую заботу, иную, чем по отношению к живому человеку. Неандерталец не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окаменело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей <1>. Б.А. Рыбаков отмечает, что на протяжении всего каменного и бронзового веков были распространены скорченные погребения, при этом, по его мнению, скорченность достигалась искусственно: хоронившие покойника люди или связывали конечности трупа или подрезали суставы с тем, чтоб придать ему желательную позу плода во чреве. Немаловажно, что скорченные костяки обычно были посыпаны красной охрой, и, по предположению Б.А. Рыбакова, красная краска являлась символом крови <2>.
--------------------------------
<1> См.: Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: "Спикс", 1994. С. 125.
<2> См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: "Наука", 1981. С. 268.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют, что уже в древнейший период развития человечества к усопшим проявляется бережное отношение и особое внимание, а также начинают формироваться первичные представления о жизни после смерти.
В то же время с развитием цивилизации все чаще стали происходить кощунственные случаи разграбления могил, похищения останков умерших. И если ранее эти и аналогичные деяния вызывали лишь общественное порицание, то в последующем во многих странах на указанную форму поведения был наложен уголовно-правовой запрет. Не стала исключением и Россия, где также были криминализированы те действия, которые посягают на нарушение покоя умерших и мест их захоронения.
Как отмечает Г.А. Злобин, основания криминализации - это то, что создает действительную общественную потребность в уголовно-правовой новелле, внутренняя необходимость возникновения уголовно-правовой нормы <3>. Не вызывает сомнения, что существует объективная потребность в уголовно-правовой охране покоя умерших и мест их захоронения, ведь вышеуказанные деяния носят аморальный характер, затрагивая духовные основы глубочайшего почитания и увековечивания памяти об умерших и местах их захоронения.
--------------------------------
<3> См.: Основания уголовно-правового запрета / под ред. В.И. Кудрявцева, А.М. Яковлева. М., 1982. С. 204.
К одному из факторов, служащих основаниями криминализации данного деяния, можно отнести социально-психологический критерий. В свою очередь, группа социально-психологических оснований криминализации, куда относится уровень общественного правосознания и психологии и исторические традиции, занимает особое место в механизме уголовного законотворчества в связи с тем, что она напрямую указывает законодателю на ограничения, связанные с использованием криминализации при осуществлении социального контроля <4>. Таким образом, для того, чтобы проанализировать обусловленность криминализации деяний, связанных с нарушением покоя умерших и мест их захоронения, необходимо исследовать исторические и культурные условия, а также традиции, способствовавшие признанию указанных форм поведения общественно опасными и уголовно наказуемыми.
--------------------------------
<4> См.: Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: дис. ... к.ю.н. М., 2001. С. 99.
Как нам кажется, трепетное отношение к телу умершего, основанное на древних традициях, вызвано рядом факторов, способствовавших развитию культуры уважения к процедуре захоронения. Одним из таких факторов является страх перед покойным. Порой попытка объяснить происходящее с человеком после смерти вызывала весьма смелые догадки и фантазии, которые приводили в ужас людей, порождая боязнь и трепет перед умершим.
Согласно представлениям славян, души мертвых после смерти перемещаются "в мир иной" и могут оказывать определенное влияние на судьбу живущих. Именно поэтому их старались всячески задобрить: покойника почитали, оставляя ему место за столом и прибор на поминках; никому не позволялось говорить плохо об усопшем. Окружающий живых мир являл собой обиталище предков, где души прародителей незримо присутствуют здесь и сейчас, подавая особые знаки живущим потомкам <5>. На наш взгляд, родственников пугал не только сам факт смерти, но и появление в доме мертвого тела, а также то, какое воздействие он окажет на живых людей. Похоронный обряд, а также сопутствующие ему подготовительные мероприятия служили оказанием последней почести покойному, дабы побудить его относится к потомкам благосклоннее. Нельзя не согласиться с утверждением С. Рязанцева о том, что до сегодняшнего дня в погребальной традиции сохранились отголоски этих древних ритуалов и верований. Так, считается обязательным выносить покойника из дверей вперед ногами. Вряд ли кто сегодня раздумывает над истоками этого обряда. А причина его все в том же страхе перед мертвым - надо вынести его так, чтобы он не нашел дороги назад, не вернулся. Еще в прошлом веке в этих же целях разбирали для выноса покойника потолок или стены избы - мертвый не должен знать, где находится дверь, иначе он сможет возвратиться <6>.
--------------------------------
<5> См.: Сверлова Е.Л. Погребальный обряд саратовского Поволжья в контексте русской народной культуры // Сборник материалов научной конференции "Славянская традиционная культура и современный мир". Вып. 10. М., 2007. С. 167.
<6> См.: Рязанцев С. Указ. соч. С. 207.
Кроме появления различных элементов погребального обряда, вызванных на фоне страха перед умершим, в лексиконе русского населения возникают новые слова и связанные с ними поверья. Одним из таких является слово "Мертвяк". Интерес для исследования представляет мнение Е.Л. Сверловой, которая указывает, что существующее понятие "мертвяк" обозначает "наносящего вред людям". Она поясняет, что люди, умершие раньше срока в результате несчастий или самоубийств, в представлении древних славян, были побеждены злыми силами и присоединялись к ним. По русскому поверью, после смерти все они становились "злыднями-мертвяками" <7>. Возможно, вышеуказанное связано с тем, что самоубийц, согласно религиозным представлениям, хоронили без положенного обряда для обычных усопших, их душа не находила успокоения, вследствие чего они становились злыми, мстительными и опасными для живых.
--------------------------------
<7> См.: Сверлова Е.Л. Указ. соч. С. 169.
В то же время, согласно семейным традициям, к самому старшему члену семьи относились с особым вниманием, к его советам прислушивались, его мнение чтили и уважали. Несомненно, что и после смерти трепетное отношение к телу умершего сохраняется, более того, он становится хранителем семьи и ее защитником.
Замечательно то нравственное наименование, которое дает русский народ своим покойникам: он называет их родителями, без различия возраста, как бы в той мысли, что всякий умерший становится предком - покровителем своей семьи или рода-племени <8>. Само название усопших - деды, родители - выражает более чем простое наименование: их именами обозначаются народные праздники, подобно тому, как памятью святых помечаются дни года. Такая вера необходимо вызывала обрядовое чествование, и в жизни славян оно выражалось разнообразно: то в благочестивой трапезе, которую готовили дедам и родителям, то в веселых играх, которыми праздновалось их нисхождение на землю, то в других, не менее существенных услугах <9>. Таким образом, предшественник становился для своих потомков защитником, который оберегал их в минуты тягот и лишения, к которому можно обратиться за советом, а также жизненный опыт и поступки которого вдохновляли на осуществление новых свершений.
--------------------------------
<8> См.: Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М.: "Красанд", 2011. С. 195.
<9> Там же. С. 228.
Безусловно, что на традицию погребения тела после смерти человека повлияло и практическое значение указанного ритуала. Интересно мнение С.К. Бондыревой о том, что данный обычай решает важную практическую задачу, включающую и гигиенический (эпидемиологический) момент, и эмоциональный: невозможно было бы наблюдать, как тлен разрушает знакомые и близкие черты, - лучше всего этого не видеть, на душе спокойнее. А гигиенический (эпидемиологический) аспект заключается в том, что труп не становится источником каких-либо инфекций или пищей для паразитов <10>. Схожего мнения придерживается М. Дуглас, указывая, что древние ритуалы (к коим относится и похоронный обряд) имеют чисто гигиенический характер <11>. Это действительно справедливо, ведь с древних времен люди осознавали губительное влияние тел умерших на живых людей. Неслучайно, согласно основным мировым религиям, тело умершего хоронят в максимально короткие сроки, пока не начинаются посмертные изменения трупа.
--------------------------------
<10> См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учебное пособие. М.: "Модек", 2004. С. 103.
<11> См.: Дуглас М. Чистота и опасность / пер. с англ. Р. Громовой; под ред. С. Баньковской. М.: "Канон-пресс Ц.", 2000. С. 57.
На основании первичных представлений о смерти, о взаимосвязи между миром усопших и миром живых были сформированы группы запретов и дозволений по отношению к умершим и похоронной культуре в целом. Эти нормы носили обязательный к исполнению характер. С течением времени они несколько преобразовались, но, тем не менее, можно считать, что именно эти представления легли в основу становления традиции уважительного отношения к умершему.
Кроме вышесказанного, необходимо отметить, что немаловажную роль в процессе установления уголовно-правового запрета занимают исторические традиции. Фактически любая традиция возникает вследствие наличия потребности человека в совершении какого-либо действия, при этом оно должно быть приемлемо для каждого из участников коллектива. По мнению С.К. Бондыревой, традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни - изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиций определяется характером жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так и из условий их удовлетворения. Поэтому традиция - общечеловеческое явление, а совокупность конкретных традиций определяет самобытность данного сообщества <12>.
--------------------------------
<12> См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Указ. соч. С. 19.
В ходе проведения анализа немаловажно отметить, что нередко в научной литературе наряду с понятием "традиция" упоминается и синонимичное понятие "обычай". Так, А.А. Котляревский указывает, что причина возникновения обычаев есть причина жизненная: стремясь дать осязательную форму своим мыслям, удовлетворить материальные и нравственные потребности своей природы и жизни, народ приводится к известным поступкам и приемам действия, которые и крепнут в обычаи <13>.
--------------------------------
<13> См.: Котляревский А.А. Указ. соч. С. 27.
Похороны умершего - одна из архаичных традиций, носящая сакральный характер, направленная на исполнение нравственной обязанности перед покойным. Это подтверждает мнение В.М. Кулемзина, утверждающего, что отдельные формы обращения с умершим, опирающиеся на мировоззренческие постулаты, как, вероятно, и сами эти постулаты, зародились в очень глубокой древности и практически без изменений дошли сквозь тысячелетия до современности. Они встречаются у всех народов и имеют глобальный, надэтнический характер <14>. О постоянстве обрядов рассуждал и Э.Б. Тайлор, отмечая, что некоторые религиозные обряды отличаются удивительным постоянством, сохраняя, в сущности, ту же форму и значение в течение длительных периодов времени, выходящих далеко за пределы истории <15>. Постоянство он связывал с преемственностью, существующей между верованиями народов, стоящих на более низкой и более высокой ступенях культуры <16>.
--------------------------------
<14> См.: Кулемзин В.М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск: "Изд. Томского университета", 1994. С. 442.
<15> См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: "Политиздат", 1989. С. 458.
<16> См.: Там же. С. 501.
Вне сомнения, что погребальный обычай связан с миропониманием и представлениями предков о загробном мире. Более того, на детали обряда захоронения повлияли географическое расположение региона, в котором этот обычай происходит, религиозные учения, а также быт населения. Но, несмотря на различия видов захоронения, остается неизменным одно - преемственность традиции, выраженной в проявлении заботы по отношению к телу усопшего и увековечивание памяти о нем, в то время как надругательство над телом умершего либо местом его захоронения - это преступление, противоречащее обычаям, нормам морали и нравственности.
На основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, что на процесс криминализации деяния, связанного с надругательством над телом умершего и местом его захоронения, в значительной степени повлияли культурно-исторические факторы. Следует упомянуть, что похоронная культура - это неотъемлемая часть жизни индивида и общества в целом. Она сложилась с ранних времен становления общества и стала одной из важных традиций, с которой рано или поздно сталкивается каждый. Соответственно, преступное деяние, направленное на осквернение тел умерших и мест их захоронения, затрагивает не только эмоциональное состояние и переживания родственников умершего, но и нарушает традиции, которые складываются веками и передаются из поколения в поколение. Таким образом, ст. 244 УК РФ охраняет не только объекты похоронной культуры, но и силу традиции, выраженную в виде достойного отношения к телу человека после его смерти.
Литература
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учебное пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: "Модек", 2004.
2. Дуглас М. Чистота и опасность / М. Дуглас; пер. с англ. Р. Громовой; под ред. С. Баньковской. М.: "Канон-пресс Ц.", 2000.
3. Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян / А.А. Котляревский. М.: "Красанд", 2011.
4. Основания уголовно-правового запрета / под ред. В.И. Кудрявцева, А.М. Яковлева. М., 1982.
5. Кулемзин В.М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний / В.М. Кулемзин. Томск: Изд. Томского университета, 1994.
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: "Наука", 1981.
7. Рязанцев С. Философия смерти / С. Рязанцев. СПб.: "Спикс", 1994.
8. Сверлова Е.Л. Погребальный обряд саратовского Поволжья в контексте русской народной культуры / Е.Л. Сверлова // Сборник материалов научной конференции "Славянская традиционная культура и современный мир". Вып. 10. М., 2007.
9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. М.: "Политиздат", 1989.
10. Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: дис. ... к.ю.н. / А.Д. Антонов. М., 2001.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.