Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)
М.А. АЛЕКСЕЕВА
Новгородская губерния в административных границах второй половины XIX - начала XX в. была довольно значительной по площади (104163,4 кв. верст.) и населению (1392933 человека по переписи 1897 г.) <1>; подразделялась на Новгородский, Боровичский, Старорусский, Валдайский, Демянский, Крестецкий, Белозерский, Кирилловский, Устюженский, Тихвинский и Череповецкий уезды. Основное население губернии составляло крестьянство.
--------------------------------
<1> Россия: Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1898. Переизд.: Л., 1991. С. 77.
На протяжении XIX в. политическая обстановка на территории губернии оставалась спокойной, несмотря на близость к крупным центрам антиправительственных движений и революционной борьбы.
Рост антиправительственных выступлений и распространение революционных идей в русском обществе в начале XX в. затронули и Новгородскую губернию.
Предотвращением, профилактикой государственных преступлений и производством дознаний по их фактам занималось Новгородское губернское жандармское управление (ГЖУ), с 1867 по 1917 г. оно являлось местным органом политической полиции.
Северо-западные жандармские управления, отмечал А.В. Седунов, "были весьма немногочисленны, а их деятельность проистекала в условиях тесных сношений с исполнительной полицией, чьи штаты были существенно больше, а организационно полиция охватывала всю территорию губерний" <2>. Штаты Новгородского жандармского управления соответствовали категории управления и на протяжении XIX в. политической обстановке в губернии.
--------------------------------
<2> Седунов А.В. Губернские жандармские управления на Северо-Западе России в середине XIX века // Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность. Псков, 2005. С. 20.
К дознаниям по обвинению в государственных преступлениях привлекались представители всех сословий Новгородской губернии: крестьяне, мещане, дворяне и т.д.
В уголовном законодательстве Российской империи государственные преступления определялись как "деяния, которые разрушают или пытаются разрушить само существование государства, его целостность и независимость" <3>. В Уложении о наказаниях 1845 г. уголовная ответственность устанавливалась за посягательства на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность императора, деяния, направленные на свержение его с престола, за преступные деяния против членов императорского дома, участие в политических сообществах, оскорбление императора, императрицы, наследника престола, надругательство над их изображениями, составление сочинений или изображений, угрожающих или оскорбляющих императора и т.д. <4>.
--------------------------------
<3> Развитие русского права во второй половине XIX века - начале XX века. М., 1997. С. 190.
<4> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Российское законодательство X - XX веков. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. М., 1988.
Закон и Положение о государственной охране от 19 мая 1871 г. возложили на губернские жандармские управления новые обязанности, расширив их сыскную компетенцию. Дела политического характера изымались из общей подсудности и передавались в ГЖУ. Законом были введены "Правила о порядке действия чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений", и жандармы стали производить предварительное следствие по государственным преступлениям <5>. С этого момента появилась альтернативная возможность разрешения политических дел в судебном или административном порядке.
--------------------------------
<5> ПСЗ. Собр. 2. Т. 46. N 49615.
С целью предупреждения распространения революционной пропаганды предусматривался административный порядок рассмотрения дел в тех случаях, когда не хватало достаточных доказательств для возбуждения формального дознания, а также при отсутствии состава преступления в действовавшем Уложении о наказаниях и Законе 1871 г. Так, например, участие в уличных беспорядках и политических сходках предусматривало возбуждение производства именно в административном порядке. Таким образом, было положено начало отстранению суда от разбирательств по политическим делам и передаче их в руки административно-полицейской власти. Административный порядок позволял расправляться с любыми проявлениями недовольства путем ссылки и отдачи виновного под гласный полицейский надзор.
Ответственность за административные производства была возложена на жандармов. Начальник жандармского управления контролировал действия полиции в ходе административных производств и мог их отменить, известив о своих действиях губернатора. Разделение дознания и розыска между двумя ведомствами вызывало обильную переписку, а это, в свою очередь, значительно замедляло проведение розыскных мероприятий.
Общая полиция информировала начальников ГЖУ обо всех государственных преступлениях, а губернаторы содействовали жандармам, производившим дознания. В свою очередь, начальник ГЖУ был обязан сообщать губернаторам о своих действиях по дознаниям и об их результатах <6>. В отсутствие жандармов все необходимые меры предпринимали местные полицейские чины. Жандармам рекомендовалось не ограничиваться официальными отношениями с общей полицией, а развивать личные контакты путем бесед <7>. Уездные исправники и полицмейстеры обладали правом ареста подозреваемых в государственных преступлениях. Таким образом, складывались условия для возникновения и развития сотрудничества двух ведомств.
--------------------------------
<6> Государственный исторический архив Новгородской области (далее - ГИАНО). Ф. 117. Оп. 1. Д. 73. Л. 57 об.
<7> Там же. Л. 85 об.
С 1 сентября 1878 г. были введены в действие Временные правила, расширявшие административные права полиции в розыскном процессе. С этого времени ГЖУ занимались в основном дознаниями, а политический розыск был возложен на городскую полицию. Разъяснения к применению правил были даны в секретном циркуляре шефа жандармов под N 137 от 25 октября 1878 г. <8>.
--------------------------------
<8> Там же. Д. 74. Л. 44.
В 70-е годы XIX в. "преступная" пропаганда и "хождения в народ" осуществлялись по всей стране. Естественно, дознания по фактам пропаганды стали обычным делом в местных жандармских управлениях.
Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г. привело к изменениям в управлении государством и деятельности полицейских служб по линии усовершенствования структуры Департамента полиции.
14 августа 1881 г. было принято "Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия" <9>, которое давало возможность введения в губерниях России двух стадий исключительного положения: состояния усиленной охраны и состояния чрезвычайной охраны. Это Положение во многом определило работу Департамента полиции и местных учреждений политического сыска. Положение принималось как временное, но постоянно продлевалось и юридически действовало до февраля 1917 г. "Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности" были упразднены Временные правила 1878 г. На основании этого нормативного акта полиция и жандармерия получили право проводить задержание на основании только одного подозрения.
--------------------------------
<9> ПСЗ. Собр. 3. Т. 1. N 350.
Местными органами, посредством которых Департамент полиции осуществлял свою охранительную розыскную работу, были губернские жандармские управления и областные жандармские управления, жандармские полицейские управления железных дорог. Эти учреждения в своей оперативно-розыскной и наблюдательной деятельности подчинялись Департаменту, а по строевой, хозяйственной, инспекторской деятельности - Отдельному корпусу жандармов <10>.
--------------------------------
<10> Перегудова З.И. Политический сыск России (1880 - 1917 гг.). М., 2000. С. 38.
Главным направлением деятельности чинов губернского жандармского управления являлось производство административных расследований и формальных дознаний. На протяжении второй половины XIX в. происходило увеличение составов государственных преступлений, что, безусловно, было связано с ростом антиправительственных выступлений. В 1885 г. была принята новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В этой редакции появились новые составы государственных преступлений, например, была установлена ответственность за распространение сочинений, возбуждающих к восстанию против верховной власти среди войск. Внесенные в Уложение некоторые изменения не смогли привести уголовное законодательство в соответствие с новыми формами и методами посягательства на государственный строй.
Большинство производимых в Новгороде дознаний являлось откликом на громкие политические убийства Кропоткина, генерала Мезенцова, покушение на генерал-адъютанта Дрентельна.
Самым распространенным основанием для привлечения к дознанию по обвинению в государственном преступлении являлось произнесение дерзких слов или преступных выражений против особы государя императора (ст. 246 Уложения о наказаниях). Так, за 1880 г. в Новгородской губернии производилось 34 дознания по преступлениям такого рода, из них 26 - "оскорбления словами особы государя императора, вызванные и сопровождающиеся большею частию и почти всегда пьянством" <11>. Дознания производились на основе статей Закона 19 мая 1871 г.
--------------------------------
<11> ГИАНО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 72. Л. 6.
В июне 1881 г. Департамент полиции своим циркуляром затребовал у начальников ГЖУ ведомости по всем дознаниям. Ведомость "А" включала все не законченные к 1-му числу следующего за отчетным месяцем производства, а ведомость "Б" - все дела, оконченные в отчетном месяце <12>. На основе этих ведомостей Департамент полиции составлял обзоры дознаний по каждой губернии и в целом по стране <13>.
--------------------------------
<12> Там же. Д. 74. Л. 21 - 23.
<13> Там же. Д. 1. Л. 36 об. - 39; Д. 2. Л. 59 об.; Д. 3. Л. 67 об.; Д. 4. Л. 85, 183; Д. 5. Л. 81 об.; Д. 6. Л. 70 - 71, 191 об.; Д. 7. Л. 90; Д. 11. Л. 90, 106 об. - 107.
В период с 1881 по 1890 г. дознания по ст. 246, с 1885 г. по ст. ст. 246 - 248 Уголовного уложения были регулярны, наибольшее их количество пришлось на 1881 - 1882 гг., что связано с реакцией населения на убийство императора. Дела по этой статье являлись, пожалуй, самыми распространенными по всей Российской империи, например, в 1881 г. дознания только по ст. 246 были произведены в 35 ГЖУ, а в 1882 г. - в 37 жандармских управлениях. Сами жандармы характеризовали эти дела как незначительные. Жандармский офицер А.М. Поляков вспоминал: "Мне, как неопытному и ничего не знающему, поручались маленькие дела по 246-й статье" <14>.
--------------------------------
<14> Жандармы России. Политический розыск в России XV - XX вв. / Сост. В.С. Измозик. СПб., 2003. С. 489.
Дознания основывались на заявлениях граждан, в которых они обвиняли своих знакомых в участии в заговоре против императора, в революционном кружке, в распространении революционных учений. Большинство заявлений были либо оговором, либо вымыслом <15>.
--------------------------------
<15> ГИАНО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 5. Л. 81 об.
В 90-е годы XIX в. самым распространенным основанием к возбуждению дознаний в Новгородской губернии являлось составление, хранение и распространение преступных изданий (49 дел и 100 человек за 1891 г.). В последующие годы дознания проводились по тем же основаниям, но к ним добавились порицание существующего порядка управления и укрывательство государственных преступлений.
В начале XX в. изменилась материальная и процессуальная база расследования государственных преступлений, вследствие вступления в силу Уголовного уложения, утвержденного 22 марта 1903 г. <16>. Составы государственных преступлений были определены третьей, четвертой и пятой главами Уложения: "О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома"; "О государственной измене"; "О смуте". Эти главы были введены в действие Государственным советом 7 июня 1904 г. В этот же день вышел закон, который внес изменения и дополнения в Устав уголовного судопроизводства, приравняв жандармские дознания к судебным следствиям <17>. Дознания возбуждали и вели офицеры Отдельного корпуса жандармов, а в случае их отсутствия первые следственные действия производились чинами общей полиции. Материалы оконченного дознания направлялись прокурору окружного суда, который наблюдал за производством. Прокурор по своему усмотрению мог возбудить предварительное следствие, составить обвинительный акт на основании собранных только дознанием доказательств, своей властью прекратить дознание. В случае отсутствия состава преступления (недостаточно улик, нет виновного) материалы выносились на губернское совещание, где принималось решение о том, подлежит дознание прекращению или нет. В состав совещания входили: губернатор (председательствующий), начальник губернского жандармского управления и прокурор окружного суда.
--------------------------------
<16> ПСЗ. Собр. 3. Т. 23. N 22704.
<17> Краковский К.П., Мозговой И.Ю. "Перестройка" политической юстиции в России на рубеже XIX - XX веков // Правоведение. 1996. N 2. С. 117.
Дело по дознанию имело следующую структуру: опись документов с постраничной нумерацией; опись вещественных доказательств, прилагаемых к дознанию; протокол осмотра вещественных доказательств, приложенных к дознанию; протокол допроса свидетелей; запросы (по мере необходимости); постановление о представлении дознания на усмотрение прокурора окружного суда в установленном порядке; протокол совещания при губернском жандармском управлении, завершающий дознание.
Характер дел свидетельствует о том, как развивались события в Новгородской губернии в ходе революции 1905 - 1907 гг. Главным основанием дознаний являлась ст. 129 Уголовного уложения, которая предусматривала наказание за произнесение или чтение публично речи или за распространение или публичное выставление сочинения или изображения, возбуждающих: "...к учинению бунтовщического или изменнического деяния; к ниспровержению существующего в государстве общественного строя; к неповиновению или противодействию закону; к учинению тяжкого преступления" <18>. Кроме названной статьи, к дознаниям привлекались по следующим основаниям: оскорбление царствующего императора, надругательство над изображением (ст. 103); составление сочинения или изображения, заключающего оскорбление и угрозу царствующему императору (ст. 104); участие в сообществе, заведомо поставившем целью деятельность по ниспровержению существующего государственного строя (ст. 126); распространение не публично антиправительственных учений и суждений (ст. 130); распространение не публично антиправительственных учений и суждений среди войска (ст. 131); составление сочинений или изображений, указанных ст. 129, с целью распространения (п. 1 ст. 132) или размножение, хранение сочинений или изображений без распространения (п. 2 ст. 132).
--------------------------------
<18> Уголовное уложение 1903 года // Российское законодательство X - XX веков. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. С. 308.
В связи с введением в действие нового уголовного законодательства основания дознаний определялись по Уложению о наказаниях и новому Уголовному уложению. В 1904 г. дознания возбуждались по ст. 246 Уложения о наказаниях (ст. 103 Уголовного уложения), ст. 252 Уложения о наказаниях (ст. 128 Уголовного уложения), ст. 250 Уложения о наказаниях, ст. ст. 130, 168 Уголовного уложения. Всего в 1904 г. в Новгородском губернском жандармском управлении было произведено 35 дознаний <19>.
--------------------------------
<19> Государственный архив Российской Федерации. Ф. 110. Оп. 3. Д. 2848. Л. 230.
В 1905 г. основаниями дознаний являлись следующие статьи Уголовного уложения: 103, 104, 126, 128, 129, 130, 130 (п. 2 ч. 2), 132 (п. 2) <20>.
--------------------------------
<20> ГИАНО. Ф. 117. Оп. 1. Д. 531 - 533, 543, 544, 548, 549, 552 - 557, 559 - 562, 564 - 566, 568, 570, 573 - 575.
В 1906 г. - 103, 103 (ч. 2), 121, 126, 128, 129, 129 (ч. ч. 2 и 3), 130, 132 <21>. Самыми распространенными были: ст. 129 - 53% всех дел именно по этой статье, 103 и 130 статьи - 15% дел на каждую.
--------------------------------
<21> Там же. Д. 586, 587, 603 - 616, 619 - 628, 630 - 634, 636 - 686, 691 - 694, 696 - 728.
В 1907 г. основаниями дознаний являлись ст. ст. 103, 129, 129 (п. 2), 130, 130 (п. п. 2 и 3), 132, 132 (ч. 2) <22>. Самыми применяемыми статьями Уголовного уложения были ст. 129 (37% дел), затем ст. 103 (21% дел), ст. 130 (13% дел) и ст. 132 (10% дел).
--------------------------------
<22> Там же. Д. 745, 746, 752, 755 - 758, 760, 762 - 764, 765, 767 - 773, 775 - 783, 785, 787, 788, 789, 793, 794 - 796, 799, 801 - 806, 808 - 811, 813 - 817, 819 - 824, 826 - 832, 836 - 850, 854.
Начиная с 1908 г. наступил спад революционного движения, это отразилось на количестве дознаний, производимых в Новгородском ГЖУ. В 1908 г. в управлении было заведено 36 дел по ст. ст. 103, 129, 130, 132 Уголовного уложения. В 1909 г. - уже 19 дознаний по тем же статьям, а в 1910 г. - 17 дел. В 1911 и 1912 гг. - 9 дознаний по ст. ст. 129, 130 и 132 Уголовного уложения. Несколько увеличилось количество дел в 1913 г. - их было 13, но основания возбуждения дознаний остались прежними. Следует отметить увеличение количества дознаний по ст. 103, которая предусматривала наказание за оскорбление царствующего императора, императрицы или наследника престола или угрозу их особе или надругательство над их изображением, что, несомненно, было связано с ростом антимонархических настроений в русском обществе и падении авторитета царской семьи.
Существовала прямая зависимость между количеством дознаний и отчетностью по этому направлению деятельности. Основной формой отчетности являлась ведомость о лицах, привлеченных к формальным дознаниям, которая содержала информацию о фамилии, звании, возрасте, проживании, мере пресечения, а также о поведении лиц и принадлежности дознания к определенному жандармскому управлению <23>.
--------------------------------
<23> Там же. Д. 535.
В целом дознания, производимые новгородскими жандармами, отражали развитие революционных событий на территории губернии. Рост их количества свидетельствовал о размахе антиправительственных выступлений, а основания дознаний - о характере этих выступлений.
На протяжении второй половины XIX и начала XX в. происходило ужесточение уголовного законодательства, которое нашло отражение в расширении составов государственных преступлений, что, безусловно, было связано с ростом антиправительственных выступлений.
В соответствии с законодательной базой, расследования государственных преступлений в рассматриваемый период могли принять одну из трех форм: предварительное следствие, производимое следователем по особо важным делам округа судебной палаты; формальное дознание, производимое жандармским офицером в порядке ст. 1035 Устава уголовного судопроизводства, которое по окончании передавалось прокурору для направления в судебную палату, и административное расследование (или "переписка"), производившееся на основании Положения о государственной охране. В начале XX в. жандармские дознания были приравнены к судебным следствиям.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.