Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ НОВГОРОДСКИМИ МОНАСТЫРЯМИ (XIX - НАЧАЛО XX В.)
А.Э. ДУБОНОСОВА
История права свидетельствует о том, что в России законы были одинаково суровы как в отношении взрослых преступников, так и в отношении несовершеннолетних, преступивших черту закона. Первые практические шаги по реформированию уголовного законодательства в России были предприняты в процессе подготовки и реализации Судебной реформы 1864 г.; так, в ноябре 1864 г. издаются Судебные уставы, в 1866 г. - Уложение о наказаниях.
Правовой основой, на которой базировалось отправление и исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской империи XIX - начала XX в., стали такие нормативно-правовые акты, как Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "Об исправительных приютах" от 5 декабря 1866 г. <1>, Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" от 2 июня 1897 г. <2>. В качестве источника, регулирующего деятельность воспитательно-исправительных колоний для несовершеннолетних, выступало Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних, изданное в 1909 г. <3>.
--------------------------------
<1> Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "Об исправительных приютах" // Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XLI. Ст. 43949. СПб.: Типография II Отделения собственной Е.И.В. канцелярии. 1868.
<2> Высочайше утвержденное мнение Государственного совета "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" // Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. XVII. Ст. 14233. СПб., 1900.
<3> Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних // Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб., 1909. С. 263 - 267.
В соответствии с указанным выше законом от 2 июня 1897 г., несовершеннолетние от 10 до 17 лет, в случае невозможности поместить их в исправительные приюты и колонии, могли быть передаваемы для исправления на срок, определенный судом, в монастыри их вероисповедания <4>.
--------------------------------
<4> ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3626. Л. 6.
Не осталась в стороне от правовых реформ, затронувших Россию в конце XIX - начале XX в., и Новгородская губерния. Новгород вошел в историю не только как колыбель российской демократии, но и как город, богатый православными традициями. Именно за отдачу на перевоспитание в монастырские стены в период, пока не будет создана сеть исправительно-воспитательных заведений, ратовали выдающиеся правоведы XIX столетия А.М. Богдановский, Н.С. Таганцев, А.Ф. Кистяковский, Д.А. Дриль. По их мнению, такая форма перевоспитания могла не только спасти подростков от пагубного влияния уголовного мира, но и приобщить к духовным ценностям.
Однако, исследуя документы Новгородской духовной консистории, следует отметить, что сами монастыри неохотно откликались на подобную инициативу по исправлению малолетних и несовершеннолетних преступников. В частности, из обращения председателя Ревельского окружного суда к архиепископу Новгородскому следует, что архиепископ Рижский и Митавский на его запрос уведомил, что в Рижской епархии нет монастырей, способных принять несовершеннолетних преступников, сославшись на то, что требованиям означенного Закона могла бы удовлетворять Новгородская епархия <5>.
--------------------------------
<5> Там же. Л. 6 - 6 об.
В соответствии с циркуляром Министерства юстиции от 3 июля 1897 г. N 15625 Новгородская духовная консистория от 28 августа 1897 г. за N 10180 утвердила список монастырей, допускающих содержание в них малолетних преступников. Именно с этого периода суды стали "входить в сношения с местными архиереями" <6>. К числу монастырей, в которые могли направлять на перевоспитание малолетних и несовершеннолетних преступников, были отнесены мужские: Новгородского уезда - Юрьев, Хутынский, Сковородский, Мало-Кирилов, Савво-Вишерский, Вяжищский, Клопский, Отенский, Воскресенский, Антониев, Перекомский; Тихвинского уезда - Тихвинский Большой, Николо-Беседный, Дымский, Триоцкая Реконская пустынь; Череповецкого уезда - Филипо-Иранская пустынь; Кирилловского уезда - Кирилло-Белозерский, Нило-Сарская пустынь; Белозерского уезда - Кирилло-Новозерский, Старорусского уезда - Старорусский Спасопреображенский; Валдайского уезда - Иверский; Боровичского уезда - Свято-Духов.
--------------------------------
<6> ГАНО. Ф. 480. Новгородская духовная консистория. Оп. 1. Д. 3626. Л. 6.
Женские: Новгородского уезда - Сырков, Свято-Духов, Десятинский, Зверинский, Сырков, Деревяницкий, Знаменский, Звенский; Валдайского уезда - Короцкий, Успенская община, Риговицская Богородице-Рождественская община; Старорусского уезда - Коссинский, Успенская Рдейская пустынь; Тихвинского уезда - Тихвинский Введенский, Череповецкого уезда - Леушинский <7>.
--------------------------------
<7> ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3626. Л. 2 - 3 об., 5, 8 об.
С утверждением Новгородской духовной консисторией списка монастырей, принимавших на перевоспитание малолетних и несовершеннолетних, началось их пополнение несовершеннолетними преступниками, направляемыми туда окружными судами. Таким образом, бремя ответственности за заботу об исправлении молодых преступников государство переложило на монастыри.
Первое упоминание о направлении несовершеннолетних преступников в Валдайский Иверский монастырь изложено в рапорте настоятеля Валдайского Иверского монастыря архимандрита Амвросия в Новгородскую духовную консисторию от 5 ноября 1897 г. <8>. Председатель Новгородского окружного суда 6 февраля 1898 г. сообщает архиепископу Новгородскому и Старорусскому о проблемах, возникших с перевоспитанием несовершеннолетних преступников, направленных в Валдайский Иверский монастырь. В частности, заключенный крестьянин Василий Евграфов, совершив кражу денег, со взломом из кружки на монастырской гостиной, во время вечерни неизвестно куда бежал <9> из названного монастыря, а боровичский мещанин Александр Лазарев-Федоров, он же Александр Николаев, Панов и Сидоров, начал отлучаться из монастыря и дозволять себе неприличные и буйные выходки <10>.
--------------------------------
<8> Там же. Л. 9.
<9> Там же. Л. 32 об.
<10> Там же. Л. 23 - 24 об.
Подобные жалобы на ненадлежащий надзор за несовершеннолетними преступниками в монастырях прослеживаются до 1917 г. Сами настоятели постоянно просили освободить их от тяжкого бремени перевоспитания несовершеннолетних преступников, в частности, настоятель Тихвинского Николо-Беседного монастыря игумен Сергий в покорнейшем рапорте просит Новгородскую духовную консисторию дать разъяснение, какое должен подсудимый сын капитана Эспера Валерианова Штофа, направленный 2 декабря 1899 г. Ревельским окружным судом в Николо-Беседный монастырь, нести послушание и какое нужно иметь за ним смотрение, так как смотреть в монастыре за ним некому <11>. Из чего следует, что настоятели не имели ни малейшего представления о методах перевоспитания несовершеннолетних преступников и способах общения с ними.
--------------------------------
<11> Там же. Л. 78.
25 марта 1900 г. настоятель Сергий жалуется архиепископу Новгородскому и Старорусскому на сына капитана Эспера Валерианова Штофа, который "оказывается для обители в великую тягость, на послушания никуда не способен, качеств самых буйных и упрямых, поведение его весьма опасное для монастыря, поизносит всякие кощунные и нецензурные слова и производит страх с угрозою ножа. В настоящее время Штоф помещен в кухонной келии с поварами, но и те его боятся, книг духовных не читает, в церковь на богослужение не ходит". Далее настоятель Сергий просит Его Высокопреосвященство, видя полную неспособность на благоприятное исправление Эспера Штофа, удалить куда следует Штофа из вверенного ему монастыря <12>.
--------------------------------
<12> Там же. Л. 84 - 84 об., 85.
Следует отметить, что все превентивные меры, способные перевоспитать в монастырях несовершеннолетних преступников, привить им навыки ремесла и послушания, которые пропагандировали в своих трудах выдающиеся юристы того времени, разбиваются о существующую действительность. В частности, на указанную выше жалобу прокурор Ревельского окружного суда сообщает, что необходимо подвергнуть Штофа строгим карательным мерам <13>, что само по себе уже входит в противоречие с мнением законодателя, стремившегося Законом от 2 июня 1897 г. усовершенствовать систему и методы исправления несовершеннолетних преступников, направляя на перевоспитание в монастыри.
--------------------------------
<13> Там же. Л. 88 - 88 об.
Не лучше обстояли дела и в женских монастырях; так, настоятельница Череповецкого уездного Иоано-Предтеченского монастыря игуменья Таисия 18 февраля 1901 г. сообщала архиепископу Новгородскому и Старорусскому, о том, что Череповецким окружным судом в октябре 1900 г. в Леушинский монастырь определили несовершеннолетнюю преступницу девицу Евдокию Меличеву 16 лет, которая, пробыв два дня в монастыре, в первый же воскресный день прямо из церкви после литургии убежала, совершив притом кражу в помещении, где находилась, и угрожая сделать еще что-либо худшее, если будет еще раз возвращена <14>. На основании изложенного игуменья Таисия просит отменить указание консистории о водворении в Леушинскую обитель преступниц, имея в виду еще и то обстоятельство, что в ней находятся 120 малолетних воспитанниц, на коих вредно влияют подобные обстоятельства <15>. Рапорт игуменьи Таисии был отклонен Новгородской духовной консисторией, а Евдокию Меличеву предписано было привлекать к физическим трудам, однако не подвергать побоям <16>.
--------------------------------
<14. Там же. Л. 90.
<15> Там же. Л. 92.
<16> Там же. Л. 95 - 97.
Не изменяется картина и с течением времени; так, из рапорта от 12 октября 1908 г. настоятеля Валдайского Иверского Богородицкого монастыря архиепископу Новгородскому и Старорусскому следует, что несовершеннолетние преступники живут в монастыре на полном монастырском содержании и монастырь должен обувать и одевать их. "Но весьма часто бывает, что, как только эти подначальные получат сапоги и одежду, то убегают из монастыря, а потом, спустя несколько времени, полиция их снова приводит в монастырь и голыми, и босыми. Далее следует, что в настоящее смутное время держать их в монастыре весьма опасно и вредно и в нравственном отношении, так как все они отличаются грубым, непокорным характером, отчаянные, ничего не хотят делать, никого не слушают, воруют и часто убегают из монастыря для грабежей по ночам. Бывает, что угрожают ножом или поджогом, так что никто из рабочих не соглашается с ними ни жить, ни работать, из боязни быть обворованными и даже искалеченными" <17>.
--------------------------------
<17> ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3796. Л. 1 - 1 об., 2.
Последующий рапорт настоятеля Валдайского Иверского Богородицкого монастыря был заслушан в присутствии Новгородской духовной консистории 9 июля 1909 г., где содержалось ходатайство о том, чтобы монастырь, как находящийся в глухой, безлюдной местности, вдали от полиции, совершенно беззащитный, был освобожден от опасной обязанности содержать несовершеннолетних преступников <18>. Далее, следующий рапорт настоятеля Валдайского Иверского Богородицкого монастыря архимандрита Иосифа от 19 марта 1912 г. содержит продолжение просьбы от освобождении от обязанности перевоспитания несовершеннолетних преступников по тем основаниям, что для них в монастыре нет особых помещений, а также подначальные оказывают весьма вредное влияние и на живущих при монастыре детей-сирот, и на приходящих на богомолье детей, внушая им свои порочные наклонности <19>. Однако очередное ходатайство архимандрита Иосифа было отклонено.
--------------------------------
<18> Там же. Л. 14 - 15 об.
<19> Там же. Л. 18 - 19.
На основании постоянно поступающих ходатайств 27 апреля 1912 г. Собрание Новгородской духовной консистории постановило: "Так как и по Закону 2 июня 1897 г., и по смыслу разъяснений Святейшего Синода, изложенных в приведенной справке, епархиальное начальство не имеет права отказывать от помещения в монастыри христианского вероисповедания малолетних и несовершеннолетних преступников по требованию следственной и судебной власти, а между тем, как видно из многократных донесений Валдайского Иверского монастыря, а равно и из донесений настоятелей других монастырей Новгородской епархии, помещаемые в монастыри несовершеннолетние преступники своим поведением и образом жизни, в силу извращенного своего характера, оказывают сильное деморализующее влияние на насельников обители и посещающих богомольцев, то консистория признает необходимым обратиться к содействию высшей духовной власти и просить ее ходатайства перед правительством об освобождении монастырей Новгородской епархии от помещения в них малолетних и несовершеннолетних преступников" <20>.
--------------------------------
<20> Там же. Л. 33 об.
Таким образом, Новгородская епархия полностью расписалась в невозможности исправления или перевоспитания несовершеннолетних преступников силами монастырских служителей. Хотелось бы заметить, что подобного рода рапорты посылались от настоятелей практически всех монастырей, внесенных в списки Новгородской духовной консисторией, в которые направлялись несовершеннолетние преступники. Однако, как свидетельствует выписка из доклада председателя Новгородского окружного суда в Новгородскую духовную консисторию от 19 января 1917 г., ситуация осталась прежней и монастыри продолжали пополняться малолетними преступниками.
Такое безразличие со стороны государства к жалобам Новгородской епархии было обусловлено объективными причинами, в частности, 7 июня 1912 г. юрисконсульт при обер-прокуроре Святейшего Синода обращается в Новгородскую духовную консисторию с вопросом, имеются ли в пределах Новгородской губернии исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних преступников. Данное представление, согласно записи, сделанной от руки, было направлено в Новгородский и Череповецкий окружные суды. Председателем Череповецкого окружного суда в Новгородскую духовную консисторию был направлен ответ от 19 июня 1912 г. за N 4684 о том, что в округе председательствуемого им суда исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних преступников нет. Председатель Новгородского окружного суда также в ответе к Новгородской духовной консистории от 18 июня 1912 г. за N 17561 указал, что в пределах вверенного ему окружного суда исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних преступников нет <21>.
--------------------------------
<21> Там же. Л. 37 - 39.
Как видно из указанного, причины невнимания государства и самой Новгородской духовной консистории к жалобам монастырей, расположенных в Новгородской губернии, представляются совершенно обоснованными - это полное отсутствие каких-либо исправительных заведений для несовершеннолетних преступников в пределах губернии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.