Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ, ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ ВОИНСКИМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ
О.Г. КОВАЛЕВ, И.Н. ВАХРЕНЕВА
Ковалев Олег Геннадьевич, доктор юридических наук, профессор.
Вахренева Ирина Николаевна, сотрудник ПУ ФСБ РФ по Мурманской области.
Сложившаяся следственная практика свидетельствует о том, что от начального этапа расследования в значительной степени зависят успех всего процесса доказывания и планирование первоначальных следственных действий.
Доказывание представляет собой процесс получения информации, значимой для расследования уголовного дела <1>. При установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, поиск и реализация информации о преступлении осуществляются не только в период проверок заявлений или сообщений о преступлении, но и при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
--------------------------------
<1> Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. М., 1969. С. 167 - 169.
Бездумное использование имеющейся в распоряжении правоохранительных органов информации может привести к отрицательным результатам. В связи с этим знание обстоятельств, подлежащих доказыванию по преступлениям любого вида, в том числе совершенным воинскими должностными лицами, имеет определяющее значение для их раскрытия и расследования.
Результаты опроса следователей военно-следственных отделов (далее - ВСО) 27 гарнизонов свидетельствуют, что 27% из них испытывали проблемы в доказывании рассматриваемых преступлений. Они были связаны с установлением обстоятельств совершения преступления; с определением статуса квалификаций действий воинского должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление; квалификации соучастия в превышении полномочий, когда одним из виновных является недолжностное лицо, и др. Обязательный перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, по уголовному делу содержится в ст. 73 УПК РФ.
Анализ результатов изучения материалов 102 уголовных дел показал, что к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по преступлениям воинских должностных лиц, связанным с превышением ими своих полномочий, относятся: время, место, способ и иные фактические обстоятельства совершения действий воинского должностного лица; особенности совершения неправомерных действий; правовое положение военной организации, в которой совершено преступление; правовое положение воинского должностного лица (функции, права и обязанности, полномочия) и сведения о его личности; факт причинения вреда (имущественный, физический или моральный) и его размер; причинная связь между действиями и наступлением вредных последствий; форма вины и умысла; обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину, способствующие совершению данных преступлений, исключающие преступность деяний.
Также необходимо установить должностные полномочия лица или группы, с которых начинаются пределы превышения полномочий; занятие соответствующей должности; факт насилия или угрозы его применения при превышении должностных полномочий (п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ), факт причинения тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что данные о событии преступления, как правило, поступают из: заявления (рапорта) о преступлении (48%); материалов прокурорской проверки (26%); непосредственного обнаружения следователем ВСО (25%); органов, осуществляющих ОРД (1%).
Однако это не исключает обязанности военного следователя (дознавателя) установить факт, имело ли место данное событие в действительности.
Способ совершения превышения полномочий воинскими должностными лицами также имеет свою специфику. В отличие от должностного злоупотребления, превышение должностных полномочий осуществляется только путем действия. Кроме того, совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного.
Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе).
Выделяется три типовые формы превышения должностных полномочий: совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать; единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.
Обобщая результаты исследования, можно выделить следующие основные способы: применение физического насилия (74%); внесение заведомо неправильных данных в официальные (отчетные) документы (13%); издание заведомо незаконных приказов и распоряжений в устной форме (12%); сокрытие незаконных действий иных лиц (1%).
Б.Т. Безлепкин справедливо указывает на то, что способ может иметь квалифицирующее значение, а также играть роль отягчающего вину обстоятельства. Этот элемент события преступления подлежит доказыванию во всех случаях, независимо от того, имеет ли он уголовно-правовое значение <2>.
--------------------------------
<2> Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России. М., 2004. С. 89.
Условия совершения преступления включают в себя время и место, а также обстоятельства, при которых оно совершено. Время и место имеют значение для установления связи преступного события с исполнением преступником и потерпевшим обязанностей военной службы, а также для установления факта нахождения подозреваемого в конкретный момент там, где было совершено преступление. Типичным местом совершения данных преступлений исходя из анализа результатов исследования 102 уголовных дел является воинская часть.
К обстоятельствам, имеющим существенное доказательственное значение, относится статус воинского должностного лица в момент совершения преступления. В.П. Брестов, исходя из трактовки должностного лица, данного в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ, предложил следующее определение воинского должностного лица: военнослужащий, постоянно, временно или по специальному распоряжению выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, т.е. командир (начальник) <3>. В этом определении автор попытался соединить общее определение должностного лица со специфическими признаками, присущими военной службе. Вместе с тем оно нуждается в расширенном толковании, поскольку из анализа судебной статистики можно сделать вывод, что при рассмотрении уголовных дел о воинских должностных преступлениях судами часто возникают трудности с точным определением круга лиц, подпадающих под категорию субъекта этой группы деяний.
--------------------------------
<3> Берестов В.П. Превышение полномочий должностными лицами в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВЮА, 2003. С. 151.
Следует отметить, что существует три самостоятельные категории воинских должностных лиц.
Во-первых, это воинские должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности <4>. Применительно к лицам, проходящим военную службу, это могут быть наделенные соответствующими полномочиями работники военной прокуратуры, органов внутренних войск МВД России, ФСБ России, СВР России, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделений федеральной противопожарной службы. Данные военнослужащие подпадают под категорию представителей власти только в случаях исполнения ими специальных обязанностей оперативно-розыскной деятельности, а также при расследовании преступлений либо при исполнении обязанностей в составе специальных комиссий по проверке деятельности различных организаций, предприятий и учреждений (например, комиссии по проверке состояния пожарной безопасности на предприятии).
--------------------------------
<4> Пункт 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Российская газета. 30.10.2009. N 207.
Типичными преступлениями, совершаемыми воинскими должностными лицами - представителями власти, как показывает судебная статистика, являются преступления против правосудия (ст. ст. 299 - 303 УК РФ), совершаемые военными дознавателями, следователями и прокурорами, а также коррупционные преступления - злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и получение взятки (ст. 290 УК РФ), совершаемые военнослужащими - членами специальных комиссий <5>.
--------------------------------
<5> Обзор судебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 2004 год // Отдел обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации // Вестник ВС РФ. 2005. N 25.
Во-вторых, воинские должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Единоначалие, согласно ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ, заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение <6>.
--------------------------------
<6> Ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) // СЗ РФ. 19.11.2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.
Таким образом, в соответствии с Уставом воинскими должностными лицами этой категории будут признаваться все военнослужащие, являющиеся начальниками по своему воинскому званию (от младшего сержанта до Маршала РФ) или по занимаемой должности по отношению к подчиненным. Именно последнее обстоятельство, в совокупности с осуществляемыми ими служебными обязанностями, делает их субъектами таких воинских должностных преступлений, как превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) и халатность (ч. ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ). В остальных случаях военнослужащий будет нести ответственность либо как общий субъект преступления, либо как специальный объект, при совершении воинских преступлений (например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - ст. 335 УК РФ) <7>.
--------------------------------
<7> Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими за 2006 г. // Материалы обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
В-третьих, воинские должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К перечню должностных лиц законодатель относит также лиц, выполняющих административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Субъектами этой категории должностных лиц в войсках, в соответствии со ст. ст. 75 - 155 Устава внутренней службы ВС РФ, будут являться командиры воинских частей, начальники соответствующих служб воинских частей (финансово-экономической, квартирно-эксплуатационной, вещевой и др.), командиры подразделений. В отношении органов государственной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, ими будут являться руководители этих органов, а также командиры соответствующих структурных подразделений (отделов, отделений и др.). Как показывает судебная статистика, наиболее распространенными преступлениями для данной категории субъектов являются присвоение и растрата (ч. 3 ст. 160 УК РФ), соединенные со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ), хищение в крупных количествах оружия и боеприпасов, (п. "в" ч. 3 ст. 226 УК РФ), а также незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) <8>.
--------------------------------
<8> Как показывает анализ судебной статистики, данное преступление чаще других совершают командиры воинских частей Вооруженных Сил РФ.
Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий аналогичны последствиям, указанным в ст. 285 УК РФ. Вместе с тем в отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, нравственный и материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод - характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы - имущественный.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы. Основными мотивами совершения преступления являлись корыстная заинтересованность (27%) и извлечение выгоды неимущественного характера (13%).
К обстоятельствам, исключающим преступность и наказуемость деяния, относятся: необходимая оборона (ст. 37 УК РФ); правомерное причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ); физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ); обоснованный риск (ст. 41 УК РФ); исполнение приказа или распоряжения в смысле ст. 42 УК РФ; истечение сроков давности уголовного преследования (ст. 78 УК РФ); наличие акта амнистии (ст. 84 УК РФ); другие обстоятельства, влекущие обязательное прекращение уголовного дела или уголовного преследования конкретного лица при наличии состава преступления (ст. ст. 24, 27 УПК РФ).
Обстоятельства, смягчающие (ст. 61 УК РФ) и отягчающие (ст. 63 УК РФ) наказание, имеют значение для установления размера назначаемого военнослужащему судом наказания.
Подлежат выяснению обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания: деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), истечение сроков давности (ст. 78 УК РФ).
При расследовании уголовных дел о превышении полномочий воинскими должностными лицами необходимо устанавливать, является ли подозреваемый (обвиняемый) субъектом указанных преступлений - воинским должностным лицом; выяснять, какими нормативными актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, и указывать их; определять особенности противоправных действий (бездействия) и их последствия (существенное нарушение прав граждан или организаций), преднамеренность их совершения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.