Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С.В. ВИСЛОБОКОВ
Вислобоков Сергей Владимирович, соискатель кафедры криминалистики Восточно-Сибирского института МВД России.
В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности. В этой связи главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией (п. 38).
--------------------------------
<1> Российская газета. 19.05.2009.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под ней понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица <2>.
--------------------------------
<2> Российская газета. 30.12.2008.
Как следует из указания Генеральной прокуратуры и МВД России от 30 апреля 2010 г. N 187/86/2, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного кодекса РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- совершение преступления только с прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, госслужащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2750981.
В апреле 2010 г. Президент России Д. Медведев издал Указ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг.". Согласно Указу, стратегия является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований. На целесообразность официального закрепления именно такой системы мер по противодействию коррупции нацеливает одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) <4>.
--------------------------------
<4> Справка Государственно-правового управления к Указу Президента от 13 апреля 2010 г. N 460.
Несмотря на принятие антикоррупционного законодательства <5>, деятельность правоохранительных органов РФ в данной сфере пока не соответствует масштабам данного явления. Так, в 2010 г. было зарегистрировано всего 37,2 тыс. (- 13,5%) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), из них 12,0 тыс. (- 8,6%) фактов взяточничества. При этом выявлено всего 8,3 тыс. лиц (- 8,1%), их совершивших <6>. Не улучшились показатели работы и в минувшем году. Так, за 10 месяцев 2011 г. указанные показатели сократились на 4%, 9,3% и 10% соответственно <7>.
--------------------------------
<5> Сборник материалов о противодействии коррупции: В 3 т. / Под общ. ред. Ю. Воробьева, Е. Тарло. М., 2010.
<6> Форма 1-А ГИАЦ МВД России за 2009 - 2010 гг.
<7> Форма 1-А ГИАЦ МВД России за 2011 гг.
Наряду с этим обращает на себя внимание качественный состав лиц, привлекаемых к ответственности за совершение коррупционных преступлений. Среди них преобладают врачи, учителя, сотрудники контролирующих органов, в то время как количество спецсубъектов остается незначительным. По данным Следственного комитета РФ, за 2008 - 2011 гг. уголовному преследованию подвергнуты немногим более 2,7 тыс. лиц, обладающих особым правовым статусом. Из них 1066 депутатов органов местного самоуправления, 916 выборных глав органов местного самоуправления, 74 депутата органов законодательной власти, 2 депутата ГД РФ <8>. В свою очередь, за 11 месяцев 2011 г. к ответственности было привлечено 734 спецсубъекта. Из них 235 депутатов органов местного самоуправления и 255 выборных глав муниципальных образований <9>.
--------------------------------
<8> Козлова Н. УК все должности покорны // Российская газета. 09.12.2011.
<9> Козлова Н. Объявляется VIP-посадка // Российская газета. 17.01.2012.
Одной из возможных причин низкой результативности правоохранительных органов РФ в сфере борьбы с коррупцией представляется активное противодействие им со стороны подозреваемых (обвиняемых) должностных лиц и их окружения. Об этом неоднократно говорили представители органов предварительного следствия РФ <10>.
--------------------------------
<10> Карачева Е. Интервью начальника ГСУ СК РФ по Москве В. Яковенко // Известия. 11.12.2011.
О наличии проблем в расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях красноречиво свидетельствуют материалы ежегодных прокурорских проверок. В 2010 г. по инициативе прокуроров было отменено 400 постановлений о прекращении дел коррупционной направленности (в 2009 г. - 355). Анализ показал, что в большинстве случаев основаниями для отмены решений являлись неполнота проведенного расследования, а также неисполнение указаний прокурора или руководителя следственного органа. Кроме того, по инициативе прокуроров было отменено 482 (в 2009 г. - 380) незаконных постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовным делам данной категории. Требования прокуроров об отмене данных решений в большинстве случаев содержали указания на их преждевременность, а также на необходимость выполнения всех следственных действий, проведение которых возможно без участия подозреваемого или обвиняемого. Отмечается существенный рост числа уголовных дел, расследованных в срок свыше установленного законом (+ 30,7%). В 2010 г. более половины уголовных дел о коррупционных преступлениях, направленных в суд, было окончено в срок свыше двух месяцев. Значительное время, учитывая большой объем уголовных дел, уходит на ознакомление обвиняемых с материалами уголовного дела <11>.
--------------------------------
<11> Доклад Генеральной прокуратуры РФ "Состояние законности и правопорядка в РФ за 2010 г.". М., 2011.
Анализ выявляемых нарушений нередко свидетельствует, что их причиной помимо нарушений требований УПК и ненадлежащего исполнения служебных обязанностей является отсутствие ведомственного контроля за процессуальной деятельностью со стороны руководителей поднадзорных следственных органов, которые не в полной мере используют процессуальные полномочия, предоставленные ст. 39 УПК РФ, в части дачи обязательных для исполнения письменных указаний следователям о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения и отмене необоснованных решений следователей. К основным недостаткам следствия следует отнести: неустановление всех обстоятельств совершения преступления, подлежащих доказыванию, неправильную квалификацию действий обвиняемых, несоответствие формулировок постановления о привлечении в качестве обвиняемого обвинительному заключению.
По нашему мнению, недостаточно эффективное преодоление противодействия расследованию - одна из причин качественного и количественного ухудшения показателей деятельности правоохранительных органов, этими же причинами объясняется высокий уровень латентности должностных преступлений коррупционной направленности в России.
Целью раскрытия и расследования преступления является установление истины в уголовном деле с помощью достоверной криминалистически значимой информации. Однако зачастую ее поиск и получение сопряжены с колоссальными усилиями, которые затрачивает субъект расследования в борьбе с противодействующими расследованию лицами, и, к сожалению, нередко печальным результатом этого противодействия является утрата криминалистически значимой информации, ее безвозвратная потеря для расследования преступления по уголовному делу. Особую сложность вызывает преодоление противодействия, выраженного в латентной форме, которое порой оказывается непреодолимым препятствием в расследовании преступления для неопытных и профессионально неподготовленных следователей. Для решения этой проблемы в теории и практике криминалистики разрабатывались различные тактические рекомендации. Однако зачастую применение рекомендуемых методик по преодолению противодействия сталкивается с более мощным сопротивлением криминалитета, в результате чего правоохранительные органы оказываются бессильны изменить следственную ситуацию.
Основными причинами данного положения являются высокая степень организованности преступности, ее материальная и техническая оснащенность, изобретательность и изощренность в способах противодействия, сокрытие следов преступления и преступников, основанное на знании криминалистики и т.д. Кроме этого, низкая результативность в преодолении противодействия расследованию преступлений во многом зависит и от недостаточной разработанности тактических рекомендаций, которые должны обновляться в соответствии с возрастающим уровнем противодействия, учитывать не только силу и эффективность противодействия, но и выявлять уязвимые места для его преодоления. Помимо этого, некоторые упущения в действующем УПК РФ по вопросам преодоления противодействия расследованию являются существенным препятствием в решении данной проблемы, которое, по нашему мнению, необходимо устранить.
Исследуемой теме посвящали научные работы многие ученые, среди которых можно особо выделить Т.В. Аверьянову, Р.С. Белкина, И.А. Бобракова, С.Ю. Журавлева, В.Н. Карагодина, Е.О. Москвина, Я.В. Краснощекого, О.Л. Стулина. Отдельные аспекты противодействия следствию рассматривал еще Ганс Гросс в своей работе "Руководство для судебных следователей как система криминалистики". Так, он писал о даче ложных показаний, о притворстве (симуляции недугов) со стороны обвиняемого или важного свидетеля во время допроса <12>.
--------------------------------
<12> Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Перепеч. с изд. 1908 г. М., 2002.
Отметим, что если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то теперь это понятие наполнилось новым содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и в конечном счете установлению истины по уголовному делу <13>.
--------------------------------
<13> Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. проф. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997. С. 129.
Ряд ученых подчеркивают, что противодействие может осуществляться в отношении сотрудников правоохранительных органов по раскрытию и расследованию конкретного преступления. А создание помех работе правоохранительных органов в целом - это высший уровень противодействия правоохранительной деятельности (стратегический уровень) <14>.
--------------------------------
<14> Головин А., Рожков В., Тишутина Н., Эрекаев А. Расследование вооруженных разбоев и бандитизма. М., 2004. С. 79.
В криминалистике различают внешнее и внутреннее противодействие. Под внутренним противодействием понимается противодействие, оказываемое теми или иными лицами, причастными в любой форме к расследованию: подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями и потерпевшими, специалистами и экспертами, другими лицами, оказавшимися на месте происшествия, и пр. Для них характерно стремление скрыть, изменить или уничтожить эту информацию и (или) ее носителей. Внешнее противодействие - это деятельность лиц, либо вообще не связанных с расследуемым событием и лицом, осуществляющим расследование, либо связанных со следователем (дознавателем) процессуальными, служебными или иными властными отношениями или другими зависимостями <15>.
--------------------------------
<15> Бобраков И. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 1997.
Противодействие расследованию проявляется в самых различных формах. К наиболее распространенной форме относится сокрытие преступлений, которое включает такие способы, как утаивание информации и/или ее носителей; уничтожение информации и/или ее носителей; маскировка информации и/или ее носителей; фальсификация информации и/или ее носителей; смешанные способы сокрытия.
Утаивание предполагает такие действия (бездействие), когда лицо, ведущее расследование, остается неосведомленным по поводу обстоятельств расследуемого дела. К данному способу относятся умолчание, недонесение, несообщение запрашиваемых сведений, отказ, сокрытие могущих иметь значение вещественных доказательств. Уничтожение как способ сокрытия преступления может быть направлено на следы преступления либо следы преступника. Могут быть уничтожены не только материальные следы и их носители, но и уничтожены носители идеальной информации. Маскировка является таким способом сокрытия преступления, которая преследует цель изменения представления о совершенном преступлении, носителях информации и т.д. Фальсификация означает подделку, создание ложной информации или ее носителей, которая осуществляется следующими способами: дачей заведомо ложных показаний, заведомо ложными сообщениями, заявлениями, созданием ложных следов и носителей информации, полной или частичной подделкой документов, подменой, дублированием объектов, частичным уничтожением объекта с целью изменения его внешнего вида и т.д. Смешанным способом сокрытия преступления являются инсценировки <16>.
--------------------------------
<16> Краснощеков Я. Нейтрализация утраты криминалистически значимой информации при производстве следственных действий в ситуациях противодействия расследованию: Автореф. дис. ... к.ю.н. Краснодар, 2008.
Противодействие расследованию должностных преступлений коррупционной направленности включает две составляющие: 1) воздействие на источники криминалистически значимой информации до выявления совершенного преступления; 2) деятельность по воспрепятствованию в любой форме производству всестороннего, полного и объективного расследования.
Обобщение судебно-следственной практики показывает, что к числу основных мер по нейтрализации противодействия расследованию должностных преступлений коррупционной направленности относятся:
- привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, а также за иные противоправные деяния, предусмотренные главой 31 УК РФ "Преступления против правосудия";
- применение мер принуждения в отношении участников уголовного судопроизводства в соответствии со ст. 111 УПК РФ;
- применение мер, направленных на неразглашение данных предварительного расследования при проверке сообщений о преступлении, о планах производства следственных действий, хода их проведения и содержания;
- осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и устранение воздействия (путем угроз, подкупа, уговоров) на следователя, потерпевшего и свидетелей со стороны защитника, должностных лиц органов власти и управления, связанных с преступниками или их близкими;
- пресечение воздействия на понятых, специалистов и экспертов;
- обеспечение мер безопасности участникам уголовного процесса. В целях обеспечения безопасности таким лицам законодатель предусмотрел ряд мер, которые не лишены противоречий и недостатков. Так, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" гарантирует конфиденциальность сведений о защищенном лице <17>, а п. 6 ст. 278 УПК РФ гласит, что в случае обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо устранения каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями. Данное противоречие свидетельствует о том, что секретность сведений о лицах, дающих важные показания, не может быть полностью гарантирована, что может привести к их отказу от сотрудничества. Несовершенной является также ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Дело в том, что меры для обеспечения безопасности участников судебного следствия принимаются только тогда, когда имеются достаточные данные о том, что этим лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями. Если преступники или иные заинтересованные лица угрожают конкретным участникам судебного следствия, то, естественно, они уже знают этих участников судебного следствия. В связи с этим становятся бессмысленными меры безопасности. Поэтому в данной ситуации становится актуальной необходимость своевременного обеспечения мер безопасности лицам, помогающим следствию, до того, как эти угрозы появились, и поэтому, по нашему мнению, необходимо изменить формулировку ч. 3 ст. 11 УПК РФ;
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3534.
- нейтрализация противодействия со стороны руководителей учреждений и предприятий, СМИ, заинтересованных в сокрытии преступления.
Наряду с этим в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией необходимо принять следующие организационно-правовые меры:
- своевременно пресекать факты нарушения УПК РФ и коррупции сотрудниками органов предварительного следствия. За последние четыре года уголовному преследованию были подвергнуты 347 следователей МВД, 65 следователей СК РФ и 39 следователей ФСКН <18>;
--------------------------------
<18> Козлова Н. УК все должности покорны // Российская газета. 09.12.2011.
- активизировать профилактическую деятельность органов предварительного следствия;
- упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (глава 52 УПК РФ);
- активизировать работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
- обеспечить надлежащий контроль за доходами государственных и муниципальных служащих, их близких, а также установить полный запрет на участие служащих в деятельности коммерческих организаций;
- активнее использовать институты дисквалификации и отрешения от должности в связи с утратой доверия;
- ввести в Уголовный кодекс РФ конфискацию имущества за должностные преступления в качестве меры наказания.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.