Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГУМАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
А. ДАТИЙ, Е. ДАНИЛИН, И. СУСЛОВА
Датий Алексей, доктор медицинских наук, профессор РязГМУ им. академика И.П. Павлова.
Данилин Евгений, кандидат педагогических наук, доцент, пенсионер ФСИН России.
Суслова Ирина, газета "ЭЖ-Юрист".
Современные воспитательные колонии - важный социальный институт, где узаконена система социализации личности и реабилитации осужденных. Лицам, отбывающим там наказание, законом предоставлено право на получение общего образования, приобретение профессии, охрану здоровья, социальную и правовую защиту, психологическую помощь, чтобы, освободившись, они смогли адаптироваться к условиям жизни в обществе и достойно выполнять социальные роли семьянина, работника, гражданина.
Социально-демографическая характеристика
Данные характеристик осужденных учитываются при организации воспитательных центров - нового вида исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных, предусмотренного Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Характеристика осужденных включает в себя социально-демографические, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные показатели.
С 2005 года наблюдается сокращение численности осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях (ВК). На 1 января 2012 года в ВК содержались 2792 осужденных.
Возраст осужденных. В 2011 году возрастной состав осужденных выглядел следующим образом: 14 - 15-летние - 5,9%, 16 - 17-летние - 73,9%, 18 - 19-летние - 20,2%.
Законом предусмотрена возможность содержания в ВК не только осужденных несовершеннолетних, но и лиц старше 18 лет, однако не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Данное изменение было внесено в УИК РФ в конце 2008 года (Федеральный закон от 22.12.2008 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"). Ранее осужденные к лишению свободы, достигшие 18-летнего возраста, могли остаться в ВК, но не более чем до достижения ими 21 года.
В целом проблема перевода из ВК в исправительную колонию (далее - ИК) лиц, достигших совершеннолетия, стоит весьма остро. Обязательность перевода 19-летних осужденных, как правило, влечет за собой нарушение с их стороны правил внутреннего распорядка и даже совершение преступлений для того, чтобы заработать "авторитет", который якобы поможет им адаптироваться к условиям ИК, то есть среди взрослых преступников. Дальнейшая жизнь лиц, переведенных из ВК в ИК, все больше становится связанной с преступной средой.
Решение данной проблемы видится в создании такого пенитенциарного учреждения для лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте, в котором они будут отбывать наказание с момента его начала и до освобождения, исключая перевод в ИК.
Род занятий до осуждения. В настоящее время в ВК находится больше всего лиц, которые до осуждения учились в общеобразовательных школах и других учебных заведениях (79,3%), из них значительная часть (60,3%) были учащимися общеобразовательных школ, специальных школ и специальных профессиональных училищ - 10,3%, вспомогательных школ - 8,7%.
Несмотря на то что учеба в подростковом возрасте признается ведущим видом деятельности, а школа наряду с семьей должна выступать основным институтом социализации личности, в ВК нередко поступают неграмотные или малограмотные несовершеннолетние, у которых наблюдается высокая степень социальной и педагогической запущенности.
В 2011 году среди осужденных, не имеющих никакого образования, было 2,4%; имеющих только начальное образование - 44,6%; основное общее образование - 48,1%; общее образование - 3,5%; среднее профессиональное образование - 1,4%.
Помимо учащихся среди осужденных 2,8% до направления в ВК работали, а 17,9% - не работали и не учились.
Семейное положение осужденных. Семья является важнейшим институтом социализации личности, и именно от вектора семейного воспитания зависит поведение несовершеннолетнего, что наглядно подтверждается среди осужденных ВК. Так, почти половина осужденных, отбывающих наказание в ВК, воспитывались в неполных семьях (48,2%), были сиротами и лицами, лишенными родительского попечения, - 17,6%.
Состояние здоровья осужденных. В 2011 году у 74,4% лиц, поступивших в ВК, были зарегистрированы заболевания, из них 89,7% страдали социально значимыми болезнями. Характерно увеличение числа случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности после начала наркотизации.
Таким образом, подростки, поступающие в ВК, характеризуются крайне низким уровнем физического и психического здоровья. Большинство из них страдают сочетанной патологией. Среди причин плохого состояния здоровья важное место отводится предшествовавшему образу жизни, низкому общекультурному уровню, а также недостаточным знаниям вопросов гигиены и санитарии.
Уголовно-правовая характеристика
Вид совершенного преступления. В 2011 году в ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие умышленные тяжкие (59,3%) и особо тяжкие (36,0%) преступления. Доля осужденных, находящихся в ВК за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, возросла и составила 95,4%.
В 2011 году осужденные, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, составили, соответственно, 0,1% и 4,6%.
Лица в несовершеннолетнем возрасте осуждаются за совершение более чем 20 видов преступлений. Однако сфера преступных посягательств достаточно узкая и остается неизменной.
В 2011 году осужденные отбывали наказание за: грабеж (ст. 161 УК РФ) - 19,8%; кражу (ст. 158 УК РФ) - 19,6%; разбой (ст. 162 УК РФ) - 14,1%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 11,6%; убийство (ст. 105 УК РФ) - 9,2%; изнасилование (ст. 131 УК РФ) - 8,6%; преступления, связанные с наркотиками, - 2,4%; ряд других преступлений.
Что касается срока наказания, то в 2011 году осужденные в ВК распределялись следующим образом: до 2 лет включительно - 21,2%, от 2 до 3 лет - 29,9%, от 3 до 5 лет - 32,2%, от 5 до 10 лет - 16,7%. Как правило, осужденные не успевают отбыть весь срок наказания в ВК, и их переводят в исправительную колонию. Данное обстоятельство негативно влияет на личность переводимого осужденного, влечет за собой перерыв в процессе его исправления и ресоциализации.
Уголовно-исполнительная характеристика
Отношение осужденных к общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В ВК поступают осужденные с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности, не имеющие учебных, трудовых и профессиональных навыков.
Изменения, происходящие и наблюдаемые у осужденных в процессе их обучения в школе и профессиональном училище ВК, можно считать важными показателями ресоциализации личности. Все осужденные, находящиеся в ВК и обязанные по закону обучаться в школе и профессиональном училище, вовлечены в учебный процесс. За время пребывания в ВК, по мнению администрации учреждений, 67,9% осужденных изменили свое негативное отношение к учебе в школе на позитивное. Большинство осужденных проявляют добросовестное отношение к учебе в школе. Однако 22,9% осужденных не проявляют интерес к этому виду деятельности.
Поведение осужденных. Среди осужденных в ВК доля лиц, характеризующихся сотрудниками учреждений положительно, составляет 38,3%; нейтрально - 39,4%; отрицательно - 19,9%; злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания - 2,4%.
В 2011 году 66,5% осужденных находились в обычных условиях отбывания наказания, 21,6% - в облегченных, 8,0% - в льготных и 3,9% - в строгих условиях отбывания наказания.
Таким образом, большинство осужденных сконцентрированы на обычных условиях отбывания наказания, что свидетельствует об их низкой мотивации к исправлению.
Готовность осужденных к освобождению. Большинство осужденных, содержащихся в ВК в настоящее время, не готовы к освобождению. Они высказывают мнение о том, что будут испытывать различные трудности в бытовом и трудовом устройстве после освобождения. В меньшей степени эти трудности связаны с бытовым устройством осужденных (13,1%), в большей - с трудовым устройством осужденных (61,2%). А 25,7% осужденных, по их мнению, после освобождения трудностей не испытают.
Требуется реформа ВК
Исходя из характеристики нынешних несовершеннолетних осужденных, у которых наблюдается довольно высокая степень педагогической и социальной запущенности, в работе с ними особое внимание требуется обратить на повышение образовательного уровня, освоение трудовых профессий, выработку навыков законопослушного поведения и общения с людьми, занятие общественно-полезным трудом, поддержание здорового образа жизни.
В связи с этим повышается роль учителей общеобразовательной школы ВК, мастеров профессионального училища, воспитателей, психологов и социальных работников колонии. Здесь важно не просто передавать умения, а стремиться привить подростку навыки нравственного поведения, интерес к учебной и профессиональной деятельности, что невозможно без установления позитивного отношения сотрудников колонии к осужденным.
В настоящее время требуется реформировать ныне действующие ВК, предназначенные для отбывания наказания лицами, совершившими преступления и осужденными в несовершеннолетнем возрасте. Потребность в подобном реформировании назрела и вызвана по крайней мере двумя причинами.
Во-первых, внешней причиной, связанной со стремлением пенитенциарной системы России приблизиться к международным стандартам, в частности к Европейским тюремным правилам (2006 года), Европейским правилам в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказания (2008 года), требованиям Европейского комитета против пыток и другим международным правовым документам, касающимся лиц, лишенных свободы.
Во-вторых, реформирование вызвано внутренней причиной, связанной с необходимостью учитывать динамику изменений отечественной уголовной и уголовно-исполнительной политики. За последнее время произошли существенные изменения условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в сторону их гуманизации. Осуществляется декриминализация отдельных составов преступлений, предусмотренных статьями УК РФ, которые переводятся в разряд административных правонарушений. Расширяется практика применения судами альтернативных лишению свободы наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. В связи с этим количество осужденных в ВК значительно сократилось.
Прослеживается еще одна тенденция: сейчас в ВК сосредотачивается самая сложная в криминальном плане категория осужденных, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
До сих пор в ВК сохраняется активность отрицательно настроенных осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, распространению воровских традиций и криминальной субкультуры. Этому во многом способствует отбывание наказания в одном учреждении осужденных за преступления небольшой и средней тяжести и за особо тяжкие преступления. Назрела необходимость введения в практику сепаратного (раздельного) содержания несовершеннолетних осужденных. Назначая наказание, суд должен учитывать тяжесть и общественную опасность совершенных ими преступлений, личностные особенности несовершеннолетних.
Они будут жить среди нас
К сожалению, сейчас в ВК задачи исполнения наказания, отбытия срока затмевают решение другой, более сложной и важной задачи - социализации личности осужденного подростка. Действуя подобным образом, мы забываем, что эти молодые люди вернутся в общество и будут жить среди нас.
Пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осужденных должны отвечать всем современным требованиям и быть организованы в виде реабилитационного центра, решающего задачи как исполнения наказания несовершеннолетними осужденными, так и их ресоциализации, подготовки к жизни после освобождения. Задача подготовки осужденных к жизни после освобождения, как бы парадоксально она не звучала в местах лишения свободы, имеет право на существование. Для этого потребуется по-иному взглянуть на пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних осужденных, произвести их реорганизацию.
В основу построения новой модели пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних осужденных целесообразно положить следующие принципы:
- сепаратное (раздельное) содержание осужденных с учетом тяжести и общественной опасности совершенных преступлений;
- комплексный подход к проведению с ними социальной, психологической и воспитательной работы;
- содержание осужденных в одном пенитенциарном учреждении с начала и до окончания срока наказания независимо от возраста, осуществляя непрерывность исправительного воздействия на них;
- действие социального лифта в процессе исправления осужденных, то есть их перемещение "вниз-вверх", путем помещения в различные условия отбывания наказания в зависимости от поведения, отношения к основным средствам исправления, стремления к ресоциализации.
Проблема ресоциализации осужденных и адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, - проблема государственная. Она не может быть успешно решена без четкого взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества. Для этого необходимы консолидация всех здоровых сил общества и выработка соответствующей правовой базы, предусматривающей регулирование вопросов их взаимодействия на законодательном уровне. В нашей стране требуются принятие федерального закона об оказании помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в том числе и несовершеннолетним, подготовка на государственном уровне программы по адаптации подростков и молодежи, освободившихся из колонии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.