Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАК ЗАЩИТИТЬ ВЛАСТЬ ОТ ЗАХВАТА И (ИЛИ) ЕЕ НЕЗАКОННОГО УДЕРЖАНИЯ
И.А. ЕФРЕМОВ
Статьей 3 Конституции России <1> закреплено правило, согласно которому "захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Во исполнение данного конституционного запрета статьей 278 УК РФ <2> установлена уголовная ответственность за насильственный захват власти или насильственное ее удержание. Диспозицией названной статьи УК РФ определено, что преследование за указанные действия возможно, если это осуществлено в нарушение Конституции РФ. Получается некий замкнутый круг.
--------------------------------
<1> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
<2> Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Для подготовки статьи использована редакция УК РФ от 1 марта 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Из диспозиции статьи 278 УК РФ также следует, что уголовно наказуемыми деяниями помимо действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное ее удержание в нарушение Конституции РФ, являются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Обратившись к Конституции РФ, можно понять: уголовная ответственность за вышеуказанные действия наступает, если нарушены общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российской Федерации и суверенитет государственной власти, а равно общественные отношения по поводу конституционного строя России (объект преступлений). В частности, если не соблюдены основы формирования и функционирования органов власти (ст. 3 Конституции РФ: "...носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ..."), власть осуществляется без разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), не соблюдается принцип функционирования двух уровней власти - федерального и субъектов Федерации (ст. ст. 5, 11 Конституции РФ), не соблюдены конституционные положения по порядку формирования органов власти (ст. ст. 81, 96, 111, 118 Конституции РФ), а также, если нарушены общественные отношения, урегулированные главой 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".
Объективная сторона рассматриваемых преступлений сформулирована как совершение деяний в виде насильственных действий. В Конституции РФ как в нормативном правовом акте, к которому отсылает бланкетная (отсылочная) диспозиция рассматриваемой статьи УК РФ, не содержится описание (расшифровка) объективной стороны рассматриваемых преступлений, что обычно имеет место быть в подобных случаях. В Конституции термин "насильственное" используется только один раз - в статье 13 в связи с запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Получается, что в части названной объективной стороны ни уголовный закон, ни Конституция РФ не дают ответа. Как говорится, круг замкнулся.
Нет легитимных (официальных) толкований и со стороны Верховного Суда РФ по поводу того, какие действия по рассматриваемым составам преступлений следует считать насильственными. В одном из немногих постановлений Пленума Верховного Суда РФ (там как раз и даются подобные толкования-разъяснения), где упоминается статья 278 УК РФ <3>, никаких разъяснений в части применения указанной статьи нет.
--------------------------------
<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета. 2012. N 35.
Большинство специалистов в области уголовного права, комментируя рассматриваемую статью, считают, что под насилием как неконституционном способе захвата власти или ее удержания следует понимать, например, заключение под стражу, интернирование, насильственную физическую изоляцию, физические унижения, побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы власти. При этом не принимается во внимание то, как определяют "насилие" и "насильно" словари русского языка. Помимо применения физической силы к кому-нибудь (назовем это - классическое понимание насилия) под этими терминами понимается совершение чего-либо против воли человека, людей, против закона <4>. То есть это положение, когда физическая сила, принудительное воздействие, притеснение как таковые отсутствуют, но при этом совершается беззаконие, происходит что-либо против воли людей.
--------------------------------
<4> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 334.
Характер, размер рассматриваемых насильственных действий и их последствия, как следует из толкования норм УК РФ, имеют значение для квалификации преступлений. Если, например, насилие совершается с применением оружия, в его результате причинена смерть и наступили иные тяжкие последствия, требуется дополнительная квалификация (например, по ст. ст. 105, 277, 317 УК РФ). Если же такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) и не требует дополнительной квалификации.
Рассматриваемые преступления по статье 278 УК РФ имеют формальные составы, т.е. считаются оконченными с момента совершения указанных насильственных действий, и при этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели: захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.
Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом и специальной целью - неконституционным захватом власти, неконституционным ее удержанием или изменением конституционного строя Российской Федерации насильственным путем.
Как следует из УК РФ, субъект преступления при насильственном захвате власти и насильственном изменении конституционного строя - общий, т.е. лицо, достигшее возраста 16 лет; при насильственном удержании власти субъект специальный - представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и обязанных в соответствии с ней передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.
Названная статья УК РФ, направленная на защиту конституционных норм, также должна отвечать задачам Кодекса, закрепленным в части 1 ст. 2, где они перечислены по приоритетности: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
С учетом сегодняшних реалий в Российской Федерации вряд ли можно говорить, что статья 278 УК РФ полноценно защищает вышеперечисленные приоритеты и есть необходимость существования ее в таком, сегодняшнем, виде.
Во-первых, маловероятно, что с помощью вышеописанных в статье деяний одно или даже несколько лиц (если только это не лица, обладающие серьезными возможностями) имеют реальную возможность насильственно захватить и удерживать власть, а равно насильственно изменить конституционный строй. Если же деяния будут иными, то, как отмечалось выше, это будут уже другие составы преступлений. Как показывает практика применения этой статьи, привлечение к уголовной ответственности по ней осуществляется, как правило, по совокупности преступлений. Или эти деяния могут охватываться другими составами. То есть статья в "чистом" виде практически "не работает". Ее применение в таком виде возможно, наверное, только тогда, когда какой-то бедолага, на законные и обоснованные просьбы которого чиновники никак не реагируют, пойдет в местную администрацию, нанесет побои какому-то чиновнику, а потом под уговорами и давлением местных правоохранителей сознается, что сделал он это с целью или захвата власти, или изменения конституционного строя Российской Федерации насильственным путем.
Во-вторых, совершая вышеописанные насильственные действия не в связи с захватом власти, удержанием у власти или изменением конституционного строя, а, например, отстаивая свои демократические права, лицо или лица при определенных усилиях правоохранителей могут быть подвергнуты уголовному преследованию по статье, отнесенной к категории особо тяжких преступлений. Тем самым если не на всю жизнь, то на многие годы, как говорится, людям будет испорчена биография. Что в наших реалиях не является редкостью.
В-третьих, с использованием существующих сегодня различных современных технологий (информационных, пиар-технологий, Интернета и др.), а также "ручных" и продажных СМИ на некоторый период (например, период прихода к власти) можно, образно выражаясь, убедить общественность, что черное является белым, а белое - черным. Поэтому вряд ли можно считать диспозицию статьи 278 УК РФ о насильственном захвате и удержании власти, а также изменении конституционного строя Российской Федерации и в целом состав этой статьи актуальным. Так что нецелесообразно "держать" указанную статью в ее настоящем виде в УК РФ.
В-четвертых, вышеупомянутые технологии и возможности по ненасильственному (в классическом понимании) захвату власти вынуждают корректировать имеющиеся составы преступлений в данной части и вводить новые составы в целях исполнения конституционных требований о недопустимости захвата власти или присвоении властных полномочий, а также выполнении вышеуказанных задач, закрепленных статьей 2 УК РФ.
Обратимся к нормам УК РФ, которые защищали советскую власть, - предшественницу современной российской власти. В УК РСФСР <5> составы, подобные закрепленным статьей 278 УК РФ, были прописаны в двух статьях: 64 <6> "Измена Родине" и 70 <7> "Призывы к насильственному изменению конституционного строя". Согласно пункту "а" ст. 64 заговор <8> с целью захвата власти наказывался лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества. В соответствии с частью 1 ст. 70 публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти, а равно массовое распространение материалов, содержащих такие призывы, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или штрафом в сумме до 20 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации. Части 2 и 3 названной статьи содержали квалифицированные составы этого преступления. Частью 2 предусматривалась ответственность за те же действия, что и в части 1, совершенные повторно либо организованной группой лиц, а частью 3 - за действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, совершенные по заданию иностранных организаций или их представителей. Санкции по квалифицированным составам соответственно были выше.
--------------------------------
<5> Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591. Для подготовки статьи использована редакция УК РСФСР от 30 июля 1996 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Статья 64 в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 30 января 1984 г., Закона РФ от 18 февраля 1993 г. N 4510-1 // Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 5. Ст. 168; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 360. Для подготовки статьи использована редакция УК РСФСР от 30 июля 1996 г. // СПС "Консультант Плюс".
<7> Статья 70 в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 11 сентября 1989 г., Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3618-1 // Ведомости ВС РСФСР. 1989. N 37. Ст. 1074; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 44. Ст. 2470. Для подготовки статьи использована редакция УК РСФСР от 30 июля 1996 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Заговор - тайное соглашение о совместных действиях против кого-н. в политических и других целях // Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 174.
На наш взгляд, такое описание объективной стороны названных преступлений, т.е. деяний в виде указания на заговор или перечисление, по сути, исчерпывающих действий, являются более правильными, понятными, нежели отсылочная диспозиция статьи 278 УК РФ. Тем более, если иметь в виду, что отсылка к Конституции РФ в статье 278 УК РФ, как отмечалось выше, никоим образом не вносит ясность в то, какие конкретно деяния следует считать запрещенными уголовным законом.
Приведенный выше анализ законодательства, которым запрещается насильственный захват власти или насильственное ее удержание, и практики его применения позволяют сформулировать следующие выводы в целях изменения статьи 278 УК РФ.
Преступные деяния по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя Российской Федерации являются системой действий, которые могут быть осуществлены не только в виде насилия, но и иным, не насильственным в классическом понимании, образом. И это должно быть отражено в диспозиции статьи.
Целесообразно перечень действий по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя Российской Федерации максимально подробно описать в диспозиции статьи аналогично тому, как это было сделано в УК РСФСР. Как вариант, может быть указано, что "осуществление заговора с целью..." является уголовно наказуемым (заговор, как отмечалось выше, подразумевает систему действий).
Помимо основного (базового) состава преступления в статье или статьях УК РФ должны предусматриваться квалифицированные составы.
В квалифицированных и особо квалифицированных составах помимо ответственности для организованной группы лиц необходимо предусмотреть уголовную ответственность за захват, удержание власти и изменение конституционного строя лицами, возглавляющими (возглавлявшими) высшие органы власти Российской Федерации.
Также в этих квалифицированных составах должна предусматриваться ответственность для других должностных лиц высших органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации, а также руководителей и членов избирательных комиссий, в распоряжении которых также имеется так называемый административный ресурс, который может быть использован для захвата, удержания власти и изменения конституционного строя Российской Федерации. Например, путем подкупа, понуждения и других воздействий на избирателей в целях голосования за определенного кандидата.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.