Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ (БАНКОВСКОЙ, НАЛОГОВОЙ) СИСТЕМЫ И ДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ: СТ. 183 УК РФ
О.Г. КАРПОВИЧ
Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Общественная опасность незаконного получения или разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, заключается в том, что нарушенный тем самым режим конфиденциальности информации не позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Лица, совершившие такие деяния, или недобросовестно использующие "чужую тайну", лишают потерпевших тех преимуществ (по отношению к своим конкурентам), которые дает ему обладание конфиденциальной информацией.
Непосредственным объектом преступления являются предпринимательские, налоговые или банковские правоотношения, обеспечивающие режим конфиденциальности коммерческой, налоговой или банковской тайны.
Предметом преступления являются конфиденциальные сведения (информация), содержащие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
В общепринятом понимании конфиденциальность предполагает доверительный, не подлежащий огласке, секретный для лиц, не являющихся их законными обладателями, характер сведений. Их правовая конкретизация дается в ст. 4 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" <1>. Это - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений), служебная, коммерческая тайна и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
Кроме конфиденциальности информации, т.е. ее неизвестности третьим лицам, такая информация должна быть обеспечена охраной ее обладателя.
Неизвестность третьим лицам означает, что информация не должна быть общеизвестна. Под общеизвестностью можно понимать то, что "известно неопределенно большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего".
В соответствии со ст. 139 ГК России коммерческая тайна - право предприятий, организаций не разглашать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, научно-технической деятельности, а также сведения о технологии производства, о деловых партнерах, контрактах и т.д., обусловленное опасностью нанесения ущерба предприятию.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне" <2> под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3> в числе запретов на недобросовестную конкуренцию упоминается "незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну".
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
Информация, составляющая коммерческую тайну, - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - это ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.
Например, информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной законным способом, если она получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании <4>.
--------------------------------
<4> ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Передача информации, составляющей коммерческую тайну, - это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.
На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, принято относить:
а) содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности организации, которое должно быть отнесено к коммерческой тайне в любом случае - в силу п. 4 ст. 10 ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <5>;
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
б) информацию о полезных моделях, промышленных образцах, изобретениях и иных объектах интеллектуальной собственности, находящихся на стадии разработки (регистрации);
в) информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и др.), об условиях заключаемых сделок, ценообразовании, предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен и формируемых на основе этих сведений клиентских базах;
г) информацию личного характера - все сведения об источниках доходов, личной жизни руководства и главного бухгалтера, членов их семей, адреса, расписание деловых встреч, данные об их контактных телефонах, пагубных привычках, маршрутах передвижений и т.д.;
д) информацию о технических средствах охраны имущества организации, системах охранной и иной сигнализации, методах и приемах обеспечения безопасности деятельности организации, местах хранения материальных ценностей.
При определении вопроса о том, на какую информацию в организации должен быть установлен режим коммерческой тайны, необходимо учитывать ограничения, установленные в ст. 5 "Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну" ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ <6>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Коммерческая тайна предполагает специальное оформление на уровне локальных актов. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Банковская тайна представляет собой специфический вид коммерческой тайны и в соответствии со ст. 857 ГК РФ - включает в себя тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банковскую тайну могут составлять и иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону, например, конфиденциальная информация, полученная банком по планировавшемуся, но не состоявшемуся по каким-либо причинам кредитному договору.
В отличие от коммерческой банковская тайна не требует специального оформления локальными актами, а круг ее сведений определен законом и является одинаковым для любых банков. Круг лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну, также устанавливается законом и расширительному толкованию не подлежит. Никаким другим лицам без согласия клиента банковские сведения распространяться не должны <7>.
--------------------------------
<7> См.: статья 26 "Банковская тайна" ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (ст. 857 ГК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 Кодекса. Таким образом, налоговую тайну (ст. 102 НК РФ) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 21 НК РФ гарантируется право налогоплательщиков на соблюдение и сохранение налоговой тайны.
Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Понятие налоговой тайны не совпадает с понятием коммерческой тайны в действующем законодательстве. Оно охватывает не только сведения, которые являются коммерческой тайной налогоплательщика, но и такие сведения, которые к ней не относятся (учредительные документы, документы о платежеспособности, об исполнении налоговой обязанности). Так, МНС России указало, например, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) <8> и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну.
--------------------------------
<8> Письмо МНС России от 04.12.2002 N ФС-6-09/1868@ "О предоставлении налоговыми органами сведений о юридических лицах, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц" // Налогообложение. 2003. N 1.
Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 <9> утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей. Так, основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.
--------------------------------
<9> Приказ МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 23.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Так, Приказом МВД РФ от 11 октября 2005 г. N 825 <10> был закреплен перечень должностных лиц органов внутренних дел, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну (всего - 115 должностей; из них 62 - в полном объеме, 18 - в объеме представленных на экспертизу документов, 35 - в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей, определенных положениями о соответствующих подразделениях).
--------------------------------
<10> СПС "КонсультантПлюс".
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Потерпевшими в данном преступлении выступают субъекты коммерческой (предприниматель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), налоговой (налогоплательщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо) или банковской тайны, чьи личные и коммерческие интересы защищаются институтом охраны тайны.
Последним согласно ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <11> может являться клиент банка (как физическое, так и юридическое лицо), который на основе специально заключенного соглашения с банком проводит операции, открывает счет и/или делает вклад, и корреспондент. Например, физическое лицо, пришедшее в банк для обмена валют или делающее перевод без открытия счета, также становится клиентом.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Корреспондентами являются банки, подписавшие соглашения о корреспондентских отношениях друг с другом, а также банки, работающие на основе других соглашений, в частности, соглашений о проведении конверсионных, валютно-обменных операций и т.д.
Статья 183 УК предусматривает ответственность за два разных преступления с формальными составами:
1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1);
2) незаконное их разглашение или использование (ч. 2).
Объективная сторона преступления (ч. 1) характеризуется незаконным собиранием сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Так, информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также, если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания <12>.
--------------------------------
<12> П. 4 ст. 4 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за собирание таких сведений следующими способами: путем похищения документов, подкупа, угроз или иным способом.
Похищение предполагает незаконное изъятие документов, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну у их владельца.
Так, при собирании сведений путем похищения документов виновный противоправно безвозмездно изымает не принадлежащие ему материальные носители информации (договоры, банковские справки и платежные документы, накладные и т.п.) из собственности или законного владения юридических лиц, в том числе банков, или индивидуальных предпринимателей.
Так, в Москве были задержаны члены преступной группировки, занимавшиеся торговлей компьютерной базой данных со сведениями о налогоплательщиках Московского региона. В ходе совместной операции ФСБ и УБЭП Москвы были задержаны "лица, причастные к незаконному приобретению, производству и продаже крупных партий электронных носителей информации, содержащих базы данных со сведениями, составляющими коммерческую, налоговую и банковскую тайны". Задержанные являлись организаторами хищения из государственных органов и распространения баз данных не только о доходах москвичей, но и многих аналогичных данных по другим сферам, появлявшихся в открытой продаже последние годы, - по всем банковским операциям Центробанка, по экспортно-импортным операциям, а также баз ГИБДД.
Похищение может заключаться в краже, грабеже, мошенничестве, разбойном нападении, т.е. в тайном, открытом, в завладении ими путем обмана или злоупотребления доверием, или насильственном завладении указанными предметами. В последнем случае насильственные действия должны получить самостоятельную квалификацию.
Подкуп - как способ совершения данного преступления, состоит в незаконной передаче лицу, имеющему доступ к коммерческой, налоговой или банковской тайне, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, позволяющим ему иметь доступ к такой информации.
Угроза - словесно, письменно или другим способом выраженные сведения (информация), адресованные лицу, подвергающемуся угрозе (принуждаемому), о совершении немедленно либо в будущем нежелательных (вредных) для него или же его близких деяний. Угроза как способ совершения преступления характеризуется оказанием такого воздействия на психику человека, при котором его воля подчиняется требованиям угрожающего, при этом расчет виновного строится на иерархии ценностей конкретного потерпевшего, выбирающего из охраняемых благ, поставленных в опасность причинения вреда, наиболее значимое для принуждаемого <13>.
--------------------------------
<13> См.: Шестаков А.Л. Принуждение как способ совершения сотрудниками органов внутренних дел преступлений против правосудия: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 86.
Иные незаконные способы собирания коммерческой, налоговой или банковской тайны могут составлять действия по использованию документов, содержащих данную информацию без ее обращения в свою собственность; использование компьютерной техники или иных технических средств для обеспечения доступа к незаконному получению интересующей информации.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 - общий, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, не являющееся владельцем коммерческой, налоговой или банковской тайны и не допущенное к ней в установленном порядке.
Субъективная сторона в ч. 1 характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественную опасность своих действий по собиранию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, незаконным способом.
Объективная сторона преступления (ч. 2) выражается в незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия ее владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Способами данного преступления выступают: разглашение и использование указанных сведений.
Разглашение - это сообщение сведений хотя бы одному лицу, не имеющему к ним доступа. Это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя (владельца) такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Согласно ч. 2 ст. 102 НК к разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Использование - это получение любой имущественной или неимущественной выгоды (для себя или иных лиц) в связи с доступом к сведениям, составляющим коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 - специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которому коммерческая, налоговая или банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе.
Обладатель информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, - это лицо, которое владеет информацией, составляющей такую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим конфиденциальности.
Обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, могут являться должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие; работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты; контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые, соответственно: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел; федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Поэтому, по смыслу ст. 102 НК РФ, обладателями информации, составляющей налоговую тайну, являются сотрудники налоговых органов, органов внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов и таможенных органов, их должностные лица и привлекаемые специалисты, эксперты.
Субъектами правоотношений, связанных с охраной, предоставлением и использованием банковской тайны являются:
- владельцы информации - кредитные организации, приобретающие подлежащие охране как банковская тайна сведения в связи с и на основании договоров с клиентами. Информация передается клиентом в банк либо создается непосредственно при исполнении договора. Передача информации в данном случае носит дополнительный к договору характер и имеет целью обеспечить возможность выполнения кредитной организацией обязательств по договору. Владельцы информации имеют право на ее использование, а в случаях, прямо предусмотренных законом, также право предоставления такой информации третьим лицам;
- пользователи информации. Они получают сведения, относящиеся к банковской тайне, от владельцев информации в связи с необходимостью выполнения своих профессиональных (должностных) обязанностей. Пользователи информации могут получать доступ к банковской тайне только на основании закона.
Банк России является особым субъектом банковской тайны, поскольку, осуществляя надзорные и контрольные функции, он обладает подробной информацией о деятельности всех банков. Согласно ст. 56 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации" поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующего банка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Прежде всего, сам банк как специализированное предприятие обязан предпринять необходимые организационные меры для сохранения информации о клиентах в тайне. Такие меры включают в себя как приобретение специального оборудования, так и разработку специальных внутренних процедур, предотвращающих раскрытие тайны. Процедуры, в частности, предполагают четкое определение положения работника и его отношения к конфиденциальным сведениям.
Указанные правила распространяются на сотрудников банка, нанятых на основании трудовых договоров, и могут распространяться на лиц, работающих на банк по другим основаниям (договор подряда, договор на оказание услуг и т.д.), если это специально оговорено в соответствующем соглашении, иначе такое лицо не будет нести ответственность за разглашение тайны.
Упорядочение и координация работы в области охраны сведений, составляющих банковскую тайну, регулируются Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" <14>.
--------------------------------
<14> Вестник Банка России. 2004. N 7.
В ч. 2 статьи субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественную опасность своих действий по незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Часть 3 статьи предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, если в результате их совершения причинен крупный ущерб, а равно при наличии корыстной заинтересованности виновного.
Ущерб признается крупным в зависимости от характера причиненного вреда, вида преступного посягательства, круга потерпевших и т.д. Ущерб может выражаться в подрыве деловой репутации хозяйствующих субъектов.
Например, гражданин собирался взять кредит в банке на приобретение жилья, однако вследствие того что банк получил от налоговых органов информацию о том, что у гражданина числится недоимка по транспортному налогу, в кредите гражданину отказывается. Можно понять позицию банка - в случае если будет подтверждена задолженность налогоплательщика перед бюджетом, банк может оказаться в положении лица, задолженность перед которым гасится только после погашения налоговой обязанности, что может повлечь за собой просрочку в погашении кредита. Однако это нисколько не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возмещении убытков с лица, разгласившего налоговую тайну, - убытком, в частности, может быть разница в цене, которую налогоплательщик заплатил за приобретенное жилье, и той ценой, которую он мог бы заплатить в случае своевременного получения кредита и приобретения на него квартиры до скачка цен.
Крупным ущербом в данной статье признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей (прим. к ст. 169 УК РФ).
Корыстная заинтересованность виновного в совершении рассматриваемых деяний может выражаться: в стремлении получить материальную выгоду; в личной заинтересованности в причинении крупного ущерба владельцу конфиденциальной информации; в стремлении поставить потерпевшего в заведомо неконкурентное положение.
В части 4 статьи содержится квалифицирующий признак - тяжкие последствия. С учетом материального характера ущерба, указанного в ч. 3 данной статьи, к тяжким последствиям следует относить, например, причинение тяжкого вреда здоровью людей, банкротство, ликвидацию предприятия.
КоАП РФ содержит ст. 13.14 следующего содержания: "Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса (т.е. кроме случаев неразглашения, связанных с недобросовестной конкуренцией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.