Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫХ ЛИЦ
Т.Ю. КОНЬКОВА
Правительством Российской Федерации дано поручение Минюсту, МВД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры и Верховного Суда РФ обеспечить проработку вопроса об определении специализированного государственного органа, уполномоченного на осуществление контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы. Вопрос об определении специализированного государственного органа был рассмотрен, а вот к консолидированному решению заинтересованные федеральные органы исполнительной власти так и не смогли прийти. И вот почему.
Генеральная прокуратура РФ и МВД России высказали мнение, что наиболее перспективным решением обозначенной проблемы могло бы стать создание в Российской Федерации службы пробации. Вместе с тем, учитывая, что создание такой службы потребует значительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, предложили закрепить функцию контроля за освобожденными условно-досрочно за Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН России).
Минюст России имел противоположное мнение, считая, что выполнение данной функции необходимо возложить на МВД России. Такой вывод аргументировался тем, что данная категория лиц хоть и условно-досрочно, но освобождена от исполнения наказания в виде лишения свободы, а уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России являются органами исполнения наказания, поэтому не могут контролировать лиц, уже освобожденных от наказания. Кроме того, органы внутренних дел уже осуществляют функцию контроля в отношении определенной части освободившихся из мест лишения свободы. При этом ссылались на п. 18 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в котором установлено, что милиция обязана контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.
В свою очередь, МВД России обратило внимание на тот факт, что двум третям освобожденных условно-досрочно суды не назначают ограничения, в связи с чем указанные лица контролю со стороны органов внутренних дел не подлежат.
При обсуждении данной проблемы МВД России продолжало настаивать на том, что мнение Минюста России не соотносится с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, так как условно-досрочное освобождение по своему правовому смыслу выражается в прекращении на определенный период исполнения наказания в виде лишения свободы, а не в полном отбытии всего срока основного наказания. Органы внутренних дел не являются органами исполнения наказания и не могут в полном объеме осуществлять полномочия специализированного органа по контролю за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы.
В этой связи не будет лишним также напомнить и о том, что по смыслу ст. 79 УК РФ только по решению суда лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению. Только суд может признать, что лицо для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Таким образом, контроль за указанными лицами по своей сути является мерой обеспечения судебного решения.
В соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ только суд может принять решение об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания. Условно-досрочное освобождение как самостоятельный вид исполнения назначенного судом наказания существенно отличается от прекращения исполнения приговора по отбытии полного срока наказания и освобождении осужденного из исправительного учреждения.
Минюст России, позиционируя интересы ФСИН России, сообщил, что в настоящее время на территории Российской Федерации исполняют наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, 2443 уголовно-исполнительные инспекции со штатной численностью 9964 единицы. В 21 административно-территориальном образовании из-за отсутствия необходимой штатной численности инспекции отсутствуют, штаты 400 инспекций состоят из одного сотрудника.
МВД России, соглашаясь с тем, что возложение указанной функции контроля на ФСИН России без выделения дополнительной штатной численности и денежных средств не представляется возможным, контраргументом объясняет, что возложение этой функции на участковых уполномоченных милиции тоже значительно увеличит их нагрузку.
По данной проблеме Верховный Суд Российской Федерации занял нейтральную позицию.
Однако эту тему не обошли вниманием, и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" даны разъяснения судам по вопросам, возникающим у судов при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В данном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ рекомендовано судам при применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания рассматривать предоставленную законом возможность возложения на осужденного исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ. При этом судья вправе в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ установить как одну или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, а также возложить иные обязанности, способствующие его исправлению.
Кроме того, необходимо принять во внимание тот факт, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пп. 4 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова" отмечается, что за лицом, освобожденным условно-досрочно, в течение всего срока оставшейся неотбытой части наказания сохраняется статус осужденного.
В связи с этим при злостном уклонении лица от исполнения возложенных на него судом обязанностей, нарушении общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности, либо совершении преступления по неосторожности суд по представлению специализированного государственного органа может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания (ч. 7 ст. 79 УК).
Не сумев прийти к однозначному мнению, приняли решение о проведении согласительного совещания с участием представителей Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России и ФСИН России. Однако в ходе согласительного совещания мнение его участников не изменилось, каждый подтвердил и отстаивал свои позиции по рассматриваемому вопросу. Минюст России, исполняя решения оперативного совещания Совета Безопасности РФ, направил в Правительство РФ мнение каждого заинтересованного министерства и ведомства.
Представленные материалы проработаны в аппарате Правительства РФ. По результатам проработки данного вопроса с заинтересованными федеральными органами проведено согласительное совещание, на котором принято решение, что при определении специализированного государственного органа, уполномоченного на осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденных, необходимо учитывать ряд существенных факторов, к которым относятся:
- существующие в настоящее время законодательно закрепленные полномочия уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными лицами, а также отбывающими наказание в виде ограничения свободы;
- идентичность по своей сути институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения, поскольку при нахождении вне места реального отбывания лишения свободы лицо в этот период продолжает на основании решения суда оставаться осужденным на протяжении всего срока наказания;
- аналогичные правовые последствия для условно осужденных, условно-досрочно освобожденных и отбывающих наказание в виде ограничения свободы (в том числе запрещение менять постоянное место жительства или пребывания, менять место работы или учебы, посещать определенные места, а также возможность по решению суда отменять, изменять либо дополнять ранее установленные обязанности и ограничения);
- необходимость унификации подхода со стороны государства к осуществлению контроля за поведением различных категорий осужденных лиц (условное осуждение, условно-досрочное освобождение, ограничение свободы);
- необходимость устранения имеющихся правовых пробелов и внесения в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на регулирование правоотношений, связанных с осуществлением контроля за поведением условно-досрочно освобожденных.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения полномочий специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденными, на уголовно-исполнительные инспекции.
Учитывая вышеуказанные доводы, Минюст России, МВД России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФСИН России с участием Генеральной прокуратуры РФ и других заинтересованных организаций подготовили проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с необходимым финансово-экономическим обоснованием для внесения в установленном порядке на рассмотрение Правительственной комиссии по проведению административной реформы <1>:
--------------------------------
<1> Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С. Собянина (от 3 апреля 2010 г. N СС-П4-2061).
- проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", который предусматривает возложение функции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, на уголовно-исполнительные инспекции, а также определяет порядок осуществления контроля за поведением указанных лиц. В частности, законопроектом предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел не будут оставаться в стороне и будут привлекаться к осуществлению контроля за поведением условно-досрочно освобожденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
- проект Указа Президента РФ "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" об увеличении предельной численности должностей в уголовно-исполнительной системе, содержащихся за счет средств федерального бюджета, для создания необходимых условий для осуществления контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы. Принятие такого указа Президента РФ позволит привести нормативно-правовую основу деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в соответствие с положениями действующего законодательства и позволит обеспечить ФСИН России необходимой численностью сотрудников для реорганизации возлагаемой функции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно;
- проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" о приведении нормативно-правовой основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в соответствие с положениями действующего законодательства, который позволит обеспечить ФСИН России необходимой численностью сотрудников уголовно-исполнительных инспекций для исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Согласно расчетам ФСИН России, численность лиц, освобожденных условно-досрочно, которые могут одновременно поступить на учет уголовно-исполнительных инспекций, составляет 360 тыс. человек. Таким образом, численность лиц, состоящих на их учете, возрастет до 1060 - 1100 тыс. человек ежегодно. Проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено увеличение норматива штатной численности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций от среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете.
Все это говорит о том, что сегодня ситуация по вопросу о создании специализированного государственного органа кардинально изменилась.
Наконец-то настало время восполнить существенный пробел в системе мер постпенитенциарной профилактики правонарушений, исходя из требования, содержащегося в ст. 79 УК РФ, которое устанавливает в общей форме, что "контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом", который, надеемся, у нас скоро появится.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.