Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ ОБЪЕКТОВ ФАУНЫ И ФЛОРЫ
О.А. КОШКИНА
Актуальность проблем защиты природы и окружающей среды, предотвращения угроз нанесения ущерба биологическому разнообразию и причинения значительного экономического ущерба государству обусловливает важность научного обеспечения работы таможенных органов России.
Правовую основу борьбы с контрабандой объектов фауны и флоры составляют международные и национальные нормативные правовые акты.
Одним из таких международных соглашений является принятая в Вашингтоне 3 марта 1973 г. договаривающимися государствами в целях защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) <1>.
--------------------------------
<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978. С. 549 - 562 (Конвенция вступила в силу для СССР с 8 декабря 1976 г.; для Российской Федерации - с 1 января 1992 г.).
Российская Федерация, руководствуясь нормами Конвенции о том, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и различных формах являются незаменимой частью природных систем Земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих, сознавая все увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точки зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики, а народы и государства являются и должны быть наилучшими хранителями их собственных дикой фауны и флоры, последовательно разрабатывает различные по юридической силе нормативные правовые акты в области борьбы с контрабандой объектов фауны и флоры, предусматривает прохождение специальных процедур при перемещении через таможенные границы образцов <2> (любое животное или растение, будь оно живое или мертвое (ст. I Конвенции), осуществляет международный контроль и правовое регулирование торговли дикими видами.
--------------------------------
<2> Под образцом ст. I Конвенции понимает любое животное или растение, будь оно живое или мертвое.
В соответствии со ст. VIII Конвенции к правовым формам международного контроля порядка перемещения через государственные границы животных и растений, их частей и дериватов, предусмотренных приложением к Конвенции - Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов регулируется в соответствии с СИТЕС, можно отнести наказание за торговлю такими образцами или наказание за владение ими, или наказание за то и другое; конфискацию или возвращение экспортировавшему государству таких образцов.
Конвенция закрепляет положения, согласно которым не запрещается Стороне <3> принимать более строгие внутренние меры относительно условий торговли, добычи, владения или перевозки образцов видов, включенных в приложения I, II и III, или же меры полного запрета на это; или внутренние меры, ограничивающие или запрещающие торговлю, добычу, владение или перевозку видов, не включенных в приложения I, II или III.
--------------------------------
<3> Под Стороной ст. XIV Конвенции понимает государство, для которого Конвенция вошла в силу.
Положения Конвенции не воздействуют на положения каких-либо внутренних мер или на обязательства, принятые Сторонами в связи с каким-либо договором, конвенцией или международным соглашением, которые в силе или впоследствии войдут в силу для любой Стороны, относительно других аспектов торговли, добычи, владения или перевозки образцов, причем меры, указанные выше, охватывают меры в областях таможенного законодательства, здравоохранения и карантина животных или растений.
Более того, положения Конвенции не воздействуют на положения или обязательства, исходящие из любого договора, конвенции или международного соглашения, уже заключенного или которое может быть заключено между государствами, об установлении союза либо регионального торгового соглашения об установлении или сохранении общего внешнего таможенного контроля или же об отмене таможенного контроля для сторон - участников такого соглашения, поскольку это касается торговли между государствами-участниками такого союза или соглашения.
Российское законодательство устанавливает ряд правил по противодействию незаконной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Так, Приказом Минприроды России от 27.02.2008 N 47 (ред. от 03.09.2009) утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб <4>.
--------------------------------
<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 25.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 337 (ред. от 14 февраля 2009 г. N 108) "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб" <5> установлено, что вывоз с территории Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру (далее - кроме осетровых видов рыб), допускается при наличии разрешения (сертификата) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, определенной административным органом, обеспечивающим выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб (далее - административный орган по Конвенции), и лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2175.
Постановлением Правительства Российской Федерации установлено также, что ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб, допускается в предусмотренных Конвенцией случаях при наличии разрешительных документов административного органа по Конвенции или другого компетентного органа государства-экспортера и разрешения (сертификата) административного органа по Конвенции.
Правовые основы борьбы с контрабандой объектов фауны и флоры закреплены в наиболее обобщенном виде в ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает функции и полномочия таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, хотя и предусматривает, что к компетенции таможенных органов относится пресечение незаконного оборота через таможенную границу видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов <6>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
Пресечение (а равно предупреждение и выявление) незаконного перемещения через таможенную границу России объектов Конвенции осуществляют оперативно-розыскные подразделения таможен, а функции пресечения незаконного оборота объектов Конвенции в процессе таможенного оформления и таможенного контроля - отделы таможенного оформления и контроля.
Одним из важнейших направлений борьбы с сокращением популяций редких представителей флоры и фауны является раскрытие и расследование преступлений, связанных с их незаконным вывозом за пределы территории Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 5 ст. 151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по ч. 1 ст. 188 УК РФ "Контрабанда".
В то же время принятие Российской Федерацией обязательств по выполнению требований Конвенции не повлекло, к сожалению, формирования ни специального законодательства, полностью соответствующего требованиям Конвенции, ни единой системы организационно-правовых мер, позволяющих осуществлять эффективный контроль над оборотом образцов Конвенции на территории страны, который ограничен контролем над перемещением этих объектов через российскую таможенную границу. Так, в частности, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" посвящено контрабанде культурных ценностей, но не определяет позицию суда относительно квалификации действий лиц по ст. 188 УК РФ, выразившихся в преступном отношении к выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <7>.
--------------------------------
<7> БВС РФ. 2008. N 8.
Все это приводит к тому, что применение ст. 188 УК РФ таможенными и иными компетентными органами в значительной степени затруднено.
При незаконном обороте объектов фауны и флоры они могут быть признаны объектом контрабанды только в случае, если причиненный ущерб составляет более 250000 руб. и перемещение через таможенную границу Российской Федерации совершено одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
И если учесть, что на объекты СИТЕС отсутствуют фиксированные цены, а причиненный ущерб в каждом случае оценивается экспертами, то при таких обстоятельствах вопрос о подобных преступлениях рассматривается в рамках ч. 1 ст. 188 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, причем при условии, что стоимость незаконно перемещаемых объектов фауны или флоры превышает 250000 руб.
Как показывает практика, лица, осуществляющие противоправные деяния, в целях ухода от уголовной ответственности перемещают такие товары мелкими партиями стоимостью менее 250000 руб., в связи с чем таможенные органы, обнаружив незаконно перемещаемые редкие виды <8> растений и животных, вынуждены ограничиваться лишь применением мер административного воздействия, что явно не соответствует общественной опасности данного, по существу преступного, посягательства на экономические интересы Российской Федерации.
--------------------------------
<8> Под видами ст. I Конвенции понимает любые виды, подвиды или же географически отделенные их популяции.
Как известно, ч. 2 ст. 188 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение контрабанды отдельных товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу России, но при этом из перечня указанных в этой части статьи единственной категорией товаров, к которым возможно было бы отнести редкие и исчезающие виды растений и животных, являются культурные ценности.
Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей определен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 17.07.2009), ст. 7 которого установлено, что под действие Закона подпадают редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология <9>.
--------------------------------
<9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
Однако конкретный перечень представителей флоры и фауны данным Законом не установлен, а органы государственной власти, осуществляющие охрану культурных ценностей, не относят редкие и исчезающие виды растений и животных к культурным ценностям.
Данные правовые коллизии исключают возможность возбудить уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ по фактам выявления контрабанды, например, женьшеня, шкуры или туши амурского тигра, дальневосточного леопарда, рыси, бурого медведя и т.д.
Представляется, что в целях эффективной борьбы с контрабандой редких и исчезающих видов животных и растений необходимо дополнить Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в части отнесения к культурным ценностям редких, находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих растений и грибов (в том числе их частей и дериватов), занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, либо внести указанные предметы (категории товаров) в диспозицию ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.