Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, В ОРГАНИЗОВАННОМ ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА (СТ. 318 УК РФ)
Д.П. БОГОМОЛОВ, М.Л. ПРОХОРОВА
Обеспечение правопорядка в стране предполагает разностороннюю деятельность, в которую вовлекаются не только работники различных государственных структур, военнослужащие, но и представители общественных организаций, что для цивилизованного общества является вполне разумным и приемлемым. Поэтому весьма актуальной является проблема определения круга потерпевших в составах насильственных преступлений против порядка управления, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как влияет на квалификацию преступления и в конечном счете на назначение наказания. В настоящее время в теории уголовного права обозначились два подхода к разрешению этой проблемы. Первый подход характерен тем, что авторы жестко ограничивают круг потерпевших должностными лицами, перечисленными в соответствующей статье Уголовного кодекса. Они полагают, что нет достаточных оснований относить представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, к представителям власти. Посягательство на этих лиц, даже и выполняющих некоторые публичные функции, следует квалифицировать по статьям против личности, а не порядка управления <1>. Сторонники второго подхода полагают, что круг потерпевших в составах преступлений против порядка управления должен быть расширен за счет представителей общественных формирований. Так, в ряде случаев лицо, обладающее всеми признаками представителя власти, может и не являться государственным служащим <2>.
--------------------------------
<1> См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 431.
<2> См.: Мальков С., Брагина А. Уголовно-правовая характеристика потерпевшего в ст. 319 УК РФ // Уголовное право. 2005. N 1. С. 53 - 54 и др.
Первый подход, основанный на формально-логическом толковании конкретных норм, в принципе соответствует позиции действующего уголовного законодательства. Однако очевидно, что при таком подходе законодатель необоснованно исключает еще одну категорию потенциальных потерпевших - общественных помощников сотрудников правоохранительных органов. Исторический опыт России, да и других стран свидетельствует о том, что в противодействии преступности, особенно в периоды ее осложнения, важную роль играют общественные формирования. Так, в УК РСФСР 1960 г. в одних нормах была предусмотрена ответственность за посягательство против лиц, обладающих специальным статусом, и гражданских лиц, в организованном порядке привлекаемых к исполнению обязанностей по охране общественного порядка <3> (см. ст. ст. 191, 191.1, 191.2, 192, 192.1, 193). Второй подход, по нашему мнению, наиболее отвечает сложившимся реалиям противодействия насильственным преступлениям против порядка управления, так как эффективность борьбы с преступностью в значительной степени зависит от активности участия в ней граждан, общественных формирований и общества в целом.
--------------------------------
<3> См.: Тулин С.Н. Осуществление лицом служебной деятельности и выполнение общественного долга как объект уголовно-правовой охраны: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 110 - 112.
Итоги проведенного нами сравнительного анализа законодательной интерпретации исследуемого состава в различные периоды, теоретических взглядов и судебной практики позволяют сделать обоснованный вывод о целесообразности включения в число потерпевших в данном составе преступления и представителей общественности, выполняющих свой долг. Осложнение криминальной ситуации в России, факты экстремизма и террористических актов, формируя общественное мнение, негативное отношение законопослушной части населения к этим процессам, предопределяют и определенное противодействие: от простейшего самосуда до вполне организованных форм оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Сложившийся в России криминальный насильственный беспредел в настоящее время можно остановить только сконцентрированными усилиями всего общества. Поэтому представителей общественности, участвующих в охране правопорядка и подвергнувшихся в связи с этим преступному посягательству, следует признавать потерпевшими в рамках состава преступления против порядка управления. В данном случае важно то, что эти лица призваны властью к оказанию помощи в охране правопорядка. Активность населения в оказании содействия правоохранительным и правоприменительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений после значительного спада во второй половине восьмидесятых и в девяностые годы несколько изменилась в лучшую сторону. Это выразилось в восстановлении тех либо иных организационных форм объединения населения с целью противодействия преступникам. Причем их функционирование, как правило, имеет правовую основу на уровне субъекта Федерации, города, района. Например, Законодательное Собрание Краснодарского края в 2007 г. приняло Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", в соответствии с которым в городе Краснодаре, в районах края были образованы штабы, в задачу которых входило обеспечение координации действий администрации, милиции и общественных организаций при формировании народных дружин. Солидный опыт по использованию организованных форм участия общественности в охране правопорядка накоплен и в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. В эксклюзивном интервью заместитель Министра внутренних дел Н. Овчинников отмечал, что на территории страны создано 34 тысячи общественных формирований правоохранительной направленности, которыми охвачены 363 тысячи человек, в том числе 872 казачьи дружины, насчитывающие 46 тысяч человек. Их вклад в предупреждение преступности, раскрытие конкретных преступлений трудно переоценить. С помощью представителей общественности в 2008 г. было раскрыто 40 тысяч преступлений, 400 тысяч административных правонарушений <4>. Народные дружинники привлекаются к охране общественного порядка в широком смысле этого слова <5>.
--------------------------------
<4> См.: Фалалеев М. Ул. Безопасная, N порядковый // Российская газета. 11.03.2009.
<5> См.: Хотин О.В. Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел Центрального федерального округа // Общество и право. 2009. N 2. С. 146 - 152.
Рассмотренная выше инициатива общественности в масштабе субъектов Федерации требует централизованного правового обеспечения деятельности добровольных народных дружин. Эту роль может выполнить Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ <6>. Инициатор - МВД России предлагает не только официально воссоздать добровольные народные дружины, но и узаконить своеобразные отряды самообороны, когда жильцы дома или подъезда объединяются для охраны собственных жилищ от всевозможных хулиганов и преступников <7>. Подобное решение вызвано сложной оперативной обстановкой в сфере борьбы с уличной преступностью. В настоящее время в связи с реорганизацией Министерства внутренних дел Российской Федерации и сокращением штатной численности соответствующих служб рассматриваемое направление получает особую актуальность <8>. Следует отметить, что решению этой задачи способствует Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы", значительно изменивший правовой статус членов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ <9>.
--------------------------------
<6> См.: Нургалиев Р.Г. Взаимодействие милиции с гражданским обществом по охране общественного порядка и обеспечение национальной безопасности страны // Следователь. 2009. N 10. С. 2 - 7.
<7> См.: Выжутович В. Защитная реакция. Интервью с членом Совета Федерации РФ А. Чекалиным // Российская газета. 24.04.2009.
<8> См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 28.12.2009.
<9> Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы" // Российская газета. 09.10.2009.
Привлечение представителей общественности к охране общественного порядка ставит на повестку дня важнейшую проблему - обеспечить им надежную правовую защиту. Продиктованный служебными обязанностями выход народных дружинников на контакт с правонарушителями создает ситуацию риска, способствует созданию конфликтных ситуаций, нередко завершающихся причинением вреда здоровью дружинников. В то же время они не находятся под защитой специальных уголовно-правовых норм, в частности ст. 318 УК РФ. Работники милиции сами-то находятся под постоянным прицелом преступников. Серии посягательств на жизнь и здоровье работников милиции в Северной Осетии <10>, Ингушетии <11>, Дагестане <12>, на Дальнем Востоке <13>, в Краснодарском крае <14> и других регионах России шокируют общественность. Все эти факты оказывают негативное воздействие на общественное мнение, как свидетельствующие о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять криминалу. Государство в сложившихся условиях должно доказать, что оно готово обеспечить повышенную охрану от преступных посягательств на жизнь и здоровье представителей общественных формирований, совершаемых в связи с осуществлением ими обязанностей по охране правопорядка. Для этого необходимо внести коррективы в редакцию названия и содержания ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ, предусмотрев в качестве потерпевших в данных составах преступлений лиц, в организованном порядке привлекаемых к охране правопорядка.
--------------------------------
<10> См.: Гурдзибеева З. Генерала бросили на прорыв // Российская газета. 02.12.2008.
<11> См.: Ларина А. Фугас на перекрестке // Российская газета. 30.10.2008; Кривошапко Ю., Давыденко В. Смертельная ловушка // Российская газета. 06.03.2009.
<12> См.: Давыденко В. Погиб начальник милиции Буйнакска // Российская газета. 25.06.2008.
<13> См.: Харитонова И. Люди гибнут за металл // Российская газета. 07.05.2008.
<14> См.: Павловская Т. Драма на мосту // Российская газета. 10.10.2008.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.