Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ IT-СФЕРЫ И ТРУДОВЫЕ ПРАВА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
А.С. МИТРЯСОВА
Развитие и распространение информационных технологий необходимы для поступательного развития экономики и других сфер жизни общества <1>. В настоящее время это одно из приоритетных направлений государственной политики <2>. Ключевую роль в этих процессах играют специалисты IT-компаний <3>. Работники данной сферы занимаются созданием и поддержкой работоспособности информационно-технической инфраструктуры, которая является неотъемлемой частью и базовым условием деятельности современных организаций <4>.
--------------------------------
<1> Петрова Н.И., Сидорова Е.А. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации экономики // Журнал прикладных исследований. 2021. N 6 - 7. С. 675. DOI: 10.47576/2712-7516_2021_6_7_673; Андреева Л.Ю., Джемаев О.Т. Влияние цифровой экономики на формирование новых трендов на российском рынке труда // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. N 3. С. 27. DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-25-32.
<2> Волкодаева А.В., Балановская А.В., Чулков А.В. Тенденции востребованности специалистов сферы информационных технологий на рынке труда в России // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. N 3. С. 178. DOI: 10.12731/2070-7568-2021-10-3-174-187.
<3> Едренкина Т.А. Характеристика ИТ-специалистов на рынке труда // Вестник науки и образования. 2021. N 2-2. С. 14. См. также: Русанова Е.И. О востребованности молодого специалиста в сфере ИТ на современном рынке труда // Перспективы науки и образования. 2013. N 5. С. 224 - 227.
<4> Земнухова Л.В. IT-работники на рынке труда // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. N 2. С. 77.
На отечественном рынке труда в настоящее время наблюдается дефицит специалистов IT-сферы <5>. По оценкам экспертов, российской экономике не хватает до 1 млн работников данной отрасли <6>. При этом общая численность IT-специалистов, по данным Минтруда России, оценивается в 1,45 млн человек, а с учетом специалистов, занятых в области телекоммуникации и связи, эта цифра достигает 1,8 млн человек, или 2,4% от экономически активного населения. Для сравнения, аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии - 7%, в Великобритании - 5%, в Чехии, Франции, Германии - 4% <7>.
--------------------------------
<5> Сушко П.Е. ИТ-специалисты на российском рынке труда: контуры группы и место в структуре занятости // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума, 2019 / под ред. Г.Р. Баймурзиной, Р.М. Валиахметова. Уфа: Мир печати, 2019. С. 239.
<6> Мингалиева И.М., Бурмистров А.Н. Актуальные тенденции на рынке труда ИТ-специалистов // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. тр. Всерос. науч.-практ. и учеб.-метод. конф.: в 3 ч. Санкт-Петербург, 30 мая - 2 июня 2022 г. / отв. ред. С.В. Широкова. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2022. Ч. 1. С. 58.
<7> Исследование "ИТ-кадры для цифровой экономики в России" // Ассоциация АПКИТ. 2020. 15 янв. URL: https://apkit.ru/news/IT-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii/ (дата обращения: 12.11.2022).
Государство принимает комплекс мер, направленных на восполнение дефицита специалистов IT-сферы <8>. Указом Президента РФ от 2 марта 2022 г. N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" обозначены основные направления поддержки IT-отрасли, сформулированы конкретные меры поддержки, установлены сроки их реализации.
--------------------------------
<8> Томакова Р.А., Томаков В.И. Российский рынок труда в сфере информационных технологий в 2021 году // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. N 1. С. 155.
Все меры поддержки IT-компаний можно разделить на системные и точечные <9>. Системные меры нацелены на решение общих задач отрасли (экономическая поддержка); к ним относятся налоговые льготы для аккредитованных IT-компаний. Точечные меры направлены на разрешение конкретной проблемной ситуации в отрасли (дефицит, отток кадров); в их числе - предоставление сотрудникам IT-сферы отсрочки от армии, их освобождение от мобилизации.
--------------------------------
<9> Скорых Д. 12 мер господдержки ИТ-сектора в России. За какими льготами обращаться сегодня? // HeadHunter. 2022. 12 сент. URL: https://hh.ru/article/30780 (дата обращения: 12.11.2022).
Воспользоваться мерами поддержки могут аккредитованные Министерством цифрового развития РФ отечественные IT-компании, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Такая деятельность включает не только создание программных продуктов, но и доработку, внедрение, поддержку программного обеспечения российских разработчиков, продажу онлайн-рекламы на своих платформах, предоставление платного доступа к аудио- и аудиовизуальному контенту, организацию доступа к электронным образовательным сервисам.
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2022 г. N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" введен мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок в 2022 - 2024 гг. в отношении IT-компаний, включенных в реестр аккредитованных организаций Министерства цифрового развития РФ. Вместо проверок Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (ред. от 5 декабря 2022 г.) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрена профилактическая работа в виде информирования, объявления предостережений о недопустимости нарушений положений закона, консультирования, профилактического визита. Кроме того, продолжает действовать ранее введенный запрет на привлечение IT-компаний к административной ответственности, если нарушение выявляется вне рамок контрольного мероприятия <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Указанные меры снижают административную нагрузку на IT-бизнес, позволяют IT-компаниям сконцентрироваться на основной деятельности и не тратить ресурсы на взаимодействие с государственными органами в процессе проверок.
Представляется, что профилактические мероприятия в силу факультативного (необязательного, добровольного) характера участия в них контролируемых лиц не являются эффективной альтернативой проверкам в ситуации нарушения прав и законных интересов граждан. Так, контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Объявление предостережения контролируемому лицу фактически ни к чему его не обязывает и не влечет ответственности за неисполнение требований предостережения.
Предусмотренная законом возможность уклонения от участия в контрольных мероприятиях может негативно сказаться на соблюдении IT-компаниями требований законодательства, привести к нарушениям прав граждан. В свою очередь, контрольные мероприятия, являющиеся обязательными для контролируемых лиц, позволяют всесторонне изучить проблемную ситуацию организации, принять действенные меры по устранению нарушений прав граждан.
Профилактические мероприятия, как и контрольные, требуют активного участия IT-компаний (например, оценка обоснованности объявленных предостережений, сопровождение профилактического визита), поэтому нельзя говорить о полном высвобождении ресурсов IT-компаний за счет отсутствия контрольных мероприятий.
Мораторий на проведение проверок, с одной стороны, дает определенную свободу IT-компаниям, а с другой - ограничивает право граждан на защиту путем проведения контрольно-надзорными органами проверочных мероприятий. Данная мера введена Постановлением Правительства РФ, а не федеральным законом, что прямо противоречит конституционным нормам. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Представляется, что в ряде случаев (например, при грубом нарушении санитарного, трудового законодательства) введенное ограничение в виде безусловного запрета на проверки в отношении IT-компаний может быть несоразмерным конституционно охраняемым ценностям (здоровью, правам и законным интересам граждан).
На наш взгляд, запрет на проведение проверок IT-компаний является излишней мерой, создающей условия для ограничений прав граждан, в том числе трудящихся в IT-сфере. Вместо данного запрета может быть установлен порядок проведения контрольных мероприятий в отношении IT-компаний в исключительных случаях (например, при наличии подтвержденной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.д.). Именно такой порядок действует в настоящее время в отношении остальных работодателей. Правоприменительная практика государственных инспекций труда (на примере Государственной инспекции труда в Тюменской области) свидетельствует о том, что в качестве исключительных случаев, являющихся основаниями для проверок, выступают невыплата заработной платы, окончательного расчета при увольнении, незаконное увольнение (т.е. ситуации, связанные с лишением источника доходов, средств к существованию). Перечень исключительных случаев, требующих проведения проверки в отношении IT-компаний, должен быть предусмотрен федеральным законом, а не подзаконными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" утверждены Правила предоставления отсрочки от службы в армии (по призыву) для специалистов отечественных компаний, работающих в сфере информационных технологий. В условиях частичной мобилизации Министерством обороны РФ принято решение о предоставлении права на отсрочку от мобилизации для сотрудников IT-сферы, которое поддержано Министерством цифрового развития РФ <11>. Однако юридическое оформление этого решения не состоялось, нормативный правовой акт, регулирующий порядок и основания предоставления отсрочки от мобилизации сотрудникам IT-сферы, не издавался.
--------------------------------
<11> Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 23 сентября 2022 г. "Специалисты ИТ, связи и медиа получат отсрочку от частичной мобилизации" // Гарант.ру. 2022. 26 сент. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405233291/#review (дата обращения: 15.11.2022).
Из официальных комментариев главы Министерства цифрового развития РФ следует, что необходимость в принятии какого-либо нормативного правового акта по обозначенному вопросу отсутствует, потому что состоявшееся решение якобы и так соблюдается <12>.
--------------------------------
<12> Шадаев М. В Минцифры сообщили, что указа об отсрочке от мобилизации для IT-специалистов не будет // Интерфакс. 2022. 5 окт. URL: https://www.interfax.ru/russia/866512 (дата обращения: 15.11.2022).
Указанные меры, безусловно, важны, поскольку направлены на обеспечение устойчивого функционирования объектов информационной инфраструктуры, стабильного и безопасного предоставления цифровых сервисов, оперативного информирования населения, стимулирование развития отечественных информационных технологий. При этом полагаем, что юридическое закрепление данных мер имеет принципиальное значение и сложившаяся ситуация, связанная с отсутствием нормативного правового акта по данному вопросу, в правовом государстве недопустима.
Постановлениями Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", от 23 января 2023 г. N 72 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805" утверждены параметры льготной ипотечной программы для специалистов IT-сферы. Размер процентной ставки по ипотечному кредиту по общему правилу установлен до 5% годовых в отношении части кредита, не превышающей лимит (9 млн руб. для субъектов РФ с населением до 1 млн человек, 18 млн руб. для остальных). Льготной ипотечной программой могут воспользоваться работники аккредитованных IT-компаний в возрасте от 18 до 50 лет при условии, что размер средней заработной платы за последние три месяца составлял не менее 120 тыс. для сотрудников компаний, расположенных в городах-миллионниках, и не менее 70 тыс. для сотрудников компаний из других городов или муниципальных образований. Срок действия программы - до 31 декабря 2024 г. включительно.
Главная задача указанной меры - экономическая поддержка IT-сферы, создание комфортных условий для специалистов данной отрасли. Вместе с тем представляется, что возраст потенциальных участников программы необоснованно ограничен 50 годами. Кроме того, по оценкам экспертов, минимальный размер средней заработной платы для участия в программе завышен. Так, средний размер заработной платы специалистов IT-отрасли в некоторых городах-миллионниках ниже предусмотренного программой (Казань - 115 тыс. руб., Уфа - 110 тыс. руб., Челябинск - 100 тыс. руб.) <13>.
--------------------------------
<13> Зарплаты айтишников в первом полугодии 2022: впервые за пять лет средняя зарплата не изменилась // Хабр. 2022. 4 авг. URL: https://habr.com/ru/article/679698/ (дата обращения: 16.11.2022).
В целях повышения доступности льготной ипотечной программы предлагаем повысить предельный возраст участников (до 55 лет) и снизить минимальный размер средней заработной платы, приблизив его хотя бы к средним рыночным значениям.
Вводимые меры поддержки должны соответствовать действующему законодательству (органично вписываться в его систему), быть сбалансированными, не допускать несоразмерных конституционно значимым ценностям ограничений прав и свобод граждан, быть эффективными. В связи с этим предлагаем пересмотреть ряд введенных мер поддержки, например, в части отмены безусловного моратория на проверки в отношении IT-компаний. Обращение в контрольно-надзорные органы и последующее проведение проверочных мероприятий - наиболее доступный (в сравнении с судебной защитой) способ защиты нарушенных прав граждан; профилактические меры не являются полноценной альтернативой проверкам (с позиции возможного восстановления прав граждан), при этом ресурсозатратны для IT-компаний. Необходимо также учитывать, что наибольший риск для IT-компаний представляют не столько проверки, сколько их возможные негативные последствия в виде юридической ответственности и административных санкций.
Таким образом, требуется внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. N 448. Предлагается исключить положение о запрете на проведение плановых и внеплановых проверок в 2022 - 2024 гг. в отношении IT-компаний, включенных в реестр аккредитованных организаций Министерства цифрового развития РФ. Вместо этого необходимо внести положение о проведении проверок в исключительных случаях: при наличии подтвержденной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме того, важную роль в поддержке IT-отрасли играют экономические меры и льготы для специалистов данной сферы. В связи с этим необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 805: повысить предельный возраст участников льготной ипотечной программы (до 55 лет) и снизить минимальный размер их средней заработной платы в городах-миллионниках (до 100 тыс. руб.). Указанные изменения сделают ипотечную программу более доступной для специалистов отечественной IT-отрасли.
Список литературы
Андреева Л.Ю., Джемаев О.Т. Влияние цифровой экономики на формирование новых трендов на российском рынке труда // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. N 3. С. 25 - 32.
Волкодаева А.В., Балановская А.В., Чулков А.В. Тенденции востребованности специалистов сферы информационных технологий на рынке труда в России // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. N 3. С. 174 - 187. DOI: 10.12731/2070-7568-2021-10-3-174-187.
Едренкина Т.А. Характеристика ИТ-специалистов на рынке труда // Вестник науки и образования. 2021. N 2-2. С. 14 - 17.
Зайцева Л.В. Правовые ограничения для дистанционного привлечения IT-специалистов, проживающих за рубежом // Цифровые технологии и право: сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т. (Казань, 23 сентября 2022 г) / под ред. И.Р. Бегишева. Казань: Познание, 2022. Т. 3. С. 139 - 143.
Земнухова Л.В. IT-работники на рынке труда // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. N 2. С. 77 - 90.
Мингалиева И.М., Бурмистров А.Н. Актуальные тенденции на рынке труда ИТ-специалистов // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. тр. Всерос. науч.-практ. и учеб.-метод. конф.: в 3 ч. (Санкт-Петербург, 30 мая - 2 июня 2022 г) / отв. ред. С.В. Широкова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2022. Ч. 1. С. 57 - 61.
Петрова Н.И., Сидорова Е.А. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации экономики // Журнал прикладных исследований. 2021. N 6 - 7. С. 673 - 680. DOI: 10.47576/2712-7516_2021_6_7_673.
Русанова Е.И. О востребованности молодого специалиста в сфере ИТ на современном рынке труда // Перспективы науки и образования. 2013. N 5. С. 224 - 226.
Скорых Д. 12 мер господдержки ИТ-сектора в России. За какими льготами обращаться сегодня? // HeadHunter. 2022. 12 сент. URL: https://hh.ru/article/30780 (дата обращения: 12.11.2022).
Сушко П.Е. ИТ-специалисты на российском рынке труда: контуры группы и место в структуре занятости // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума, 2019 / под ред. Г.Р. Баймурзиной, Р.М. Валиахметова. Уфа: Мир печати, 2019. С. 238 - 242.
Томакова Р.А., Томаков В.И. Российский рынок труда в сфере информационных технологий в 2021 году // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. N 1. С. 150 - 166.
Шадаев М. В Минцифры сообщили, что указа об отсрочке от мобилизации для IT-специалистов не будет // Интерфакс. 2022. 5 окт. URL: https://www.interfax.ru/russia/866512 (дата обращения: 15.11.2022).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.