Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Ю. ПАВЛОВСКАЯ
В настоящее время, характеризуемое как период экономической нестабильности, все чаще наблюдаются негативные процессы: переводы работников на сокращенный рабочий день (неделю), возврат к практике задержек выплат зарплаты, снижение трудовой мобильности, сокращение обучения персонала за счет организации, а главное - массовые высвобождения <1>, ведущие к росту безработицы и возникновению напряженности на рынке труда.
--------------------------------
<1> Так, например, с начала 2015 г. Департаментом по труду и занятости населения г. Екатеринбурга получены сведения о 75 организациях региона, которые приняли решения о массовых сокращениях. По сведениям на 20.07.2015, данную процедуру проходят 35 предприятий. А в ближайшие месяцы должно высвободиться 3250 сотрудников. См.: Аналитическое агентство "Урал Бизнес Консалтинг" // http://urbc.ru.
По-прежнему актуальны вопросы трудоустройства лиц старшего возраста; женщин, имеющих несовершеннолетних детей; многодетных родителей; родителей детей-инвалидов, интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями, молодежи (из числа не имеющих профессионального образования или выпускников профессиональных образовательных организаций без опыта работы), граждан, уволенных с военной службы. Наиболее остро стоит проблема трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которые в силу различных причин (социальных, физических) являются наименее конкурентоспособными на рынке труда.
Государственная политика в области содействия занятости осуществляется с участием органов государственной власти всех уровней <2>. Для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания правовых и экономических условий обеспечения занятости и реализации права граждан на труд государство использует программно-целевой подход.
--------------------------------
<2> Статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" переданы в самостоятельное ведение субъектов Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения в качестве собственных полномочий, что закреплено в статье 7.1 Закона о занятости населения. С 1 января 2012 г. регионы осуществляют указанные полномочия за свой счет, за исключением полномочия по осуществлению социальных выплат. Полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в качестве переданного полномочия Российской Федерации. Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В частности, в целях содействия занятости населения Правительством Российской Федерации разработана и утверждена соответствующая Государственная программа "Содействие занятости населения" (далее - Программа) <3>.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СЗ РФ. 05.05.2014. N 18 (ч. I). Ст. 2147.
Программа определяет основные направления <4> реализации мероприятий, направленных прежде всего на предотвращение роста напряженности на рынке труда, поддержание социальной стабильности в обществе, минимизацию уровней общей и регистрируемой безработицы, в том числе и на развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу. Значительное внимание в Программе уделено и реализации региональных программ, которые призваны обеспечить возможность трудоустройства большого числа граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда.
--------------------------------
<4> Например, запланировано внесение изменений в законодательную и нормативную базу, регулирующую вопросы содействия занятости населения; предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения и др.
Первостепенное и важнейшее место среди них занимают:
- организация общественных работ;
- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения;
- содействие занятости безработных;
- граждане из числа безработных, открывшие собственное дело;
- обеспечение дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, в частности за счет появления новых предприятий малого бизнеса и др., призванных содействовать занятости.
Представляется, что с позиции социально-экономической эффективности организация общественных работ является наиболее действенной мерой обеспечения временной занятости, поддержки социальной стабильности и полноценной социальной защиты безработных.
Чтобы подтвердить данное утверждение, уделим внимание социально-правовым аспектам организации общественных работ в Российской Федерации.
Организация общественных работ в России имеет давнюю историю. Как ни странно, но изначально организация общественных работ носила форму благотворительности и была преимущественно связана с неурожаями. Например, "уже в период правления Бориса Годунова не только милосердное, но и правильное (с точки зрения экономики) отношение царя к неимущим классам выражалось в устройстве общественных работ для помощи страждущему от стихийных бедствий населению" и "во избежание народного недовольства и возмущения" <5>.
--------------------------------
<5> Фофанова Н.П. Общественные работы в России: история и современность // Современное право. 2005. N 8. С. 108.
При этом особенно важно подчеркнуть роль и значение общественных работ уже после Октябрьской революции, которые существенно повлияли на снижение уровня безработицы в период с 1917 по 1930 год.
Так, при осуществлении планов в области хозяйственного строительства органы советской власти, как в центре, так и на местах, использовали труд безработных в форме общественных работ. При Комитете государственных сооружений ВСНХ Декретом СНК от 9 мая 1918 г. "О Комитете государственных сооружений" был создан специальный орган - Временный совет общественных работ, который планировал эти работы в государственном масштабе. Их проведение способствовало материальной поддержке безработных и стимулировало процесс поиска работы <6>.
--------------------------------
<6> См.: Там же. С. 109 - 111.
Позитивные начала, заложенные в указанный выше исторический период, имеют свою преемственность.
На современном этапе общественные оплачиваемые работы как общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, организуются с целью осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный характер; предоставления гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, а также предоставления возможности временного трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. В основе их организации лежит, базирующееся на международных нормах <7>, Российское законодательство о занятости населения в части правового регулирования организации общественных работ <8>.
--------------------------------
<7> См., например: Конвенция МОТ N 51 "О сокращении продолжительности рабочего времени на общественных работах" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. 1991. Женева: Международное бюро труда. Т. I. С. 393 - 398.
<8> Рассматривается ниже.
Вопросы организации общественных работ прежде всего регулируются: Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <9>, отдельными положениями ТК РФ <10>, Положением об организации общественных работ, утвержденным соответствующим Постановлением Правительства РФ <11>, Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. "О мерах по поддержанию занятости населения" <12> и законодательством субъектов Российской Федерации в данной области <13>.
--------------------------------
<9> Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ. РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.
<10> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. III). Ст. 3
<11> Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (в ред. от 25.03.2013).
<12> Постановление Правительства РФ от 22.06.1999 N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" (вместе с новой редакцией приложений N 1, 2, 3... 13 к "Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 N 828).
<13> См., например: Закон г. Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в г. Москве" (в ред. от 30.04.2014); Постановление Правительства Москвы от 28.01.2014 N 14-ПП "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги города Москвы "Организация проведения оплачиваемых общественных работ" (в ред. от 21.05.2015) и др.
Общественные работы могут быть организованы по различным направлениям, включающим:
- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание;
- прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ;
- работу в лесном хозяйстве;
- заготовку, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции;
- строительство жилья;
- реконструкцию жилого фонда, объектов социально-культурного назначения;
- восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- обслуживание пассажирского транспорта;
- работу организаций связи;
- эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- организацию сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- другие направления трудовой деятельности <14>.
--------------------------------
<14> См.: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (в ред. от 25.03.2013).
Данный перечень не является исчерпывающим, потому общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности <15>.
--------------------------------
<15> Так, в Воронежской области к категории общественных работ отнесено приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов кладбищ. См.: Департамент труда и занятости Воронежской области. Официальный сайт: http://www.uzn.vrn.ru.
Однако к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения <16>.
--------------------------------
<16> Например, в рамках Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической деятельности на 2012 - 2016 гг." планируемая численность участников общественных и временных работ должна составить на 2016 г., равно как и на 2015 г., 28,5 тыс. чел. См.: Департамент труда и занятости населения города Москвы. Официальный сайт: http://trud.mos.ru.
В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.
Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ. Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда. В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Средства федерального бюджета на организацию проведения оплачиваемых общественных работ предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения.
Обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ возложены на органы службы занятости. Они же осуществляют информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.
Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятого населения и безработных граждан, выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах, осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях региона общественных работ, рассматривают вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условия организации и проведения общественных работ.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев <17>. При этом социально-демографический состав лиц, принимающих участие в общественных работах, может быть неоднороден <18>.
--------------------------------
<17> По данным Росстата, среди безработных граждан 32% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев; один год и более ищут работу 27,5% безработных (застойная безработица). При этом среди сельских жителей доля застойной безработицы составляет 36%, в то время как городских - 34,3%. См.: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт - http://www.gks.ru.
<18> Например, в Санкт-Петербурге в 2014 г. в общественных работах принял участие 991 чел. Из них: мужчин - 311; женщин - 469; инвалидов - 79; лиц, впервые ищущих работу, - 64; лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, - 30. См.: Комитет по труду и занятости населения Санкт - Петербурга // http://rspb.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/organizaciya-provedeniya-oplachivaemyh-obshestvennyh-rabot.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу <19>, а услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.
--------------------------------
<19> Пункт 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию. Граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, отпуск, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании. И поскольку граждане, принимающие участие в общественных работах, заключают с организацией-работодателем срочные трудовые договоры и на них распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании, организация-работодатель обязана вносить в трудовую книжку соответствующие записи об участии гражданина в общественных работах.
Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и они вправе отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие. Однако для определенных категорий безработных граждан общественные работы являются подходящей работой, и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие они могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регистрации в качестве безработных. К таким категориям относятся граждане:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавшие более 3 лет;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
- уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
- ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
- направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия <20>.
--------------------------------
<20> Статья 4 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Кроме этого, указанные граждане имеют право на материальную поддержку за счет средств регионального бюджета <21>. В период участия в общественных работах безработных за гражданами, для которых эти работы не являются подходящей работой, сохраняется право на получение пособия по безработице. Сохранение права на получение пособия зависит от наличия уведомления работодателя о приеме гражданина на работу и предъявления ежемесячно выдаваемых работодателем справок о фактически отработанном гражданином времени. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице в период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента истечения этого срока.
--------------------------------
<21> Например, в г. Москве лица, участвующих в общественных работах, получают материальную поддержку за счет средств бюджета г. Москвы в размере не выше 80% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения г. Москвы (на момент заключения договора) за фактическое количество дней участия в указанных мероприятиях, включая периоды временной нетрудоспособности. См.: Департамент труда и занятости населения города Москвы. Официальный сайт: http://trud.mos.ru.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Организация и проведение общественных работ с позиции социально-экономической эффективности взаимовыгодны для всех участников данного процесса.
2. В условиях напряженной ситуации на рынке труда организация общественных работ как обеспечение временной занятости позволяет обеспечить безработным гражданам возможность трудоустройства, получения хотя и временного, но стабильного заработка, дополнительной материальной помощи. За ними сохраняется право на оплату периода временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, отпуск, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.
3. Безработные граждане после окончания общественных работ получают возможность предложить работодателю свою кандидатуру для дальнейшего трудоустройства на вакантные рабочие места <22>, а значит, сохранить свой трудовой потенциал и заработную плату.
--------------------------------
<22> По оценкам специалистов Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга, около 20% безработных граждан после увольнения с общественных работ трудоустраиваются на вакантные места в организациях, где эти работы были организованы. См.: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга // http://rspb.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/organizaciya-provedeniya-oplachivaemyh-obshestvennyh-rabot/.
4. Работодателям общественные работы помогают привлекать рабочую силу на вакантные рабочие места, получившие статус общественных, что позволяет работодателю наиболее рационально использовать свой квалифицированный персонал за счет привлечения временных работников на выполнение необходимых объемов неквалифицированных, как правило, низкооплачиваемых и так называемых непрестижных работ. При этом у работодателя имеется возможность решать проблему подбора персонала на вакантные рабочие места для трудоустройства на постоянной основе из числа ищущих работу граждан, положительно зарекомендовавших себя в период участия в общественных работах.
5. Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организация и проведение общественных работ также имеют большое значение. Во-первых, - общественная работа способствует обеспечению занятости безработных граждан; во-вторых, позволяет решать проблемы благоустройства территорий, ремонта, строительства и иных важнейших направлений трудовой деятельности, необходимых для развития инфраструктуры и экономики конкретного, региона, города или муниципального образования.
Таким образом, можно констатировать, что организация общественных работ является наиболее действенной мерой обеспечения временной занятости, поддержки социальной стабильности и полноценной социальной защиты безработных.
Список литературы
1. Конвенция МОТ N 51 "О сокращении продолжительности рабочего времени на общественных работах" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 393 - 398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. III). Ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ. РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. N 49 (ч. I). Ст. 7039.
5. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (в ред. от 25.03.2013) // СЗ РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3553.
6. Постановление Правительства РФ от 22.06.1999 N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" (вместе с новой редакцией приложений N 1, 2, 3... 13 к "Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 N 828) // СЗ РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3184.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СЗ РФ. 05.05.2014. N 18 (ч. I). Ст. 2147.
8. Закон г. Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в г. Москве" (в ред. от 30.04.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
9. Постановление Правительства Москвы от 28.01.2014 N 14-ПП "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги города Москвы "Организация проведения оплачиваемых общественных работ" (в ред. от 21.05.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
10. Фофанова Н.П. Общественные работы в России: история и современность // Современное право. 2005. N 8. С. 108 - 111.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.