Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ЗУБКОВА А., СУШКИНА А.
Негативные тенденции
Анализ состояния охраны труда в Российской Федерации выявил негативные тенденции в этой области, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. По данным Росстата, продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 г. практически каждый третий работник в Российской Федерации трудился во вредных условиях.
Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.
Несмотря на то что за пятилетний период (с 2006 по 2010 г.), по данным Росстата, произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия - в 4 раза, Франция - в 5,5 раза, Япония - в 2,5 раза).
Вредные условия труда являются причиной большого числа профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 г., по данным центров профпатологий, в Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 78 тыс. человек.
Экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда показала, что всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн руб., или 4,3% ВВП, и складываются эти потери из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд руб.), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд руб.) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн руб.).
Приведенные данные о состоянии условий и охраны труда в России свидетельствуют о неэффективности действующей системы управления охраной труда, которая не обеспечивает решение основных задач - сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и преодоление последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.
Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает труд человека. В связи с этим управление охраной труда должно быть направлено как на формирование безопасных условий труда при создании новых производственных объектов и производств, так и на улучшение уже сложившихся условий труда, повышение их безопасности в действующем производстве.
В первом случае задача заключается в том, чтобы не допускать формирования неблагоприятных условий труда, а во втором - принять меры по уменьшению неблагоприятного воздействия существующих условий труда на работающих. При несомненном приоритете по важности решения первой задачи необходимо осуществлять и меры по улучшению сложившихся условий труда на действующих рабочих местах и производственных участках.
В связи с этим управление охраной труда должно быть ориентировано на своевременное выявление и предупреждение отклонений факторов, влияющих на безопасность труда, а для этого необходимо осуществить переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Управление профессиональными рисками
Конечно, этот подход родился на не на пустом месте. Имеется большой опыт управления профессиональными рисками в зарубежных странах (Великобритании, Нидерландах, Италии, Испании, Германии и др.).
По мнению Европейского агентства по безопасности и здоровью на работе, начиная с принятия в 1989 г. рамочной Директивы Европейского союза 89/391/ECC "О проведении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе", оценка риска является краеугольным камнем европейского подхода к профессиональным безопасности здоровья.
Согласно рамочной Директиве основные принципы профилактики, на основе которых работодатель должен принимать меры по защите здоровья и безопасности работников:
a) избегать рисков;
b) производить оценку рисков;
c) бороться с рисками в их источнике;
d) приспосабливать работу к конкретному работнику, особенно это касается дизайна рабочих мест, выбора рабочего оборудования, выбора методов работы и производства, с учетом возможности облегчения монотонного труда, труда с заранее заданным темпом и снижения их влияния на здоровье работников;
e) адаптироваться к техническому прогрессу;
f) заменять что-либо опасное неопасным и менее опасным;
g) разрабатывать последовательную общую политику профилактики, которая охватывает технологию, организацию работы, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, действующих в рабочей среде;
h) отдавать мерам коллективной защиты приоритет над индивидуальными мерами;
i) осуществлять соответствующее инструктирование работников.
При этом работодатель должен владеть оценкой рисков для безопасности и здоровья, включая те особые виды рисков, которым подвергаются отдельные группы работников и, что следует подчеркнуть, должен, принимая во внимание характер работы предприятия, оценить риски для безопасности и здоровья работников при выборе производственного оборудования, используемых материалов и химических веществ.
Считается, что если риски не оценены должным образом, не может быть назначен процесс управления рисками и вряд ли могут быть определены соответствующие профилактические меры.
Оценка профессиональных рисков предоставляет предпринимателю возможность самостоятельно решать, что нужно делать для обеспечения безопасности и здоровья работников на работе. Систематическая оценка риска представляет собой динамический процесс, который позволяет предприятиям проводить активную политику по управлению рисками на работе.
Предполагается (мнение ЕС), что надлежащая оценка риска может обеспечить ряд деловых выгод. Создание безопасных условий на работе позволяет компаниям сократить затраты, связанные с профессиональными несчастными случаями и болезнями. Надлежащая оценка риска помогает уменьшить потери рабочего времени по болезни, страховые затраты снижаются в связи с меньшим количеством страховых случаев. Оценка риска повышает мотивацию работников, уменьшает текучесть кадров. Все это помогает фирмам становиться более конкурентоспособными.
Признается важным, чтобы предприятия всех отраслей и размеров выполняли требования рамочной Директивы, регулярно проводили оценки рисков. При этом надлежащая оценка риска включает, среди прочего, уверенность в том, что принимаются во внимание все риски (не только непосредственные или очевидные), а также проверку эффективности принятых мер, документирование результатов оценки, ее регулярный пересмотр и обновление.
Следует отметить, что внедрение оценки риска является достаточно длительным процессом. Законодательное оформление профессионального риска в странах ЕС произошло только 1989 г., после этого шел процесс разработок процедур "инструментов", методов оценки рисков. Учитывая сложность и длительность всей этой работы, в странах ЕС проведение оценки рисков и управление рисками осуществлялись на малых и средних предприятиях, не относящихся к категориям опасных производственных объектов, предприятиям транспорта и иным, регулируемым специальными правовыми актами, видам деятельности. И только после анализа результатов этой работы на малых и средних предприятиях можно приступить к оценке и управлению рисками на все предприятия (Концепция оценки управления профессиональными рисками причинения вреда здоровью работника НИИ труда и социального страхования, рассмотрена 25 мая 2009 г. на заседании ученого совета Института).
В России, на наш взгляд, наибольший научный вклад в решение этой проблемы внесли НИИ труда и социального страхования и главный ее идеолог - профессор В.Д. Роик. К сожалению, как всегда бывает, новое не всегда сразу воспринимается.
В этой связи, конечно, обнадеживающе выглядит тот факт, что в России взят курс на модернизацию системы управления охраной труда, о чем официально заявлено на заседании Правительства РФ в октябре 2011 г.
Для перехода в России на систему управления охраной труда на основе управления профессиональными рисками требуется сформировать систему взаимосвязанных между собой организационных, медико-социальных, финансовых и правовых механизмов управления профессиональными рисками.
В России уже сделаны первые шаги в этом плане, особенно в части законодательного обеспечения. К наиболее значимым относятся:
- ратификация Конвенции МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (в соответствии с положениями которой внедряется система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте);
- подготовка Минздравсоцразвития России <1> и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о ратификации Конвенции МОТ N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий";
- введение в Трудовой кодекс РФ понятий "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками" (параллельно ведется разработка порядка оценки профессионального риска и управления профессиональными рисками, а также закрепление порядка финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, направленного на исключение случаев нецелевого использования средств);
- разработка порядка утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов в сфере охраны труда.
--------------------------------
<1> В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Минздравсоцразвития России поделено на два Министерства: Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
Большое внимание уделяется повышению достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков. Для этого сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда путем введения процедуры обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; принят новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий прозрачные, понятные работодателю и работнику процедуры; утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах.
Такая работа будет эффективной, если систематически будет осуществляться контроль за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.
В целях совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников Минздравсоцразвития России был подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), устанавливающий прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 06.11.2011 N 300-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2012 г. (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Предусмотрен поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе обязательного социального страхования на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя и интегральной оценки условий труда, которая будет рассчитываться на основании данных аттестации рабочих мест, предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Очень важный документ разработан Минздравсоцразвития России - это проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации", что, на наш взгляд, позволит усилить ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда. В Уголовный кодекс в ст. 143 "Нарушение правил охраны труда" изменения, ужесточающие ответственность, уже внесены Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ.
В целях усиления защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2009 N 1213 утвержден Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (ред. от 20.12.2010). Утвержден также Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, а также нормативы штатной численности работников и материально-технического оснащения врачебного (фельдшерского) здравпункта и профпатологического отделения, а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, что позволит повысить эффективность медико-санитарного обеспечения работающего населения. Модернизация системы управления охраной труда невозможна без создания национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках и совершенствования системы нормативов в области охраны труда, усиления проведения наших исследований в части влияния производственных факторов на здоровье работников и выработки на их основе обоснованных государственных нормативов в сфере охраны труда, отражающих современное состояние техники и технологии, инновационное развитие экономики, повышения качества обучения работников в области охраны труда, в частности внедрения дистанционных форм обучения и проверки знаний в области охраны труда на основе единых электронных тестирующих программ и введения в системе высшего профессионального образования специальности "охрана труда и управление профессиональными рисками" с разработкой профессионального стандарта в указанной сфере и на его основе - федерального государственного образовательного стандарта.
Все эти вопросы требуют отдельного рассмотрения и решения.
В системе мер по модернизации систем управления охраной труда предусмотрена разработка региональных программ улучшения условий труда, в которых наиболее в полной мере можно учесть при проведении работ по улучшению охраны труда особенности того или иного региона (климатические, производственные, экономические, демографические и др.).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.