Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫМ РИСКОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Д.Г. АЛЕКСЕЕВА
Регуляторный риск (или комплаенс-риск) представляет собой риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (4(1).1 Положения Банка России 16.12.2003 N 242-П)) <1>.
--------------------------------
<1> Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П // Вестник Банка России. 2004. N 7.
В документах Базельского комитета по банковскому надзору "комплаенс-риск" определяется как риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности <2>.
--------------------------------
<2> Комплаенс и комплаенс-функция в банках (Базельский комитет по банковскому надзору, апрель 2005 г.) (пункт 3). См.: Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" // Вестник Банка России. 2007. N 61.
В соответствии с международными рекомендациями комплаенс-контроль в статусе самостоятельного направления СВК решает целый спектр задач, в числе которых <3>:
--------------------------------
<3> Козлов Д.Н., Юденков Ю.Н. Контроль регуляторных рисков // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 3. С. 33 - 46.
1) контроль за юридическими рисками, связанными с регулированием банковской деятельности. Возникновение и рост уровня этих рисков могут вызвать значительные финансовые потери вследствие введения санкций против банков, усиления требований к капиталу;
2) предупреждение риска потери репутации, связанного с недобросовестным соблюдением сотрудниками правил и норм деловой этики;
3) оптимизация отношений с органами надзора и интегрирование существующих правил и норм банковского регулирования и надзора в текущую деятельность банка;
4) развитие сотрудничества и партнерства с другими банками, что может способствовать повышению конкурентоспособности банка.
Управление регуляторным риском в кредитной организации осуществляется службой внутреннего контроля (далее - СВК), основными функциями которой являются:
- выявление комплаенс-риска и мониторинг эффективности управления регуляторным риском;
- учет событий, связанных с регуляторным риском, определение вероятности их возникновения и количественная оценка возможных последствий;
- мониторинг регуляторного риска, в том числе анализ внедряемых кредитной организацией новых банковских продуктов, услуг и планируемых методов их реализации на предмет наличия регуляторного риска;
- направление рекомендаций по управлению риском руководителям структурных подразделений кредитной организации и исполнительному органу, определенному внутренними документами кредитной организации;
- участие в разработке внутренних документов: по управлению регуляторным риском, а также направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции и/или предотвращения конфликта интересов и/или на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики и т.д.;
- выявление конфликтов интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих;
- анализ экономической целесообразности заключения кредитной организацией договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих осуществление кредитной организацией банковских операций (аутсорсинг);
- участие в рамках своей компетенции во взаимодействии кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков.
Деятельность службы внутреннего контроля в ее современном понимании регулируется новой редакцией Положения Банка России N 242-П, с учетом изменений, внесенных указанием Банка России в апреле 2014 года <4>. При этом на кредитные организации была возложена обязанность привести учредительные и внутренние документы в соответствие с измененной редакцией Положения N 242-П в срок до 1 октября 2014 года. Поскольку в обновленном виде службы внутреннего контроля функционируют в кредитных организациях всего лишь год, управление регуляторным риском вызывает многочисленные сложности в правоприменении, в их числе:
--------------------------------
<4> Указание Банка России от 24.04.2014 N 3241-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" // Вестник Банка России. 2014. N 63.
- неопределенность объекта контроля - широкая трактовка пункта 4(1) Положения Банка России N 242-П не дает возможности установить, подпадает ли под контроль СВК соблюдение кредитной организацией нормативных актов Банка России или речь идет собственно о законодательстве. По мнению Банка России, под законодательством Российской Федерации следует понимать все применимые к деятельности кредитной организации федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты вне зависимости от отрасли права (письмо ЦБ РФ от 25.11.2015 N 41-2-11/1565). Вместе с тем изложенная позиция отражена не в нормативном акте Банка России, а всего лишь в рекомендациях и, соответственно, не является обязательной для кредитных организаций;
- нечеткость распределения функций между службами внутреннего аудита, контроля и управления рисками;
- неопределенность требований к возможности совмещения функции руководителя службы внутреннего контроля с иными должностями (напр., руководитель СВК - ответственный сотрудник по ПОД/ФТ, руководитель СВК - начальник правового департамента кредитной организации и т.д.);
- неясность самого механизма управления риском, в том числе объем участия СВК в разработке внутренних документов.
Разрешение некоторых из вышеуказанных вопросов может быть отнесено к компетенции самой СВК, поскольку согласно пункту 8 документа Базельского комитета по банковскому надзору "Комплаенс и комплаенс-функция в банках" (апрель 2005) <5> банк должен организовать свою комплаенс-функцию и установить приоритеты для управления своим комплаенс-риском в соответствии с собственной стратегией и организацией управления рисками. Однако в общем и целом разрешение насущных проблем управления регуляторным риском, безусловно, лежит в плоскости нормативной деятельности Банка России.
--------------------------------
<5> Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" // Вестник Банка России. 2007. N 61.
Регуляторный риск является одним из универсальных банковских рисков. Управление им необходимо осуществлять при осуществлении любых банковских операций, сделок, в том числе кредитования.
К негативным факторам регуляторного риска в рамках кредитных операций могут быть отнесены:
- объективная неспособность кредитной организации адаптировать свои процедуры к новым внешним требованиям (например, порядок кредитования юридических и физических лиц не учитывает актуальных изменений законодательства об идентификации банками клиентов-заемщиков, представителей заемщиков, их выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, влечет риск применения к кредитной организации санкций за невыполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);
- несовершенство правил и внутренних документов (например, отсутствие во внутренних положениях о кредитовании порядка оценки кредитоспособности потенциального заемщика влечет риски выдачи кредитов заведомо проблемным заемщикам);
- несоблюдение сотрудниками установленных порядков и процедур (влечет риск потери положительной деловой репутации банка, потенциально - отток банковских вкладов и снижение ликвидности);
- несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих.
В значительной мере проблемы неопределенности порядка управления регуляторным риском могут быть устранены за счет принятия Банком России нормативного акта, посвященного вопросам управления данным риском, по аналогии с правовым риском или риском потери деловой репутации.
Вместе с тем и в текущих правовых условиях кредитные организации могут уменьшить негативные последствия регуляторного риска путем:
1) систематического мониторинга действующего законодательства, нормативных актов Банка России, судебной и арбитражной практики, проектов федеральных законов и нормативных актов;
2) систематической актуализации внутренних документов кредитной организации, в том числе посвященных вопросам кредитования;
3) разработки типовых форм договоров и сопутствующих документов с учетом не только нормативных актов, но и судебной, арбитражной практики;
4) разработки порядков и процедур осуществления банковских операций и сделок кредитной организации, в том числе кредитования;
5) контроля за распределением функций и полномочий между отдельными подразделениями и сотрудниками кредитной организации в целях избежания конфликта интересов, злоупотреблений и недобросовестных действий;
6) минимизации взаимоотношений с коллекторскими агентствами, заключения договоров только с проверенными компаниями в целях минимизации риска утраты деловой репутации;
7) создания системы внутреннего контроля, включающей службы внутреннего аудита, контроля, управления рисками, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иные подразделения, осуществляющие контроль законности и обоснованности проведения банковских операций и сделок.
Комплаенс-контроль становится важной и жизненно необходимой в деятельности любой кредитной организации разновидностью контроля.
Его правовое регулирование осуществляется нормативными актами Банка России, в соответствии с международными документами и требованиями. В настоящее время Банк России активно создает систему нормативных актов по управлению регуляторным риском в современных российских политико-экономических реалиях, в условиях углубляющегося кризиса доверия и, как следствие, возрастающих правового и репутационного рисков.
Комплаенс одновременно сочетает в себе функцию независимого внутреннего контролера и консультанта-советника. Уровень компетенции специалистов комплаенс-подразделения должен быть достаточно высоким, особенно в части правовых вопросов и регулятивных требований <6>.
--------------------------------
<6> Пашков Р., Юденков Ю. Положение об управлении регуляторным риском (комплаенс-риском) // Бухгалтерия и банки. 2016. N 1.
Надлежащим образом организованная деятельность службы внутреннего контроля позволит на постоянной основе осуществлять выявление, учет и анализ регуляторных рисков в кредитной организации; проводить анализ внутренних документов и изменять их в соответствии с требованиями обновленного законодательства и нормативных актов Банка России; учитывать и избегать конфликта интересов и злоупотреблений в деятельности отдельных сотрудников; минимизировать не только регуляторный риск, но также правовой и риск деловой репутации, обеспечивать высокую ликвидность кредитной организации, доверие к ней со стороны населения и в конечном итоге банковскую безопасность конкретной кредитной организации и банковской системы России в целом.
Литература
1. Козлов Д.Н., Юденков Ю.Н. Контроль регуляторных рисков // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. N 3. С. 33 - 46.
2. Пашков Р., Юденков Ю. Положение об управлении регуляторным риском (комплаенс-риском) // Бухгалтерия и банки. 2016. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.