Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И.В. РОСТОВСКАЯ
Ростовская Ирина Валерьевна, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.
Особое место в определении правового статуса несовершеннолетнего занимает Конституция РФ 1993 г. Ее юридическая и социально-политическая сущность выражается помимо прочего в том, что она закрепила отношение государства к различным социальным группам, каковыми являются семья и ее члены. Содержание этих установлений служит основой всех последующих нормативных правовых актов, определяющих положение ребенка в семье.
Расширение международно-правовых связей России, ее приобщение к европейскому сообществу, признание и ратификация целого ряда международных договоров обусловили необходимость соответствующего пересмотра действующего законодательства, особенно в духе Конвенции о правах ребенка, признанной Россией обязательным для нее международным актом.
Принципиально важными для семьи являются установления ст. 17 Конституции РФ, признающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина. Их государственная защита обеспечивается положениями ст. 45 Конституции. Согласно ст. 46 каждому, следовательно, и несовершеннолетнему гарантируется судебная защита его прав.
Статья 23 Конституции РФ гарантирует право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрет произвольного вмешательства в дела семьи.
Общая идеология Конституции РФ повлияла и на принципы семейного законодательства (п. 3 ст. 1), в частности приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Нормотворческая деятельность по обеспечению и защите прав детей в России происходит в двух направлениях: создания и принятия актов, полностью посвященных детям и семье, и принятия актов отраслевого характера, содержащих отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в обществе. Примером второго направления служат Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. "Об охране здоровья граждан", ст. 24 которых определяет права несовершеннолетних по охране здоровья.
В сфере правовой защиты семьи имеются практически все виды нормативных правовых актов: федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, подзаконные акты субъектов РФ. Сюда входят Федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об образовании", "О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие.
Конституция России предоставила право субъектам Федерации развивать собственное законодательство в области охраны прав детей, отнеся семейное законодательство и координацию вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72). Примеры регионального законотворчества: Закон Костромской области от 11 ноября 1998 г. N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", Закон Московской области от 4 декабря 2009 г. N 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области", Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 827-КЗ "Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае".
Важную роль в семейном законодательстве играют Указы Президента РФ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)", "Об Основных направлениях государственной семейной политики" <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 23. Ст. 1276; Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" // СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2460.
К законодательству о несовершеннолетних относятся также Постановления Правительства РФ: от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <2>$ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (вместе с Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации)$ от 30 июня 2010 г. N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"; от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа"; от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"; от 11 января 2006 г. N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и др.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2000. 9 декабря.
Среди всего массива законодательных актов наибольшего внимания заслуживает Семейный кодекс РФ. В соответствии с Конституцией РФ Семейным кодексом сформулированы основные принципы семейного законодательства, установлен круг общественных отношений, которые регулируются семейным законодательством. В отсутствие специального комплексного законодательства, регулирующего права ребенка во всех областях его жизни, Семейный кодекс РФ на сегодняшний день остается основополагающим нормативным актом, охватывающим большинство сторон не только брачно-семейных отношений, но и правового положения несовершеннолетних.
Семейный кодекс развивает конституционные положения применительно к внутрисемейным отношениям, тем целям, которые это законодательство преследует. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой "линия на сближение Основного Закона государства (Конституции) и закона отраслевого (Семейного кодекса) идет по нескольким направлениям, куда входят:
- признание самостоятельности прав ребенка;
- усиление начал свободы выбора средств и способов защиты интересов несовершеннолетних;
- последовательное воплощение в действительность идеи приоритета прав ребенка;
- превращение семейно-правовой нормы в действенный инструмент помощи детям;
- соблюдение требований Конвенции "О правах ребенка" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Нечаева А.М. Россия и ее дети: ребенок, закон, государство. М., 2000. С. 217.
В данном контексте положениями Семейного кодекса РФ, имеющими наиболее принципиальное значение, являются: стратегия, направленная на расширение и защиту прав индивида в семье; адекватные современным требованиям подходы к регулированию имущественных отношений; усиление правовой защиты детей, в том числе воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые положения Семейного кодекса имеют перспективный характер. В этом отношении интерес представляет регулирование его нормами правового статуса ребенка в семье. В Семейном кодексе РФ есть самостоятельная глава "Права несовершеннолетних детей", о которой более подробно речь пойдет в следующем параграфе.
Вместе с тем анализ Семейного кодекса РФ позволяет выявить и ряд пробелов.
Один из недостатков - отсутствие определения понятия "семья", хотя логично предположить, что в Семейном кодексе РФ это должно быть сделано. С другой стороны, по мнению В.И. Иванова, из российского законодательства следует, что, во-первых, семья - не субъект права, во-вторых, существуют члены семьи, имеющие права, разрозненные по правоотраслевому признаку или конкретным правоотношениям: жилищному, социального обеспечения, административному, семейному, гражданскому, земельному и т.д. <4>. Права члена семьи в ней и права субъекта права - это не совпадающие между собой понятия <5>. На наш взгляд, хотя данный вывод сделан до вступления в силу Семейного кодекса РФ, тем не менее он не потерял свою актуальность и сегодня.
--------------------------------
<4> См.: Иванов В.И. Семья как община // Право и жизнь. 1995. N 7. С. 149.
<5> Там же.
Семья на протяжении многих лет является объектом социальной защиты государства. А.М. Нечаева также считает, что семья - самостоятельный объект правовой охраны со стороны государства во всех отношениях: экономическом, социальном, правовом <6>.
--------------------------------
<6> См.: Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 1996. N 12. С. 103.
В современных условиях как никогда необходим специальный закон "Об охране семьи", тем более нельзя забывать и о кризисе семьи как социального института <7>.
--------------------------------
<7> Подробно о проблемах семьи и семейной политики государства и общества см.: Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI в. М., 2000; Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. Под ред. А.И. Антонова. М., 2003.
Заключая обзор законодательства о несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы. Изначально правовое регулирование положения ребенка осуществлялось в рамках внутрисемейных отношений, поскольку только через семью реализовывалась большая часть связей личности и общества. Семейное законодательство в России, на развитие которого оказывали влияние социально-экономические и политические изменения, в определенной степени отражало правовое положение ребенка в семье, но в большинстве своем не рассматривало его как самостоятельную личность.
Принятие Конституции РФ 1993 г. способствовало развитию семейного законодательства, что выразилось в его новой кодификации, а также в признании за несовершеннолетним самостоятельного субъекта прав, поставив задачу приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами. Однако ни Семейный кодекс РФ, ни другой закон, в определенной мере способствуя развитию и совершенствованию семейных отношений, обеспечению прав членов семьи, в том числе несовершеннолетних, по существу, не может выразить права и законные интересы детей в полном объеме и рассматриваться как системный нормативный правовой акт в этой сфере.
Поэтому в развитие конституционных положений о государственной поддержке семьи целесообразно разработать Концепцию об охране семьи, на основе которой возможны обсуждение и принятие пакета законодательных актов, в том числе Федеральных законов "Об охране семьи в Российской Федерации", "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье", "О государственной поддержке многодетных семей", "О государственной поддержке молодых семей", "О защите детей-инвалидов в Российской Федерации".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.