Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.А. МИЛОСЕРДОВ
В настоящее время Россия столкнулась с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, новыми угрозами экономическому суверенитету, связанными с противоречащими международному праву действиями недружественных иностранных государств и международных организаций <1>, направленными на незаконное лишение Российской Федерации, граждан России и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение права собственности, а также связанной с этим переориентацией российской экономики на азиатские рынки <2>.
--------------------------------
<1> Путин подписал указ об ответных мерах против недружественных стран. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/05/03/920730-putin-podpisal (дата обращения: 12.12.2022).
<2> В Госдуме назвали причины переориентации экономики России на Восток. URL: https://rueconomics.ru/23748092-v_gosdume_nazvali_prichini_pereorientatsii_ekonomiki_rossii_na_vostok (дата обращения: 12.12.2022).
Более того, законность проведенных в 90-е годы XX в. сделок по отчуждению ценных бумаг крупных предприятий до сих пор вызывает немало вопросов <3>, поскольку негативные последствия по сей день причиняют значительный ущерб публичным интересам, в том числе в виде утраты государственного контроля за деятельностью важных объектов промышленности.
--------------------------------
<3> Генпрокуратуру попросили проверить законность приватизации госпредприятий в 90-х. URL: https://lenta.ru/news/2022/01/10/zakonnost/ (дата обращения: 12.12.2022).
В частности, Э.А. Ахмадова отметила, что "в результате применения для предприятий сферы оборонной промышленности механизма искусственного банкротства к выгоде узкого круга заинтересованных лиц разрушались вполне успешные производства, а сами предприятия и их активы уводились из-под контроля государства, в том числе переходили в собственность нерезидентов" <4>.
--------------------------------
<4> Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. 2010. N 3 (30). С. 136.
По мнению А.Х. Казариной, не вызывает сомнений "активная вовлеченность прокуратуры в сферу хозяйственной жизни и само появление в России прокуратуры как государственно-правового учреждения с функциями надзора для обеспечения интересов казны, проведения реформы управления, экономических преобразований, явившихся стержнем всех инициированных Петром I модернизационных процессов" <5>.
--------------------------------
<5> Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 13.
Т.И. Отческая, анализируя роль прокурора в защите публичных интересов в экономической сфере, констатировала, что "состояние законности в экономике является одним из важнейших факторов, определяющих экономическое и социальное развитие страны" <6>.
--------------------------------
<6> Отческая Т.И. Роль прокурора в рассмотрении арбитражными судами публичных споров // Проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском, административном и арбитражном процессе: сб. мат. круглого стола (Москва, 26 октября 2018 г.) / под общ. ред. Н.В. Субановой; сост. и науч. ред. М.В. Маматов, О.В. Боброва; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 87.
Согласно Стратегии национальной безопасности <7> модернизация экономики и развитие промышленного потенциала является одним из элементов механизма обеспечения укрепления суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления.
--------------------------------
<7> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть II). Ст. 5351.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <8> защита охраняемых законом интересов общества и государства является одной из целей прокурорской деятельности, а в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" <9> и иных организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ указывается на необходимость защиты прокурорами интересов публично-правовых образований.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" // Законность. 2008. N 3. С. 44.
В этой связи в целях защиты национальных интересов Российской Федерации прокуроры должны принимать исчерпывающие меры для возвращения под контроль государства крупных предприятий <10>, имеющих стратегическое значение для развития отечественной экономики и безопасности государства.
--------------------------------
<10> Прим.: в законодательстве отсутствует детальное правовое регулирование деятельности крупных предприятий: не сформулировано единое понятие крупного предприятия, не определен его правовой статус, порядок отнесения организаций к числу крупных предприятий.
Важно отметить, что исходя из содержания ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11> к крупным предприятиям могут быть отнесены организации, соответствующие следующим условиям:
- среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 250 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, превышает 2 млрд рублей.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
Органы прокуратуры принимают непосредственное участие в защите публичных интересов посредством деприватизации <12> промышленных предприятий Российской Федерации, ценные бумаги которых в начале 1990-х годов были приватизированы с нарушениями законодательства.
--------------------------------
<12> Прим.: процесс возврата имущества в собственность государства.
Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов в ежегодном докладе о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <13> указал, что особое внимание прокуроров обращено на утраченные государством стратегические и системообразующие предприятия, другие важные активы.
--------------------------------
<13> Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/interviews-and-presentations?item=73355996 (дата обращения: 13.12.2022).
Нельзя не согласиться с позицией профессора Т.И. Отческой, которая справедливо отметила, что, "ориентируясь на получение прибыли любой ценой, иностранные и определенная часть российских предпринимателей идут вразрез с интересами государства, входят в конфликт с законом" <14>.
--------------------------------
<14> Отческая Т.И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства: По законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 3.
В.В. Рупина обратила внимание на то, что "результаты прокурорского надзора свидетельствуют о том, что нарушения закона в экономической сфере, требующие вмешательства прокурора, не единичны и допускаются как органами государственной власти и местного самоуправления, подведомственными им предприятиями и учреждениями, так и субъектами предпринимательской деятельности, в том числе при заключении различных видов сделок" <15>.
--------------------------------
<15> Рупина В.В. Иск прокурора в арбитражном процессе: проблемные вопросы реализации полномочий // Проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском, административном и арбитражном процессе: сб. мат. круглого стола (Москва, 26 октября 2018 г.) / под общ. ред. Н.В. Субановой; сост. и науч. ред. М.В. Маматов, О.В. Боброва; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 101.
По мнению автора настоящего исследования, инициируемая прокурорами процедура перехода ценных бумаг крупных промышленных предприятий в государственную собственность играет важную роль в восстановлении экономики государства, поскольку заработанные компаниями денежные средства, контролируемые частными лицами, незаконно получившими их во владение, незаконно выводятся в офшоры <16> и не инвестируются в развитие хозяйственной системы страны.
--------------------------------
<16> Путин считает необходимым вернуться к вопросу о выводе средств в офшоры. URL: https://rossaprimavera.ru/news/74b8b3b4 (дата обращения: 13.12.2022).
В качестве примера можно привести дело N А03-15486/2021 <17>, рассмотренное Арбитражным судом Алтайского края.
--------------------------------
<17> Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 марта 2022 г. по делу N А03-15486/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a1a10d4a-6a66-4e7c-be8d-8603e85c49c7/cfd76969-4893-4edc-ad21-c8605cbefa64/A03-15486-2021_20220317_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 13.12.2022).
Так, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в интересах Российской Федерации в Арбитражный суд Алтайского края был подан иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (акций ОАО "Кучуксульфат") к ООО "Капок инвестментс лимитед", ООО "Траст", акционерному обществу "Республиканский специализированный регистратор "Якутский фондовый центр", а также ряду физических лиц.
Исковые требования Генеральной прокуратуры были мотивированы тем, что Госкомимуществом России как уполномоченным на тот момент федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, решение о приватизации Кучукского сульфатного завода не принималось; соответствующая заявка в указанный орган не поступала; инициатива в проведении приватизации упомянутого завода от него не исходила; план приватизации данным органом не утверждался. Вместе с тем необходимая процедура приватизации была предусмотрена, действия по отчуждению имущества названных предприятий не соответствовали требованиям законодательства, поскольку были совершены на основании решений лиц, не имевших права отчуждать это имущество самостоятельно. Решение о приватизации Кучукского сульфатного завода Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации не принимала. Таким образом, государственное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо ее воли.
По результатам рассмотрения данного дела суд принял решение удовлетворить исковые требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации в полном объеме.
Особенность данного дела заключается в том, что ОАО "Кучуксульфат" является крупным предприятием химической отрасли и единственным в России производителем природного сульфата натрия, а также относится к числу градообразующих предприятий, обеспечивая работой 1 251 человека.
По мнению автора, утрата государством такой значимой для дальнейшего развития экономики отрасли промышленности могла бы привести к разрушению единого хозяйственного механизма страны и, как следствие, волне банкротств различных производителей.
Другим примером из судебной практики может послужить рассмотренное Арбитражным судом Пермского края дело N А50-24570/2021 <18>.
--------------------------------
<18> Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2022 г. по делу N А50-24570/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/16539cd2-eb3c-4bea-8b5c-9e7e9fdde9e4/fd1ed334-0dcd-4889-be95-bfe0e923acb4/A50-24570-2021_20220511_Prochie_sudebnye_dokumenty.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 14.12.2022).
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об истребовании в пользу государства 89,5% акций, принадлежащих четырем акционерам - физическим лицам ОАО "Соликамский магниевый завод". Исковые требования мотивированы тем, что приватизация завода в период 1992 - 1996 годов проведена с нарушением действовавшего на тот момент законодательства, государственное имущество выбыло из собственности РФ помимо ее воли и находилось в чужом незаконном владении.
Решением Арбитражного суда Пермского края иск прокуратуры был удовлетворен в полном объеме. В июле 2022 г. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменений решение Арбитражного суда Пермского края об изъятии 89,5% акций ОАО "Соликамский магниевый завод" в пользу государства <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2022 г. по делу N А50-24570/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/16539cd2-eb3c-4bea-8b5c-9e7e9fdde9e4/c02b62b6-9838-4495-9ca4-79f5565d289b/A50-24570-2021_20220728_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 14.12.2022).
Как следует из материалов данного дела, органы прокуратуры добились отмены результатов приватизации спустя 26 лет путем истребования имущества из чужого незаконного владения, установив срок начала исковой давности с момента обнаружения нарушений в результате проведенной прокурорской проверки.
Представляется важным особое внимание обратить на дело N А07-20576/2020 <20>, проверочные мероприятия по которому с целью проверить соблюдение законов при приватизации Башкирской содовой компании на заседании Правительства Российской Федерации 26 августа 2020 г. Генеральной прокуратуре РФ поручил провести Президент Российской Федерации В.В. Путин <21>.
--------------------------------
<20> Генпрокуратура: Государству возвращены акции "Башкирской содовой компании". URL: https://rg.ru/2021/03/12/reg-pfo/genprokuratura-gosudarstvu-vozvrashcheny-akcii-bashkirskoj-sodovoj-kompanii.html (дата обращения: 14.12.2022).
<21> Прим.: Акционерное общество "Башкирская содовая компания" - российское предприятие, производящее кальцинированную, пищевую и каустическую соду, ПВХ. Предприятие является единственным производителем терефталоилхлорида, анодов с рутений-иридиевым покрытием, флокулянта полиэлектролита катионного.
Президент России подчеркнул: "Непохоже, что целью акционеров сегодня является долгосрочное развитие этой компании. Похоже на другое - выкачивание средств любой ценой и в как можно большем объеме" <22>.
--------------------------------
<22> "Где деньги?": с "Башсодой" разбираются Путин и Генпрокуратура. URL: https://regnum.ru/news/economy/3046834.html (дата обращения: 14.12.2022).
По результатам проведенных надзорных проверок заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Арбитражный суд Республики Башкортостан был подан иск в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) об истребовании акций из незаконного владения акционерного общества "Башкирская химия", общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Башкирская химия" и акционерного общества "Региональный фонд". Арбитражным судом требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации были удовлетворены в полном объеме.
Предметом данного спора явились акции, перешедшие во владение коммерческих организаций на основании приватизации. Однако внимание Генеральной прокуратуры РФ было обращено на экономический результат, который свидетельствовал об убыточности указанной сделки, что привело к причинению ущерба интересам государства. Выступая в интересах Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ добилась отмены результатов приватизации и восстановления прежнего владельца в правах.
Рассмотренные кейсы свидетельствуют о том, что продолжавшаяся долгие годы незаконная приватизация крупных предприятий имеет негативные последствия в настоящее время. В этой связи прокурорам необходимо продолжать активную деятельность, направленную на защиту экономического суверенитета России, путем выявления незаконных сделок по переходу прав на имущество публично-правовых образований, последующему применению средств прокурорского реагирования, включая иски об истребовании имущества в суд. Представляется, что необходимо приложить все усилия в части правотворческой деятельности на ведомственном уровне, нацеленные на сохранение данной тенденции.
В частности, после включения в состав Российской Федерации четырех новых субъектов (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область, Запорожская область) органы прокуратуры должны обратить особое внимание на структуру владельцев и законность приобретения ценных бумаг крупнейших промышленных и инфраструктурных предприятий, расположенных на территории новых регионов: например, Донецкий металлургический завод группы "Донецксталь", ГП "Юзовский металлургический завод", ООО "Макеевский завод", ООО "Южный горно-металлургический комплекс" (ЮГМК) и др.
По мнению автора, в целях обеспечения законности, защиты публичных интересов в экономической сфере, а также дальнейшего укрепления правозащитного потенциала прокуратуры представляется необходимым дополнить Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" новым пунктом 8.5 следующего содержания: "Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов, регламентирующих приватизацию крупных предприятий, в которых доля государства составляет более 25% уставного капитала, имеются дочерние компании с государственным участием в капитале более 50%, штат сотрудников более 250 человек".
Благодаря указанному нововведению будут определены критерии отнесения предприятий к крупным, которые станут руководством для прокуроров при осуществлении указанной деятельности, поскольку текущие экономические условия, санкционное давление недружественных стран на ключевые отрасли отечественной промышленности, последствия нарушений законов в процессе приватизации, разобщенный характер борьбы с нарушениями законов в этой сфере свидетельствуют о том, что необходимо активизировать прокурорский надзор в соответствии со складывающейся обстановкой.
Литература
1. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: автореферат диссертации доктора юридических наук / А.Х. Казарина. Москва, 2009. 59 с.
2. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования / Э.А. Медведева // Общество и право. 2010. N 3 (30). С. 135 - 140.
3. Отческая Т.И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства: по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Т.И. Отческая. Рязань, 2003. 51 с.
4. Отческая Т.И. Роль прокурора в рассмотрении арбитражными судами публичных споров / Т.И. Отческая // Проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском, административном и арбитражном процессе: сборник материалов круглого стола (Москва, 26 октября 2018 г.) / под общей редакцией Н.В. Субановой; составители и научные редакторы М.В. Маматов, О.В. Боброва; Университет прокуратуры Российской Федерации. Москва, 2019. С. 87 - 92.
5. Рупина В.В. Иск прокурора в арбитражном процессе: проблемные вопросы реализации полномочий / В.В. Рупина // Проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском, административном и арбитражном процессе: сборник материалов круглого стола (Москва, 26 октября 2018 г.) / под общей редакцией Н.В. Субановой; составители и научные редакторы М.В. Маматов, О.В. Боброва; Университет прокуратуры Российской Федерации. Москва, 2019. С. 101 - 110.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.