Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В.В. КОЛОМИЕЦ
В условиях неблагоприятных внешнеэкономических факторов актуальны вопросы надзорного сопровождения государственных мер по поддержке российских товаропроизводителей - участников контрактной системы в сфере закупок (далее под товаропроизводителями понимаются также лица, оказывающие услуги и выполняющие работы).
С учетом значимости деятельности органов власти по использованию публичных финансовых ресурсов важной задачей является поддержка конкурентоспособности российских товаропроизводителей, участвующих в закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд, объем которых за 2022 г. составил более 11,2 трлн руб.
Достижению цели выполнения рассматриваемой задачи способствует правовой институт национального режима при осуществлении закупок, основные черты которого сформулированы в ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон).
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 установлен запрет на допуск к закупкам иностранных товаров, работ или услуг, Приказом Минфина от 4 июня 2018 г. N 126н (далее - Приказ Минфина России N 126н) - условия допуска названных товаров.
Запрет допуска установлен для промышленных товаров и программного обеспечения, что исключает для участника закупки возможность предложить заказчику названные иностранные продукты.
Ограничения допуска предусмотрены для лекарств, медицинских изделий, продуктов питания, промышленных товаров, радиоэлектроники и реализуются через предоставление преимуществ заявкам российских товаропроизводителей, не содержащих предложения о поставке иностранных товаров.
Условия допуска заключаются в предоставлении ценового преимущества заявкам российских товаропроизводителей с применением понижающего коэффициента к ценовым предложениям о поставке иностранных товаров.
Ограничения и условия допуска могут применяться к объектам закупки одновременно.
Запреты, ограничения и условия допуска устанавливаются в отношении товаров, код которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее - ОКВЭД), совпадает с перечнями товаров, определенными нормативными актами Правительства РФ, устанавливающими соответствующие режимы.
Обязанность заказчика при закупке таких товаров - правильное применение законодательства о национальном режиме при опубликовании в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещения о закупке, требований к содержанию заявки на участие в закупке, при рассмотрении и оценке заявок участников закупки, заключении и исполнении контракта, приемке поставленных товаров.
Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок показала, что заказчики допускают нарушения при применении к закупаемым товарам запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции.
В ходе проверок выявляются факты необоснованного ограничения круга возможных участников закупки, что может влиять на ее результаты.
Например, в ходе одной из проверок в государственном учреждении здравоохранения установлено, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Здравоохранение", учреждение разместило в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на право поставки переносного электромагнитного стимулятора, по результатам которого с коммерческой организацией заключен контракт.
В извещении о закупке учреждение необоснованно, в нарушение Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878, установило ограничение допуска названного прибора из иностранных государств, тогда как по коду ОКВЭД 26.60.13.190 оно применяется только к дефибрилляторам, не являющимся объектом рассматриваемой закупки.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком при размещении в ЕИС извещений о проведении закупок оборудования для физиотерапии и отделения медицинской реабилитации.
По другой закупке в рамках расходования средств субсидии на выполнение мероприятий национального проекта в один лот объединены товары, как включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 (система ультразвуковая), так и не упомянутые в нем (аппарат для гальванизации, стимулятор тканей электромагнитный), что нарушает п. 7 названного Постановления.
В ходе проверки государственного учреждения культуры выявлена обратная ситуация, когда правила национального режима необоснованно не применены заказчиком к закупаемым товарам.
Учреждение разместило извещение о проведении электронного аукциона на право поставки сценического оборудования (прожекторов, усилителей звуковых частот, части видеооборудования), относящегося к кодам 26.40.43.110, 26.40.51.000 и 27.40.33.130 ОКВЭД, по результатам которого заключен контракт с индивидуальным предпринимателем.
В отношении названного оборудования заказчик, в силу ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 878 и Приказа Минфина России N 126н, обязан был установить в документах закупки требования к подтверждению происхождения товара.
В ходе проверок выявляются факты ненадлежащего установления правил национального режима в требованиях к содержанию и составу заявок на участие в закупках, нарушения при рассмотрении и оценке заявок участников закупок.
Например, в ходе проверки одного из государственных образовательных учреждений установлено, что при закупке светильников в ЕИС обоснованно включено условие об ограничении допуска радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (утв. Постановлением Правительства РФ N 878), но не указано, какими документами и сведениями это должно подтверждаться. Это привело к невозможности правильного составления заявок участниками закупки и необоснованному отклонению заказчиком по итогам электронного аукциона 5 предложений.
Кроме того, в ходе проверок исполнения требований законодательства о контрактной системе в отношении закупок товаров, к которым заказчики применили правила национального режима, необходимо обращать внимание на соблюдение ими запрета на замену отечественных товаров на продукцию иностранных производителей в ходе исполнения контракта и приемки, а также на соответствие поставляемой продукции условиям заключенного контракта и документам закупки.
Выявленные факты нарушений отражены в представлениях прокурора, внесенных руководителям учреждений, которые в ходе рассмотрения признаны обоснованными, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, полномочия органов прокуратуры позволяют эффективно осуществлять надзор за соблюдением требований законодательства о поддержке российских товаропроизводителей, участвующих в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, мерами прокурорского реагирования пресекать и предупреждать нарушения законов в рассматриваемой сфере.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.