Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Б.А. ТУГУТОВ
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре важным направлением работы органов прокуратуры Российской Федерации является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).
Пункт 1 ст. 30 Закона о прокуратуре в части установления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, отсылает правоприменителя к "другим федеральным законам". В этом случае, полагаем, речь идет о ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), в соответствии с которой прокурорский надзор за его исполнением осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. По требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Также согласно этой статье сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Помимо Закона об ОРД, который довольно общий и "рамочный", не раскрывающий многие вопросы, касающиеся порядка осуществления отдельных ОРМ, их тактики и методики, а также порядка рассекречивания и представления материалов ОРД органам следствия, дознания и суду, большое значение имеют подзаконные акты, которые непосредственно регламентируют те частные вопросы, которые не охвачены Законом об ОРД. В первую очередь к ним относится Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд <1> (далее - Инструкция). Кроме того, фактически при осуществлении надзора прокуроры вынуждены обращаться и к содержанию нормативных актов, издаваемых каждым ведомством, которое уполномочено в силу ст. 13 Закона об ОРД на осуществление ОРД. Как правило, речь идет о "закрытых" по объективным причинам для широкой общественности документах, поскольку в них содержатся подробные сведения о тактике и методах проведения отдельных ОРМ с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД.
--------------------------------
<1> Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. совместным Приказом от 27 сентября 2013 г.).
Специфика осуществления прокурорского надзора в этом случае, безусловно, определяется сущностью и особенностями самой оперативно-розыскной деятельности. Помимо Закона о прокуратуре, Закона об ОРД прокурорам также предписано руководствоваться соответствующим приказом Генерального прокурора РФ, содержание которого также доступно только ограниченному кругу лиц.
Как указывает М. Козина, "важно признать, что риски и потенциальные ошибки - это характерные для ОРД явления, обусловленные осуществлением данной деятельности в условиях информационной неопределенности. Их нужно прогнозировать, анализировать и минимизировать, но избежать вовсе - невозможно, а в ряде случаев и нецелесообразно" <2>.
--------------------------------
<2> Козина М.Е. Виды нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. Vol. 12-1 (75). С. 157.
Интересна позиция Ю. Гармаева и О. Викулова, которые разделяют понятие "ошибки" и "нарушения" в сфере ОРД: "С сущностью того, что понимается под термином "нарушение закона" все более или менее понятно... Оперативно-розыскная ошибка - это действие (бездействие) должностного лица органа, осуществляющего ОРД, не содержащее формальных признаков нарушения прямых предписаний закона, однако квалифицирующееся как неправомерное (противоправное) с учетом сложившейся правоприменительной практики" <3>.
--------------------------------
<3> Гармаев Ю.П., Викулов О.В. Ошибки и нарушения в сфере оперативно-розыскной деятельности. Вып. 2: Практическое пособие. М.: Издательство "ТилКом", 2021. С. 9.
Анализ практики прокурорского надзора в этой сфере позволяет сделать вывод о том, что нарушения законодательства об ОРД носят весьма разноплановый характер и могут быть допущены сотрудниками оперативных подразделений практически на любом этапе проведения ОРМ.
Так, в зависимости от момента обнаружения нарушений закона прокурором их можно разделить на три разновидности:
1) выявленные непосредственно при проведении проверок текущей деятельности оперативных подразделений (в рамках плановых проверок, проверок по жалобам на действия их сотрудников);
2) выявленные при проверке материалов уголовных дел, возбужденных на основании ОРМ (в первую очередь коррупционной направленности либо о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ);
3) выявленные при проверке материалов уголовных дел, в рамках которых осуществлялись ОРМ на основании поручения следователя/дознавателя.
К наиболее типичным нарушениям законодательства об ОРД, на которые в первую очередь необходимо обращать внимание прокурорам, можно отнести следующие.
1. Нарушения при проведении отдельных ОРМ, перечень которых установлен ст. 6 Закона об ОРД.
Например, сюда можно отнести проведение ОРМ без предварительного вынесения постановления об их проведении (п. 10 Инструкции), а также проведение мероприятий, не предусмотренных Законом об ОРД (указание в документах, составляемых по результатам ОРМ, о проведении "проверочной покупки", "контрольной закупки", "контролируемой закупки" и пр.). Зачастую допускаются факты утверждения постановления о проведении ОРМ (например, проверочной закупки) ненадлежащим должностным лицом.
Такие нарушения должны расцениваться как грубейшие, влекущие признание всех материалов ОРМ, признанных доказательствами по делу, недопустимыми.
К грубым нарушениям ст. 7 Закона об ОРД можно отнести и неуказание конкретных оснований для проведения ОРМ при принятии решения об их проведении.
Так, при вынесении постановления о проведении ОРМ "Наблюдение" в отношении предполагаемого взяткодателя для документирования факта передачи взятки должностному лицу - сотруднику дорожно-патрульной службы указано, что "гражданин Н. часто ездит по городу и дает сотрудникам ДПС взятки" <4>. В этом случае налицо факт неуказания на конкретные признаки конкретного подготавливаемого либо совершенного противоправного деяния.
--------------------------------
<4> Многочисленные факты подобных нарушений были выявлены в ходе проверок материалов ОРМ, проведенных сотрудниками МВД по Республике Бурятия в 2007 - 2008 гг., повлекших впоследствии прекращение уголовных дел, возбужденных на их основании по признакам ст. 291 УК РФ.
Также нарушением будет и опрос "фигуранта" без адвоката (это может быть истолковано как нарушение права на защиту потенциального подозреваемого и обвиняемого), проведение ОРМ без участия так называемых представителей общественности, а также проведение мероприятия ненадлежащим лицом (например, помощником оперуполномоченного либо сотрудником подразделения, не имеющими полномочий на осуществление ОРД).
Одно из наиболее "популярных" ОРМ - проверочная закупка, которая применяется, в частности, по делам оперативного учета в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. К участию на разных ее стадиях привлекаются лица, которых оперативные сотрудники зачастую называют "понятыми" или "представителями общественности". Однако законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ таких лиц.
Для чего же все-таки тогда привлекаются такие "понятые"? С точки зрения построения тактики будущего обвинения их участие - это безусловный "плюс" для следователя и государственного обвинителя, поскольку такие лица при надлежащей организации их участия в ОРМ могут лишний раз подтвердить сам факт их проведения и законность действий оперативных сотрудников, внеся свой вклад в формирование доказательственной базы со стороны обвинения. С другой стороны, именно их участие часто становится слабым местом для стороны обвинения в ходе рассмотрения дела по существу. Так, зачастую суд при помощи стороны защиты устанавливает прямую либо косвенную заинтересованность таких "представителей общественности" (ввиду привлечения в качестве "дежурных понятых" близких знакомых, общественных помощников, технических работников подразделений). В результате вместо реальной помощи такие свидетели оказывают "медвежью услугу" государственному обвинителю и суду при оценке доказательств.
2. Нарушения процедуры рассекречивания и передачи результатов ОРД в следственные подразделения.
Например, имеют место факты направления материалов ОРД следователю без постановления руководителя органа (подразделения), проводившего ОРМ, о представлении результатов ОРД (п. 9 Инструкции) либо без постановления об их рассекречивании (п. 14 Инструкции).
Зачастую изымаемые в рамках ОРМ объекты материального мира (наркотические средства, денежные средства, огнестрельное оружие, боеприпасы и пр.), а также носители информации с результатами ОРД (флеш-карты, СД-диски, аудио- и видеокассеты) упаковываются ненадлежащим образом (нет пояснительных надписей лица, проводившего ОРМ, с описанием содержимого, его индивидуализирующих признаков, физических свойств, печатей на упаковке, подписей участвующих лиц и т.п.). Эти обстоятельства неизбежно ставят под сомнение качество и достоверность проведенных ОРМ, также возникает вероятность исключения из числа доказательств результатов ОРД.
Есть факты неуказания в резолютивной части постановления о представлении результатов ОРД и сопроводительном письме перечня подлежащих представлению конкретных документов и предметов.
3. Прямое нарушение требований законодательства со стороны оперативных сотрудников.
В этом случае можно выделить фальсификацию материалов ОРМ (составление материалов "задним числом", документирование несуществующих событий), а также различного рода провокации со стороны оперативных сотрудников при реализации оперативного эксперимента либо проверочной закупки.
Так, в ходе проверки соблюдения требований законодательства об ОРД в деятельности отдела по борьбе с экономическими преступлениями (далее - ОБЭП) в одном из отделов МВД России на территории Республики Бурятия были выявлены факты провокации со стороны оперативных сотрудников этого подразделения дачи взяток сотрудникам ДПС.
С целью искусственного завышения результатов служебной деятельности в сфере выявления экономических и коррупционных преступлений сотрудники ОБЭП под видом сотрудников ДПС останавливали проходящий автотранспорт и производили проверку документов у водителей. При выявлении признаков какого-либо административного правонарушения водитель склонялся к даче незаконного вознаграждения за "решение вопроса" о непринятии мер по привлечению его к административной ответственности. При этом какого-либо ОРМ в момент проводимых манипуляций не проводилось, все материалы ОРМ и дела оперативного учета заводились позже и составлялись "задним числом", при этом в обоснование проведения несуществующего ОРМ указывалось на наличие неконкретной оперативной информации "о намерении фигуранта совершить какое-либо преступление". После документального оформления такой деятельности материалы передавались в следственный орган, который по результатам их рассмотрения возбуждал уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 291 УК <5>.
--------------------------------
<5> По материалам проверок соблюдения законодательства об ОРД прокуратуры З-ского района Республики Бурятия за 2011 г.
4. Подмена следственных действий отдельными ОРМ (например, фактическое проведение обыска в квартире у "фигуранта" под видом обследования жилого помещения якобы с разрешения проживающего в нем лица).
5. Оформление фактически проведенных ОРМ под видом уголовно-процессуальных действий (например, фактически проведено ОРМ "обследование жилого помещения" с согласия его собственника на основании информации от "доверенного лица" из состава "подсобного аппарата", в ходе которого были изъяты наркотические средства либо оружие, однако задокументировано оно надлежащим образом не было. Для создания видимости законности действий мероприятие оформлено под видом доследственной проверки, проведенной сотрудниками полиции на основании анонимного сообщения, поступившего в дежурную часть отдела внутренних дел, в ходе которой при осмотре места происшествия изымаются соответствующие предметы).
6. Манипуляции с оперативно-служебной и учетно-регистрационной документацией, направленные на искажение статистических данных и завышение результатов ОРД (например, составление оперативных документов, из которых следует, что "содействующие лица" сообщают сведения о совершенных либо готовящихся преступлениях, которые в действительности были выявлены иными способами, не связанными с ОРД (поступление заявления от потерпевшего в дежурную часть отдела полиции, выявление преступления участковым уполномоченным полиции либо инспектором ДПС), и пр.).
Безусловно, в силу значительной "многоплановости" и специфики ОРД это не исчерпывающий перечень нарушений. Актуальным остается вопрос необходимости разработки отдельных методических указаний и рекомендаций, содержащих приемы и методы, применяемые прокурорами для полноценного и единообразного выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства об ОРД. Речь идет о самостоятельных методиках осуществления надзора в рамках различных групп дел оперативного учета (коррупционного характера, о должностных преступлениях, в сфере экономической деятельности, о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, о противодействии терроризму и экстремизму и пр.), а также проверок законности действий сотрудников оперативных подразделений при проведении отдельных ОРМ (в первую очередь, имеющих повышенную сложность).
Пристатейный библиографический список:
1. Гармаев Ю.П., Викулов О.В. Ошибки и нарушения в сфере оперативно-розыскной деятельности. Вып. 2: Практическое пособие. М.: Издательство "ТилКом", 2021. 120 с.
2. Козина М.Е. Виды нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. Vol. 12-1 (75).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.