Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
В.Ш. ШАЙХАТДИНОВ
Шайхатдинов Владимир Шамильевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
В настоящее время в правовом регулировании государственной службы в органах прокуратуры и Следственного комитета РФ существует ряд нерешенных вопросов.
Так, согласно Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <1>, Генеральный прокурор РФ - это лицо, замещающее государственную должность РФ. Значит, государственным служащим он не является. Другие работники Генеральной прокуратуры РФ (заместители Генерального прокурора, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, референты, специалисты и др.) названы федеральными гражданскими служащими. Государственными гражданскими служащими признаются также работники прокуратур субъектов РФ и прокуратур городов (районов), в частности начальники управлений прокуратур субъектов РФ, их заместители, начальники отделов, их заместители, специалисты и т.д. В прокуратурах городов (районов) к должностям федеральной гражданской службы отнесены должности главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов и др. Все упомянутые должности работников прокуратур причислены к должностям федеральной гражданской службы в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 <2>. Остается неопределенным правовой статус заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ и их заместителей, а также прокуроров городов (районов) и их заместителей. Эти должности отсутствуют как в Сводном перечне государственных должностей РФ, так и в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. Вряд ли можно признать такую ситуацию нормальной.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173.
<2> Там же. 2006. N 1. Ст. 118.
Ряд дефектов содержится в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3>. В п. 1 ст. 40 этого Федерального закона справедливо указывается, что служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой, а прокурорские работники - федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы. В то же время в п. 2 данной статьи утверждается, что трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре РФ". Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 40.1 исследуемого Федерального закона лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
--------------------------------
<3> Там же. 1995. N 47. Ст. 4472.
Изложенные нормы Федерального закона "О прокуратуре РФ" противоречат Федеральным законам от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <4> и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>. В силу ст. 12 Федерального закона "О системе государственной службы" поступление на государственную службу и ее прохождение осуществляются на основе контракта, а не трудового договора. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок их действия устанавливаются федеральным законом о виде государственной службы. Поскольку подавляющее большинство прокурорских работников признаются федеральными гражданскими служащими, их служба должна проходить в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". В частности, исходя из ст. 13 этого Федерального закона гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы согласно акту о назначении на должность и служебному контракту. Вопросам служебного контракта посвящены также гл. 5 (ст. ст. 23 - 32) и 6 (ст. ст. 33 - 41).
--------------------------------
<4> Там же. 2003. N 22. Ст. 2063.
<5> Там же. 2004. N 31. Ст. 3215.
Однако в Федеральном законе "О прокуратуре РФ" о служебном контракте речь не идет. В ст. 11 Трудового кодекса РФ указано, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и законами субъектов РФ о гражданской службе. Это было верно, пока действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119 "Об основах государственной службы Российской Федерации" <6>. В настоящее же время принят Федеральный закон "О государственной гражданской службе", по ст. 73 которого федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Иными словами, на гражданских служащих, в том числе прокурорских работников, в полной мере распространяется Федеральный закон "О государственной гражданской службе". Отдельные его положения могут уточняться и развиваться в Федеральном законе "О прокуратуре РФ". И лишь в случаях, когда какие-либо вопросы не урегулированы в названных федеральных законах, к служебным отношениям работников прокуратуры применяются положения Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому названное положение ст. 11 ТК РФ следует незамедлительно привести в соответствие со ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе". Аналогично нужно переработать Федеральный закон "О прокуратуре РФ".
--------------------------------
<6> Там же. 1995. N 31. Ст. 2990.
Также наличие в Федеральном законе "О прокуратуре РФ" названных дефектов может объясняться тем, что многие представители науки трудового права по-прежнему упорно считают, что служебные отношения гражданских служащих регулируются законодательством о труде <7>. Очевидно, что эти ученые работали над Федеральным законом "О прокуратуре РФ", в частности над последними изменениями и дополнениями. Справедливости ради надо отметить, что многие представители науки административного права столь же твердо убеждены, что служебные отношения гражданских служащих, не говоря уже о военнослужащих и служащих правоохранительной системы, регулируются нормами административного права. Между тем эти взгляды отражают вчерашний, а может быть, и позавчерашний день <8>. Мы же исходим из того, что сформировалась (или находится в завершающей стадии формирования) новая отрасль права - служебное право, или право государственной и муниципальной службы <9>. Это следует учитывать в законодательстве обо всех видах государственной службы.
--------------------------------
<7> Трудовое право России: Учеб. / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2007. С. 20.
<8> Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учеб. М., 2012. С. 14 - 15.
<9> Подробнее см.: Право государственной и муниципальной службы: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Гусева, А.Н. Митина, В.Ш. Шайхатдинова. Екатеринбург, 2011. С. 9 - 14.
Вопросы, подобные описанным, возникают и в связи с недавно принятым Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" <10>. Например, в п. 2 ст. 15 данного Федерального закона констатируется, что сотрудники Следственного комитета - федеральные государственные служащие, а в силу п. 3 этой статьи на сотрудников (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Ни о трудовом договоре, ни о контракте с сотрудниками речь не идет.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
Каковы же причины наличия недостатков в упомянутом Федеральном законе? Здесь уже нельзя ссылаться на положения ст. 11 ТК РФ, поскольку они касаются федеральных гражданских служащих, а сотрудники Следственного комитета таковыми не являются. Точности ради нужно отметить, что в Следственном комитете отдельные должности могут замещаться федеральными гражданскими служащими (п. 5 ст. 15). Значит, сотрудники Следственного комитета - это государственные служащие правоохранительной службы.
Однако согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О системе государственной службы" определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 этого Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О системе государственной службы" условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются федеральным законом о виде государственной службы. По неизвестным причинам федеральный закон о правоохранительной службе до сих пор не принят, поэтому в законах об отдельных видах правоохранительной службы, которые почему-то приняты раньше закона о правоохранительной службе, содержатся перечисленные дефекты. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, не следовало в п. 3 ст. 15 Федерального закона "О Следственном комитете РФ" закреплять, что на сотрудников распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Необходимо было, как нам представляется, сформулировать обязанности и права сотрудников применительно к их статусу как правоохранительных служащих с учетом положений, содержащихся в гл. 3 "Обязанности и права полиции" (ст. ст. 12 - 13) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3 "О полиции" <11>.
--------------------------------
<11> Там же. N 7. Ст. 900.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.