Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВЫХ НОРМ
С.С. ЗАНКОВСКИЙ
Законодательство об энергетике, если отбросить его технологическую сторону, распадается на ряд блоков, среди которых следует назвать энергетическую безопасность, энергосбережение, государственное регулирование тарифов, информационную составляющую <1>, международное сотрудничество.
--------------------------------
<1> Имеется в виду государственная информационная система топливно-энергетического комплекса.
И если единой экономической осью этого нормативного материала служит энергия, то ее правовой аналог уходит корнями в частное право с его закрепленными в Гражданском кодексе РФ принципами невмешательства в частные дела, свободы договора, беспрепятственного осуществления гражданских прав и т.п. Между тем цивилистика в современных условиях никак не может претендовать на роль центрального инструмента в регламентации предпринимательства вообще и энергетики в частности. Причина тому - повышение роли государственного регулирования экономики, объективно обусловленное рядом важных факторов. На первое место среди них следовало бы поставить освоение Россией рыночных отношений и соответствующих им инструментов, таких как государственно-частное партнерство, защита конкуренции, формирование государственной промышленной политики.
Необходимо принять во внимание сложности в экономическом развитии страны, связанные с экономическими санкциями, принятыми такими крупнейшими экономиками мира, как Евросоюз и США, направленными против России и вызывающими на повестку дня на уровне федерального закона вопрос об импортозамещении.
Существует и остается нерешенной группа проблем, объединенных общим знаменателем взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества, которые можно было бы назвать локальными, если бы не их совокупное значение для экономики. К ним относятся самые разнообразные вопросы - от оптимальной организации государственного контроля и надзора, регулирования цен до обнаружения бенефициарных владельцев.
Понятно, что все это требует построения законодательства по центробежному типу, где исходные общие принципы лежат в основе актов, отведенных для решения названных и иных проблем.
Одним из таких законодательно закрепленных принципов, который затронет и энергетику, должно стать импортозамещение, призванное устранить опасную зависимость от иностранных товаров. При этом замена иностранных товаров отечественными немыслима без определяющего влияния государства.
Следует, однако, констатировать, что хаотичное построение современного законодательства о государственном регулировании экономики не дает возможности провести в нем какие-либо общие начала. Этот вывод может быть подтвержден путем краткого анализа ряда принятых в 2015 г. федеральных законов с позиции импортозамещения, применительно к которому законотворческая работа представлена в 2015 г. лишь Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В указанном Законе Минэкономразвития России предоставлено полномочие определять случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны происхождения товаров, которые являются улучшенными по сравнению с качеством и техническими (функциональными) характеристиками, указанными в контракте.
Однако уже Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" вообще не содержит прямых предписаний в отношении импортозамещения и в лучшем случае создает экономико-правовые условия для его развития.
Когда речь идет о создании подобных условий, следует исходить из того, что основным источником здесь служат научные исследования. Однако в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" мы не найдем посвященных импортозамещению положений, за исключением впервые введенного понятия уникальной научной установки как комплекса научного оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, функционирующего как единое целое и созданного научной (образовательной) организацией в целях получения научных результатов, недостижимых при использовании другого оборудования.
То же следует сказать в отношении Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". В нем решены две основные задачи. Первая заключается в формировании многоуровневой национальной системы стандартизации, вторая - в содействии интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации, что требует устранения технических барьеров в торговле и создания условий для применения международных стандартов, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Все это само по себе позитивно, однако возможный потенциал Закона по отношению к замещению импорта не раскрыт.
Следует обратить внимание на еще одну категорию принятых в 2015 г. федеральных законов, которые в принципе должны были бы включать нормы об импортозамещении, но прямых указаний о нем не содержат.
Так, в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено понятие государственно-частного партнерства как юридически оформленного на определенный срок и основанного на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничества публичного и частного партнера в соответствии с соглашением в целях привлечения в экономику частных инвестиций и обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
В роли частных партнеров могут выступать только российские юридические лица, а победителем конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве признается участник, конкурсное предложение которого по заключению конкурсной комиссии содержит наилучшие условия по сравнению с условиями других участников.
Эти условия оцениваются в соответствии с критериями технического, финансово-экономического и юридического характера, причем использование каких-либо иных критериев не допускается.
И поскольку названный Закон вообще не упоминает об импортозамещении, роль последнего в государственно-частном партнерстве может быть определена лишь практикой формирования названных критериев.
Вышеизложенное позволяет заключить, что отсутствие в законодательстве о предпринимательстве центрального акта, который играл бы в сфере публичных отношений ту же роль, которую ГК РФ выполняет в частной сфере, не позволяет ориентировать развитие законодательства в нужном направлении. Иными словами, каждый новый закон самодостаточен и обычно слабо связан с предыдущими.
Но дело не только в этом. Отечественное законодательство не систематизировано, а потому ответить на вопрос о том, какое место в нем занимает энергетическое право, можно только с доктринальных позиций. В этом смысле современный законодатель проигрывает не только России XIX в. с ее Сводом законов, но и СССР второй половины XX в., когда по инициативе высших партийных властей был открыт путь к изданию Свода законов СССР. Последний, правда, включал не столько законы, сколько постановления Совета Министров СССР, принимаемые в особо важных случаях совместно с Центральным комитетом КПСС.
Поэтому более интересным в плане построения законодательства выглядит Свод царских времен, в котором Законы гражданские, следуя предложенной М.М. Сперанским для составления Свода системе, включали как общие законы об имуществе, которыми устанавливался порядок приобретения и укрепления прав на имущество (т. 10), так и особенные законы об имуществах, "которыми порядок действия прав по имуществам определяется в особенном отношении их к государственному и частному кредиту, к торговле, к промышленности и проч., почему законы эти именуются законами государственного благоустройства и экономии" <2>.
--------------------------------
<2> Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1901. С. 193.
Последнюю, особенную, разновидность гражданских законов (т. 11, 12) следовало бы квалифицировать как торговое право в широком смысле, включающее нормы частного права и нормы, посвященные отношениям государства и предпринимателей.
И хотя Свод по своему характеру представлял не что иное, как склад нормативного материала, имеющий целью улучшить правоприменение, само расположение в нем этого материала говорит о том, что его составители понимали разницу между торговым правом с его двуединым частным и публично-правовым началом и правом гражданским, ориентированным на быт и потребителя, где нормы частного характера лишь изредка несли на себе печать казенного императива.
Обратимся к Уставу строительному. Этот документ, напоминающий современный Градостроительный кодекс, но изложенный гораздо понятнее, насыщен публичными императивами, которые подробно регулируют вопросы размещения, проектирования и строительства разнообразных объектов, от молитвенных зданий до фабрик и заводов, финансирования общественных строек; называют контрольные органы и определяют круг их полномочий.
Частное усмотрение в Уставе - редкий гость, допускаемый лишь там, где императив выглядел бы несообразно. Так, при всей мощи русской сатиры XIX в. никому из писателей не пришло в голову изобличить какого-либо градоначальника в том, что он требует от фабрикантов оформить фасад завода в стиле барокко, а интерьер цехов приспособить к требованиям рококо. На сей счет в п. 166 Устава прямо указано, что строения заводские и фабричные не подлежат никаким правилам относительно фасадов, высоты крыш и других архитектурных наружных правильностей, ибо наружный вид сих строений должен соответствовать внутреннему расположению, приспособляемому к потребностям здания.
Другого представителя торгового права - Устав о промышленности - следовало бы отнести к документам всеобъемлющего характера. В нем определено правовое положение мануфактур, фабрик и заводов, порядок их создания и работы, меры контроля за ними и их государственной поддержки. Не стесняясь отраслевой щепетильностью, авторы Устава включили в него вопросы фабричных инспекций, статистического наблюдения, техники безопасности, найма рабочих, труда малолетних и женщин и т.п.
Устав впечатляет своей конкретностью: в тех, например, случаях, когда министр финансов управомочен разрешать устройство в столицах и столичных губерниях фабрик и заводов, он должен принимать в соображение потребное для этих заведений число рук и количество дров (п. 73). Но частности соединяются в нем с широкими рамками для предпринимателей.
Они не были стеснены в использовании триады прав собственника, за исключением права распоряжения своими заведениями, которое не должно вести к их "раздроблению". Владелец имел право употреблять такой капитал и такой способ работы, какой считал целесообразным, а равно мог "усилить, уменьшить или вовсе уничтожить действие своего заведения, не давая в том никому отчета, обязываясь только доставлять о всех сих переменах сведения правительству" (п. п. 82, 83).
Все это обеспечивало свободное движение капиталов, подкрепленное действием Устава торгового, который должен был играть роль основного регулятора торговых обязательств, уступая место цивилистике и торговым обычаям лишь там, где в нем недоставало каких-либо норм. Иная картина определилась применительно к вопросам создания и деятельности товариществ, обществ и артелей - здесь Устав выступал скорее в роли дополнения к законам гражданским. Этим его роль не ограничилась: Устав урегулировал морскую торговлю и предусмотрел инфраструктуру предпринимательства, включая правовое положение приказчиков, ярмарок и бирж, съездов представителей промышленности, торговли и торгового посредничества.
Все это в сочетании с уставами кредитным, о векселях, железных дорог, сельского хозяйства создавало понятную и детальную правовую основу предпринимательства в России, в которой частная инициатива и ее государственная регламентация и поддержка шли рука об руку.
Этот опыт XIX в. пригодится в наши дни. Следовало бы поднять вопрос об издании Свода законов России как первого шага в систематизации законодательства. Следующим стал бы вопрос о принятии укрупненных актов типа Энергетического кодекса, которые образовали бы законодательные блоки. Последние, в свою очередь, могли бы послужить основой для формирования центрального законодательного акта предпринимательского права.
Библиографический список
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1901.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.