Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
К. ЛЕБЕДЕВА
Транспорт играет в России важную роль, обеспечивая стабильность экономических процессов и выполняя социальные функции. В связи с этим особое значение приобретает эффективная работа рынка пассажирских перевозок с соблюдением правил конкуренции. Однако в действительности в этой сфере допускается много антимонопольных нарушений, причем не только перевозчиками, но и органами власти.
Рынок пассажирских перевозок выполняет несколько функций:
- социальную, которая заключается в обеспечении транспортной доступности для потребителей;
- регулятора развития экономики определенной территории;
- служит инструментом для извлечения прибыли участниками рынка.
Между тем, как показал анализ правоприменительной и судебной практики антимонопольных органов Сибирского федерального округа, территориальные управления регулярно сталкиваются в своей деятельности с нарушениями законодательства о защите конкуренции в сфере организации и управления транспортом.
Абсолютно все составы антимонопольных нарушений <1> применимы к субъектам данных правоотношений. Рынок пассажирских перевозок, как правило, является высококонкурентным, и поступающие в контролирующие органы обращения свидетельствуют об активной борьбе между хозяйствующими субъектами за право оказания услуг, которая, к сожалению, не всегда ведется законными способами.
--------------------------------
<1> См.: ст. ст. 10, 11, 14 - 17, 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
БОльшая часть антимонопольных дел возбуждается в отношении органов власти, которые при организации транспортного обслуживания допустили нарушения норм законодательства.
1. Принятие нормативного правового акта, ограничивающего конкуренцию.
Каждое муниципальное образование самостоятельно определяет порядок проведения конкурсных процедур и создает соответствующие акты, зачастую устанавливающие необоснованные требования к организациям, которые занимаются (или хотят заниматься) пассажирскими перевозками.
Такие действия, как правило, ведут к нарушениям при проведении торгов по отбору хозяйствующих субъектов. Конкурсная комиссия ограничена нормами принятого правового акта, регулирующего процесс отбора участников рынка, что, в свою очередь, делает невозможным выбор победителя.
2. Создание преимущественных условий участия в торгах.
К примеру, по делу УФАС по Красноярскому краю, где краевое правительство было признано нарушившим нормы антимонопольного законодательства в части создания преимущественных условий для участия в торгах крупным "муниципальным" перевозчикам. Были установлены такие критерии оценки заявок, под условия которых подпадали только перевозчики, имеющие большую материально-техническую базу. Это привело к возникновению административного барьера, осложняющего вход хозяйствующих субъектов на рынок, а также создало условия для возможного передела рынка в пользу предприятий государственной и муниципальной формы собственности. Решение УФАС было обжаловано и в настоящее время рассматривается Президиумом ВС РФ.
3. Установление требований, ограничивающих доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок.
Представляет интерес решение суда первой инстанции по делам УФАС по Кемеровской области. Суд указал на отсутствие полномочий антимонопольного органа выдавать обязательные для исполнения предписания органам законодательной власти и признал УФАС вышедшим за пределы своей компетенции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил это решение в части отсутствия полномочий антимонопольного органа.
4. Предоставление преимуществ хозяйствующим субъектам, осуществляющим "накатку новых маршрутов", необоснованный отказ в согласовании новых маршрутов.
5. Заключение договоров на оказание услуг пассажирских перевозок без проведения процедуры торгов либо с пометкой "до проведения конкурса".
6. Нарушение порядка определения победителей торгов.
7. Оказание услуг по перевозке пассажиров под видом заказных (по договору фрахтования). Такие нарушения имеют не просто массовый, но трансрегиональный характер. Их устранение силами антимонопольного органа в рамках действующего законодательства представляется проблематичным.
8. Формирование лотов при проведении торгов на выбор перевозчиков: один лот - один маршрут, один лот - два и более маршрутов. Практика УФАС по Красноярскому краю сложилась таким образом, что принимаются диаметрально противоположные судебные акты.
Следует отметить, что нарушения антимонопольного законодательства допускают не только органы власти, но и хозяйствующие субъекты, причем в последнее время все больше.
К таким нарушениям относятся:
- заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, конкурирующими на данном рынке (к примеру, когда перевозчики все одновременно не выходят на маршруты, требуя повышения тарифа на проезд);
- осуществление пассажирских перевозок без утвержденного расписания;
- выставление на торги транспортных средств, задействованных на иных маршрутах;
- предоставление недостоверных сведений при участии в торгах. В основном касается критериев, которые влияют на выбор победителя.
К настоящему времени сформировался запрос общества и государства на правовое определение механизма организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа. В свою очередь, при разработке соответствующего закона должна учитываться правоприменительная практика антимонопольных органов. Это обеспечит эффективность государственной политики в сфере организации и управления транспортом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.