Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНЦЕ XIX В.
М.В. ПЫЛЬЦИНА
Необходимость коренной реорганизации местных сельскохозяйственных органов возникла еще на стадии рассмотрения в Государственном совете проекта о преобразовании Министерства государственных имуществ, отвечавшего за управление сельским хозяйством страны, в Министерство земледелия и государственных имуществ. Цель реформирования провинциальных сельскохозяйственных органов была очевидна - осуществить сельскохозяйственную модернизацию страны и повысить эффективность функционирования сельскохозяйственных учреждений.
Начало реформаторского курса в сельском хозяйстве провинции принадлежало общественной инициативе, в частности Комиссии Императорского Вольного экономического общества (ИВЭО), которая по результатам своей деятельности подготовила мотивированный проект - "Положения о местных сельскохозяйственных органах" <1>, регулировавший все стороны организации исполнительного органа Министерства земледелия и государственных имуществ. В его основу был положен доклад кандидата сельского хозяйства и лесоводства, знатока истории правительственной и общественной деятельности по развитию сельского хозяйства в России Н.В. Пономарева, зачитанный на заседании Вольного экономического общества в ноябре 1893 г., и ряд предложений, высказанных в ходе его активного обсуждения.
--------------------------------
<1> Положения о местных сельскохозяйственных органах // Труды Императорского Вольного экономического общества. 1894. Т. I. СПб., 1894. С. 8 - 9.
В начале своего доклада автор подробно проанализировал роль и деятельность земских организаций, сельскохозяйственных обществ и окружных сельскохозяйственных съездов и пришел к выводу, что основные задачи по выходу из сельскохозяйственного кризиса, сложившегося в 80 - 90-е гг. XIX столетия в России, не были последовательно решены.
Сущность проекта Н.В. Пономарева заключалась в том, чтобы все существующие губернские учреждения и общественные структуры агрономического характера объединить в единый совещательно-исполнительный орган - губернский Сельскохозяйственный совет, в круг обязанностей которого входило обсуждение местных сельскохозяйственных нужд, участие в разрешении агрономических проблем края, предоставление правительству необходимых сведений по сельскохозяйственным вопросам.
Вместе с тем необходимо отметить, что сама идея учреждения подобного органа зародилась в Западной Европе и именно там возникли первые специальные сельскохозяйственные советы, взявшие на себя определенный груз проблем по оказанию агрономической помощи населению.
В состав Совета входили прежде всего представители администрации, как постоянные (губернский агроном, начальник местного сельскохозяйственного учебного заведения, непременный член губернского (по крестьянским делам) присутствия), так и временные (ветеринар, управляющий местным отделением крестьянского банка), приглашаемые на специальные совещания. Можно предположить, что этим официальным лицам надлежало, используя свои властные полномочия, активно способствовать разрешению провинциальных сельскохозяйственных вопросов.
Для формирования слаженного механизма местной системы сельскохозяйственного управления на совершенно новых началах докладчик не без основания предлагал включить в состав Совета председателей губернской и уездных земских управ, представителей от сельскохозяйственных обществ, губернского и уездных предводителей дворянства, профессоров сельскохозяйственных учебных заведений, являвшихся действительными выразителями местных сельскохозяйственных нужд и уже завоевавших авторитет в деле агрономической работы среди хозяйствующего населения. "Для успешного воздействия на сельское хозяйство, - отмечал автор, - необходимо создать такие учреждения, в которых бы губернская администрация занималась совместно с теми общественными элементами, которые работают на пользу сельскохозяйственного дела" <2>.
--------------------------------
<2> Пономарев Н.В. Об организации местных сельскохозяйственных органов // Труды Императорского Вольного экономического общества. 1894. Т. I. СПб., 1894. С. 54.
Таким образом, с организационной стороны Сельскохозяйственный совет, призванный выполнять свою роль в формировании и реализации сельскохозяйственной политики в губернии, можно рассматривать как смешанную полугосударственную структуру, позволявшую энергично привлекать в качестве членов Совета местных земледельцев.
При этом Н.В. Пономарев высказал постулат, важный и для современного этапа реформирования агропромышленного комплекса: для поиска путей наиболее эффективной аграрной политики государства необходимо опираться на "представителей агрономической науки". Повсеместное введение должности агрономов при губернских Сельскохозяйственных советах, призванных "заниматься подготовительными работами для совещаний, собирать... по губернии разнообразные сельскохозяйственные сведения..., исполнять обязанности непременных членов-секретарей при Советах" <3>, могло, по его мнению, позитивно повлиять на сложившийся в сельском хозяйстве порядок. Критериями для занятия должности губернского агронома являлись, во-первых, наличие высшего специального образования, во-вторых, стаж работы (несколько лет) в частных хозяйствах. Как видно из перечисленных условий, ни имущественный, ни ценз оседлости не оговаривался.
--------------------------------
<3> Там же. С. 14.
Автор проекта настаивал на необходимости построения внутреннего распорядка Совета на весьма демократичных началах: по своему усмотрению допускался сессионный порядок деятельности (1 - 2 раза в год), разработкой вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, занимался непосредственно Совет. При этом обязательный отчет о программе занятий министру земледелия не представлялся. Вместе с тем в проекте отчетливо выражена необходимость контроля за деятельностью Совета со стороны губернатора, являвшегося его председателем по должности.
Обсуждая проект Н.В. Пономарева, некоторые из членов ИВЭО высказали уничижительные отзывы о проектируемых губернских Сельскохозяйственных советах, назвав их "нагромождением новых учреждений", которые "будут так же далеко в своей деятельности стоять от мелких хозяев..., как и Министерство земледелия" <4>. Необоснованной представляется и точка зрения оппонентов, усмотревших в организации Сельскохозяйственных советов дублирование функций земских организаций в сфере сельского хозяйства. Утверждение же Ф.Н. Королева: "Чтобы оказать делу земледелия надлежащую помощь, необходимо пробудить в самих земледельцах сознание в необходимости мер к его улучшению, а это может быть достигнуто только путем распространения образования в народе" <5>, можно, на наш взгляд, охарактеризовать как передовое даже для современного периода.
--------------------------------
<4> Там же. С. 32.
<5> Там же. С. 30 - 31.
Интересна аргументация А.А. Гинкена по поводу введения института агрономов. Будучи солидарным с Н.В. Пономаревым, он подчеркивал, что "губернские агрономы должны быть органами Министерства земледелия; они должны быть, так сказать, "прокурорами" этого министерства" <6>. И далее уточнял: "Это лицо могло бы быть посредником или связующим звеном между местными деятелями по сельскому хозяйству и центральным органом" <7>.
--------------------------------
<6> Там же. С. 28.
<7> Там же. С. 45.
В окончательном варианте "Положения..." включали 11 пунктов, среди которых наиболее значимым являлся п. 2 об учреждении Сельскохозяйственных советов не только в губернии, но и в уездах, с правом открывать при них постоянно действующие бюро. Таким образом, предлагалось формирование двухуровневой системы местных сельскохозяйственных органов, правовой основой которой выступали Нормальные уставы.
Несмотря на то, что п. 3 во многом нивелировал программу преобразований, предложенную ИВЭО, тем не менее он вносил в деятельность местных сельскохозяйственных органов управления демократичные начала: предоставлялась возможность не создавать в земских губерниях Сельскохозяйственные советы при условии, что земства возьмут на себя административные и хозяйственные функции этих органов.
В мае 1894 г. вопрос о реорганизации местных сельскохозяйственных органов получил дальнейшее развитие на заседании Императорского Кавказского общества сельского хозяйства. Докладчик А. Калантар, выступивший в целом с критической оценкой проекта Н.В. Пономарева, размышляя о составе губернских Сельскохозяйственных советов, пришел к выводу, что данное учреждение лишено жизнеспособности. К числу недостатков он относил "пестроту собрания", "отсутствие постоянства этого совета", "преобладание начальствующих лиц, присутствие которых будет стеснять настоящих представителей сельского хозяйства - обитателей деревни" <8>.
--------------------------------
<8> Калантар А. О местных сельскохозяйственных органах. [Тифлис], 1896. С. 7, 12.
Проект А. Калантара предполагал деление Российской империи на сельскохозяйственные районы, в каждом из которых вводился инспекториат, "состоящий из районного инспектора сельского хозяйства и штата агрономов" <9>. Функции этого органа сводились к организации сельскохозяйственных курсов и районных сельскохозяйственных съездов.
--------------------------------
<9> Там же. С. 14.
Кардинальное отличие проектов Н.В. Пономарева и А. Калантара состояло в том, что последний ограничился включением в структуру местного органа аграрной политики только публичных институтов. Общественные силы в лице земских организаций и сельскохозяйственных обществ должны были действовать параллельно с инспекториатом, что, на наш взгляд, дезорганизовало и усложняло работу местных учреждений, а зачастую и противодействовало прогрессивным начинаниям на селе.
В целом же, при всем различии мнений, высказанных авторами проектов, объединяющим началом для всех суждений выступала общая цель - улучшение сельского хозяйства, стремление реализовать аграрно-просветительские проекты в провинции.
Подчеркивая особую значимость местной инициативы в деле улучшения сельского хозяйства, Сельскохозяйственный совет Министерства земледелия и государственных имуществ на одной из первых сессий отмечал, что "местные силы были призваны Министерством земледелия и государственных имуществ к разработке вопроса о местных его органах, более или менее удачное устройство коих, применительно к особенностям различных районов нашего обширного отечества, должно в значительной степени способствовать успеху правительственных начинаний, клонящихся к поднятию производительных сил нашего отечества и к упрочению его экономического благосостояния" <10>.
--------------------------------
<10> Краткий обзор деятельности Министерства земледелия и государственных имуществ за первый год его существования. СПб., 1895. С. 7.
Список литературы
1. Калантар А. О местных сельскохозяйственных органах / А. Калантар. [Тифлис], 1896. С. 7, 12.
2. Пономарев Н.В. Об организации местных сельскохозяйственных органов / Н.В. Пономарев // Труды Императорского Вольного экономического общества. 1894. Т. I. СПб., 1894. С. 54.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.